По данным Авито Авто, количество сделок на вторичном авторынке выросло на 7% по сравнению с 2019 годом. И это – несмотря на увеличение цен на 7%: средняя цена автомобиля с пробегом по стране в 2020 году составила 290 000 рублей, больше, чем год назад. Одновременно с этим, по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», количество сделок с новыми автомобилями стало на 2% меньше, чем в 2019-м.
Можно смело утверждать, что покупатели во время пандемии переориентировались на вторичный рынок. В ушедшем году, по данным «АВТОСТАТ», соотношение продаж бывших в употреблении и новых машин в России впервые достигло показателя 5 к 1.
В России уже не впервые отмечается рост спроса на подержанные автомобили во время кризисов. Подобные тренды уже фиксировались на фоне колебаний курса рубля: те, кто не в состоянии вложить накопления в недвижимость, стремятся инвестировать их в автомобиль. В 2020 году росту продаж автомобилей с пробегом, кроме того, способствовали рост цен на новые машины, отложенный спрос после локдауна и перебои с поставками автомобилей от производителей.
Поскольку не сходит на нет влияние факторов, которые вызвали переориентацию покупателей на вторичный авторынок, повышенный спрос на автомобили с пробегом наверняка сохранится в течение как минимум первого полугодия 2021 года. При этом в выигрыше окажутся те автодилеры и продавцы, которые сумеют воспользоваться моментом.
Потенциал для роста продаж на вторичном рынке значителен. По данным Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), среди официальных дилеров на один проданный подержанный автомобиль сегодня приходится примерно два новых. А согласно результатам опроса, проведенного Авито Авто накануне нового года, в 2021 году приобрести новый автомобиль планируют 35% россиян, из них около 37% хотят купить его на вторичном рынке. При этом автомобили в возрасте до трех лет многие рассматривают как альтернативу новым. Это делает данный сегмент авторынка привлекательным для автодилеров.
Марат Миннекаев, руководитель группы аналитики Авито Авто
Весной на фоне пандемии дилеры быстро внедрили онлайн-сервисы по предварительному осмотру автомобилей перед покупкой, их доставке и по оформлению сопутствующих услуг. В целом они были давно к этому готовы, поскольку процесс цифровизации бизнеса начался не вчера. Однако пандемия ускорила эти процессы.
Телефонный опрос автодилеров, проведенный Авито Авто и «АВТОСТАТ», показал, что уже к середине первого месяца самоизоляции в большинстве регионов (апрель)продавцы подержанных автомобилей наладили онлайн-продажи: около 60% автодилеров предлагали клиентам общение через мессенджеры, детальные фото- и видео-отчеты, а также удаленное оформление автокредитов. Полностью удаленные сделки с доставкой в апреле, согласно результатам опроса, внедрили 15% дилеров.
Уже в мае доля дилеров, предоставляющих клиентам сервис покупки автомобиля с доставкой, стала снижаться и достигла 11%, зафиксировали аналитики Авито Авто. При этом другие онлайн-сервисы, сопутствующие продаже автомобилей, наоборот, росли в популярности. Например, в мае доля автосалонов, предлагающих покупателям детальные фото- и видео-отчеты по автомобилям, выросла до 70%.
Однако, несмотря на все особенности коронавирусного года, как выяснилось, автолюбители в России еще не готовы к полному переходу сделок в интернет. По результатам опроса клиентов дилерских центров, который Авито Авто также проводили в преддверии наступающего 2021 года, у покупателей в первую очередь существует запрос на омниканальность процесса покупки машины и бесшовную интеграцию офлайн- и онлайн-шагов купли-продажи.
Только 11% опрошенных Авито Авто покупателей за 2020 год приобрели автомобиль полностью через интернет. Однако услуга онлайн-бронирования автомобиля более популярна: ей пользовались 19% покупателей. 29% клиентов дилерских центров готовы дополнительно платить за возможность онлайн-оплаты автомобиля и/или онлайн-оценку при сдаче по трейд-ин. Также 27% респондентов были не против заплатить за оформление автокредита через интернет. Однако, несмотря на востребованность онлайн-сервисов, больше половины опрошенных потенциальных автовладельцев (55%) отметили, что финальный этап покупки предпочтут в очном формате, на площадке.
Таким образом, на сегодняшний день покупателю важна, с одной стороны, возможность получить максимум информации об автомобиле дистанционно, с другой – возможность личного общения с сотрудниками дилерского центра. А это означает, что автодилерам нужно выстраивать баланс и стирать границы между онлайн- и офлайн-каналами коммуникации по такому же принципу, как это происходит в других областях ритейла. Для автодилеров уже необходимость — общаться с клиентом не только на площадке, но и через такие онлайн-каналы, как чаты и мессенджеры. Доля пользователей, которые общаются с автодилерами в чате на Авито Авто неуклонно растет, поэтому мы добавили для автодилеров, которые размещают объявления на сайте, возможность отслеживать сообщения из мессенджера Авито Авто в CRM-системе дилерского центра.
Первое и второе места в рейтинге самых востребованных моделей на вторичном авторынке, как и в 2019 году, занимают ВАЗ (LADA) Priora и ВАЗ (LADA) 2114 Samara. ВАЗ (LADA) Kalina по сравнению с прошлым годом поднялась на третье место в списке самых продаваемых моделей, тогда как Focus опустился на четвертое.
ВАЗ (LADA) Granta (5 место) поднялась в рейтинге продаж на 2 пункта за год, обогнав ВАЗ (LADA) 2107 и ВАЗ (LADA) 2110. А вот ВАЗ (LADA) 4×4 (Нива) было продано меньше, чем Hyundai Solaris и KIA Rio, которые она опережала в 2019 году.
Что касается топ-20 самых востребованных моделей автомобилей, укрепил положение в рейтинге Volkswagen Polo, пятое поколение которого недавно было презентовано в нашей стране,, и Skoda Octavia, четвертое поколение которой также в 2020 году появилось в России. А вот Daewoo Nexia снизилась на 3 позиции в рейтинге по сравнению с 2019 годом.
C 2014 года amsrus.ru
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.