Первый прототип Smyk 1957
Машина разрабатывалась сотрудниками BKPMot под руководством инженера Казимира (Карола) Вуйчицки (Kazimierz (Karol) Wójcicki). Кузов оригинальной конструкции с целиком откидывающейся передней частью был сконструирован Анджеем Згличиньски (Andrzej Zgliczyński) и Янушем Зыгадлевичем (Janusz Zygadlewicz). За конструкции трансмиссии и подвески отвечали Ян Игнатович (Jan Ignatowicz) и Витольд Коньчиковски (Witold Kończykowski).
Автомобиль не обладал выдающимися показателями и имел множество проблем. Первой из них была цена. Smyk планировали продавать как самый дешевый автомобиль в Польше, но, этого не случилось. Стоимость изготовления одного прототипа составляла порядка 200000 злотых. Поначалу фабрика в Щецине планировала выпускать микрокары для своих сотрудников, причем, заставляя их работать над сборкой автомобиля сверхурочно.
Таким образом, согласно расчетам, затраты на изготовление автомобиля удалось бы снизить до 30000 злотых. Строились наполеоновские планы насчет выпуска Smyk. К 1960 году планировалось выпустить 500 машин, а к 1965 — вывести производственные мощности на показатель до 10000 экземпляров в год. Однако попытка организовать серийный выпуск Smyk не увенчалась успехом, так как это было экономически невыгодно.
Второй прототип Smyk 1957
Еще одной проблемой автомобиля были мотор и КПП. Двигатель позаимствовали от мотоцикла Junak, в определенных кругах называемого «польским Харлеем». Это был одноцилиндровый четырехтактный моторчик с водяным охлаждением объемом 349 см3, развивавший 15 л.с. при 5500 об/мин. и 24 Нм при 4000 об/мин. Заимствованный ДВС подарил автомобилю все недостатки, знакомые владельцам мотоцикла Junak. Основной проблемой была утечка масла. Двигатель не получал необходимого охлаждения. Очень малым был ресурс шатунов, а также цепей передач (1 и 7 тыс. км соответственно).
Согласно инженерным расчетам потребление топлива должно было составлять около 4 л/100 км. Но, испытания показали, что эта цифра будет примерно в два раза большей, и расход горючего в смешанном цикле будет составлять порядка 8 л/100 км. Это свидетельствовало о том, что мотоциклетный двигатель не обеспечивал нужного крутящего момента, и автомобиль ездил «внатяг». Разработанный на Заводе Автомобильного Оборудования в Лодзи (Zakłady Sprzętu Motoryzacyjnego) двигатель «S03» подвергся небольшим изменениям, в первую очередь был заменен кик-стартер на династартер. Электрический стартер не мог обеспечить запуск автомобиля, и поэтому решили применить декомпрессор. Из Лодзя двигатель транспортировали в Варшаву, где мотор проходил доводку и его устанавливали на Smyk.
КПП позаимствовали с того же Junak, но поскольку у мотоцикла не было задней передачи, простейшим решением было применение так называемого реверса. В итоге Smyk стал единственным автомобилем в истории, который получил 4 передачи для езды вперед и столько же для езды задним ходом. Такая конструкция имела множество недостатков. Наиболее частыми стали разрывы цепи, вызванные резкой сменой передачи.
Третий прототип Smyk 1957
Первым прототипом стал ходовой макет. Он был несколько крупнее, чем последующие серийные образцы. Его оснастили ветровым стеклом, состоящим из двух половинок, у него не было боковых молдингов и форма воздухозаборников над задними крыльями была иной. До нашего времени первый опытный образец не сохранился.
Второй прототип имел цельное ветровое стекло и был без молдингов.
Третий прототип обладал более интересным из-за скругленных форм экстерьером. На сегодняшний день он сохранился, и на данный момент находится в одном из польских автомобильных музеев.
Четвертым стал прототип, сконструированный бывшим автослесарем SFM Анждеем Антоновичем (Andrzej Antonowicz). Ввиду нестандартной конфигурации посадочных мест для автомобилей подобного класса (2+2), очень остро стояла проблема посадки пассажиров на задний ряд сидений. В итоге, в единственном экземпляре был изготовлен прототип с парой боковых дверей. Сейчас он находится в Музее Техники и Коммуникации в Щецине.
Четвертый прототип Smyk 1957
Вместо Smyk в серийное производство был запущен Mikrus. Хотя, мелкосерийное производство все-таки стартовало. Премьера Smyk состоялась 1 апреля 1957 года. Мотоциклетная фабрика в Щецине (Szczecińskа Fabryca Motocykli), где планировалось начать производство, изготовила всего 25 микролитражек.
Некоторые из первых 10 автомобилей проходили достаточно длительные испытания, о чем свидетельствует документ «Контроль производства автомобиля Smyk, составленный Витольдом Шурмаком (Witold Szurmak). На испытаниях пробег машин составлял от 2,5 до 3 тыс. км. Большинство испытываемых автомобилей предоставили директорам фабрик, связанных с SFM. По окончании испытаний некоторое число Smyk продали фактически за бесценок.
Родился в Пензе, юрист по образованию, машинами увлекаюсь давно, более 380 моделей в коллекции, фанат классики, уважаю труды Шугурова, своя авто библиотека, конструирую модели хот-родов в 43-м масштабе. Из классики владел и водил газ 24 на протяжении 11 лет.
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.