Модель впервые была представлена на Международной выставке машиностроения в Брно 14 сентября 1968 года как автомобиль вагонной компоновки. Skoda 1203 стала олицетворением эпохи и буквально сопровождала чехов и словаков в течение всей жизни: как карета скорой помощи, катафалк, пассажирский автобус, грузовик и транспортное средство для самых разных типов перевозок.
История Skoda 1203 отражает особенности плановой экономики в послевоенной Чехословакии. Разработка легкого коммерческого автомобиля с инновационным однообъемным несущим кузовом началась во Врхлаби во второй половине 50-х, но в производство модель была запущена лишь в 1968 году. Премьера состоялась на Международной выставке машиностроения в Брно 14 сентября 1968 года. Однако дебют остался незамеченным из-за ввода войск на территорию Чехословакии пятью странами Варшавского договора 21 августа 1968 года в ответ на «Пражскую весну». Тем не менее, Skoda 1203 стала первым за долгие годы автомобилем чешского производства, который вызвал сенсацию. И впереди у него была удивительная история.
Легкие коммерческие автомобили Skoda 1201 и 1202 выпускались на заводе во Врхлаби в конце 50-х. Они были построены на основе пассажирских моделей и не могли обладать объемным кузовом или большой грузоподъемностью. Присущая им конструкция с трубчатой рамой со временем была признана устаревшей. Поэтому весной 1956 года инженеры приступили к разработке фургона версии «пикап».
С самого начала они выбрали компоновку, при которой двигатель был расположен под передними сидениями. Таким образом, у автомобиля не было визуально выступающего капота – такой тип кузова сегодня принято называть однообъемным. Конструкция позволяла максимально эффективно использовать внутреннее пространство. Кузов Skoda 1203 был несущим, благодаря отсутствию рамы.
Однако для максимальной унификации и простоты обслуживания множество деталей в конструкции автомобиля было взято у других моделей Skoda . Так, четырехцилиндровый верхневальный двигатель объемом 1221 кубический сантиметр и мощностью 49 л.с. (39 кВт) был позаимствован у Skoda 1202. Приборная панель и задние фонари, в свою очередь, были такими же, как у модели Skoda 1000 MB. Большой спрос на Skoda 1000 MB в кузове седан – как на домашнем рынке, так и за границей – привел к тому, что в середине 1967 года производство двигателей модели 1202 и будущей 1203 было перенесено из основного завода в Млада-Болеславе в город Трнава на территории Словакии. Двигатели собирались на предприятии Kovosmalt, которое позже было переименовано в Trnavske automobilove zavody (Трнавский автомобильный завод).
Серийное производство Skoda 1203 началось 20 ноября 1968 года на полностью модернизированном заводе в городе Врхлаби. Новый автомобиль выпускался одновременно с моделью Skoda 1202, которая не сходила с конвейера до 1973 года. Изначально Skoda 1203 производилась для грузоперевозок. Обладая достаточно компактными габаритами – длина 4 520 мм, ширина 1 800 мм и высота 1 900 мм, автомобиль имел грузовой отсек объемом 5,2 кубических метра. Максимальная грузоподъемность составляла внушительные 950 килограммов и практически равнялась массе без нагрузки – 1,170 килограммов.
Максимальная скорость достигала 90 км/ч, а расход топлива, который тогда измерялся при движении с постоянной скоростью 60 км/ч, составлял 11 литров на 100 километров. Двухместная кабина было отгорожена от грузового отсека стенкой из листового металла со смотровым окошком. Одна широкая сдвижная дверь на правой стороне кузова и две распашные сзади предоставляли удобный доступ к грузу.
К 31 декабря было выпущено 192 грузовых автомобиля Skoda 1203 и еще три микроавтобуса с полным остеклением. Позже марка расширила модельную гамму множеством модификаций – Skoda 1203 выпускалась в виде грузовика с платформой, сервисного автомобиля, катафалка и автомобиля скорой помощи. Все модели были очень распространены в Чехословакии.
Skoda 1203 не была доступна в открытой продаже: она поставлялась только в так называемый «коммунистический сектор», то есть в государственные учреждения или кооперативы. Частные лица могли приобрести лишь вышедшие из пользования автомобили. Причиной был не только дефицит, но и коммерческое назначение модели, в то время как политика Чехословакии тех лет не приветствовала частный бизнес.
Skoda 1203 была омологирована не только для домашнего рынка и стран Варшавского договора. Автомобиль экспортировался во Францию и Бельгию, а также в такие дальние страны, как Египет. Кроме того, в 1971 году было построено два удлиненных автомобиля, которые использовались для различных целей – например, для перевозки гоночных Skoda 100 L, выступавших в Европейском чемпионате по шоссейно-кольцевым гонкам (European Touring Car Championship).
Модель Skoda 1203 выпускалась на заводе во Врхлаби до 1981 года, а общий объем производства составил 69 727 автомобилей. Выпуск универсала с различными техническими доработками продолжался до второй половины 1990-х в словацком городе Трнава.
На своей родине Skoda 1203 стала настоящей легендой и по праву считается культовым автомобилем – не только потому, что она практически монополизировала рынок легких коммерческих автомобилей на четверть века, но и благодаря частому появлению в чехословацких фильмах и передачах.
C 2014 года amsrus.ru
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.