Конечно же, бобры не единственные виновники провала, но мне приятнее свалить все на них, нежели взять всю вину на себя одного. К тому же, бобры не поднимут хайп в интернете, молча стерпят, и этим грех не воспользоваться. А раз так, могу писать что хочу, без оглядки, с гиперболами, лирическими отступлениями и творческими преувеличениями.
Началось все с того, что… мне очень не хотелось ехать на эту разведку. Бывает такое, интуитивно понимаешь, что останешься дома — целее будешь. Но не отменять же анонсированное… надо заставить себя и взяться за дело. Обычно на прокладку 2-х дневного выезда выходного дня уходит четыре полных дня разведки. Это универсальная формула. Один день разведки уже был, часть маршрута первого дня готова. На все про все у меня оставалось двое суток, дефицит времени очевиден, но день еще длинный, можно поспать поменьше, а покататься побольше и все успеть.
Одна из основных причин затяжки с разведкой крылась в неготовности техники. На Дастере ехать в Мещеру не хотелось, дожди подняли болота, и утопить машинку можно в два счета. Монгол для этой цели подходит наилучшим образом, но… он завис в Пикапсервисе на профилактике после Волока. Как всегда, приехал поменять лампочку — перебрали половину машины. В середине недели стало ясно, что к выходным собрать его без ущерба качеству или количеству работ точно не успеют. А значит, надо ехать на Колуне. Сафарик же вообще не при делах, ему Байкал с Алтаем снятся по ночам.
Основная засада — колеса. Диски R17 так пока и не найдены, новенькие шины Nokian Rockproof лежать стопкой дома, в ожидании правильных «тазиков». Тяжеловес временно обут в 31-е «докатки», лысые как коленка, без пяти минут турбо-слики со следами рисунка Mickey Thompson Baja Claw. Лебедки пока нет, блокировок тоже нет. Есть шноркель, два сенд-трака, хай-джек, лопата, мачете. Даже бензопила, и та забыта дома.
Прокладка маршрута не пошла сразу, маршрут никак не клеился, я переживал, накручивал все новые и новые петли в окрестностях Егорьевска и Шатуры, анализировал карты и космоснимки, старые треки разведок, но что-то «новенькое» не выискивалось, а скатываться до повтора «старенького» не хотелось. Творческий процесс иногда надо вовремя останавливать… На эти бесполезные телодвижения ушел весь четверг, сумерки застали нас посреди болот у сгоревшего моста через речку Поля, под Шатурторфом. В темноте разведка бессмысленна, спим до рассвета и продолжаем движение.
С горем пополам, добрались до Мещеры. Остался всего день на разведку, отменяю второй ходовой день Волок.Выходных, впервые за последние годы. Хорошо что хоть в Мещере все ясно и понятно, я ее всю, родимую, искатал еще десять-пятнадцать лет назад, без всяких GPS, по бумажным картам. Сейчас быстренько сошьем новенький супер-спец-участок. Курс на урочище Убитое Поле, там я еще своих не водил, а с точки зрения бездорожья это раздолье, да и история края интересная!
Свернул на дорожку, обозначенную в карте как «Интересно». Это объезд так называемой Белой дороги, идущей севернее, и помеченной как «Нереально». Целью было выйти на дорогу с надписью «Жестко», по старой памяти там вполне можно было выбраться на север вдоль реки Сеньга.
После первых посадок на мосты, стоило сразу скорректировать планы и вовремя развернуться. Но я увлекся, посчитав, что если уж я тут худо-бедно проползаю на лысых 31-х колесах, в обнимку с хай-джеком, то участники на 33-35 зубастых шинах, вооруженные лебедками, просто пролетят и еще добавки попросят.
Уже на закате, в последней четверти этого объезда, я уперся в лужу, в самом глубоком месте которой мне было примерно по пояс. Проехать можно, но нужно филигранно точно пропустить накопанную предшественниками яму строго под собой. В темноте это сделать сложно, и я решил заночевать на сухой кочке, ведь утро вечера — сами знаете.
С рассветом я без затруднений проскочил это место и вышел на финишную прямую. До смычки с Белой дорогой оставалось метров пятьсот проселка и небольшой брод через рукав Светецкого магистрального канала. Но скоро только сказка сказывается… Поперек дороги перед Сафарем возникла… бобровая плотина! Вся пойма канала стала похожа на огромное водохранилище, а уровень воды в русле оказался никак не меньше метра, к тому же, проезду мешала сама плотина и остатки старого моста под водой. Приехали.
Возвращаться назад — минимум 5-6 часов. Ехать вперед — скорее всего утоплю машину. До старта Волок.Выходных четыре часа. Ловушка. Надо все отменять, рушить плотину, и ложиться спать, пока не упадет уровень воды…
Время около 7 утра, делать нечего, делаю рассылку (благо, есть связь), что выезд не состоится, но если кто-то уже на точке сбора, и хочет покататься по затопленной Мещере, вот вам квест, найдите организатора и подстрахуйте тросом с той стороны реки.
Отозвались два бывалых экипажа, artem3579 и JohnJunker, а следом за ними отреагировали еще несколько участников.
Согласно опубликованной выше схеме, я лопатой и руками разобрал преграждающую путь плотину. Вода хлынула стремительным потоком, оставалось наблюдать, где она себе отыщет новое русло. Ждать пришлось не долго, после чего я расчистил от мусора и завалов новые рукава, и дальше оставалось запастись терпением.
Замерять падение воды очень просто, надо запомнить, на каком уровне был ее уровень на деревьях и траве, и ждать. Рано или поздно, брод станет проходимым.
Спустить целое болото это история не быстрая, у меня процесс занял часов пять. За это время две машины участников добрались из Москвы до Мещеры и попробовали «найти меня». Тщетно. Дорожная сеть оказалась порядком скорректирована дождями, а без знания местности доверять навигатору в Мещере нельзя. Осознавая это, я решил не вовлекать в процесс еще большее число экипажей, эта затея неминуемо привела бы к разрастанию приключения в геометрической прогрессии.
Бобр — животное очень острожное. За всю свою жизнь, живого бобра я видел 2-3 раза, и рассчитывать на то, что они сбегутся в касках и с мастерками чинить испорченную плотину было бы наивно. Хотелось бы, конечно, сфотографировать виновника торжества и поговорить с ним по душам, но, увы, это практически невозможно. Одна из причин, почему так сложно встретить бобра — его ночной образ жизни. Днем бобры прячутся в хатках и на улицу не выходят. Найти же хатку очень сложно, входы в скрыты под водой. Знаю случай, когда один рыбак провалился в такую хатку и сломал ногу, выползал к людям как Маресьев, ловя ежей и поедая шишки…
Бобр — это животное, а бобер – название его меха, хотя если верить словарям, и так и так говорить верно.
Как-то раз, мне довелось отведать шашлык из бобра. Не могу сказать, что это незабываемое лакомство, но еще разок я бы попробовал.
Завидев человека, бобр делает хвостом громкий хлопок по воде – сигнал тревоги. Этот «бултых!» способен перепугать незадачливого рыбака или грибника, среди болот начинают мерещится лешие и русалки.
Мяса в бобре немного, основная промысловая ценность это мех. На пике популярности бобровых шапок, шуб и воротников, зверька едва не уничтожили как вид, так бобр пополнил список животных Красной книги. В послевоенные годы их разводили искусственно и расселяли по России-матушке. Сейчас, как мне кажется, ситуация не просто выравнялась, а стала катастрофической во многих регионах, сложно найти реку, не перегороженную бобрами.
Помимо человека, бобрами промышляют волки и лисы, и даже медведи, но выкурить его из хатки непросто. Малые реки сплошь и рядом перекрыта плотинами и идет медленное, уверенное заболачивание территорий. Мелиораторы осушают болота, а бобры их создают.
Излюбленное место жительства — пруды, реки, ручьи, старицы, водохранилища. Непременное условие — богатая прибрежная растительность, деревья и кустарники, отсутствие промерзания до дна. Плотины бобры строят для поддержания нужного уровня воды, чтобы хатку не заливало, и чтобы из жилища можно было нырнуть сразу в воду, причем как летом, так и зимой.
Грызуны за несколько минут справляются с тонкими деревьями, перегрызая стволы у основания. С деревьями покрупнее, до 40 см в диаметре, бобр справляется за ночь. Питаются бобры корой и травой, взрослая особь способна в день поглотить 5-6 кг такого «салата». На зиму бобровая семейка делает обширные запасы, и занимаются себе спокойно размножением. Летом же не до глупостей — работать надо, по 10-12 часов в сутки. Дороги затапливать, лягушачье царства расширять, комариные края приумножать.
А еще бобров очень любят организаторы внедорожных соревнований. Разместить точку в бобровнике — милое дело! Сам так много раз делал. Надеюсь, бобры не в обиде. Джиперы, конечно, чертыхаются, а вот квадроциклисты умудряются по плотинам ездить, сам тому и участник, и свидетель.
Очередной раз прогуливаясь вдоль старого канала и размышляя о нелегкой бобровой жизни, приметил, что уровень воды упал и путь открыт. Еще раз исследовал профиль дна, и решил не дожидаться друзей, пройти брод без страховки.
Дороги на том берегу известны, много раз хожены, и я наверняка смогу шустро выйти им на встречу по одной из них. Сказано-сделано, за руль, и в путь. Как и думал, брод был успешно взят с первой попытки, без шума, пыли и спецэффектов. Стратегия и терпение взяли верх.
Вышли на Белую Дорогу, проехали до первой крупной ямы… видно, что кто-то хорошо здесь сидел. Свежих следов нет, все застарелые. Объезд есть, но он не лучше. Попробуем путь на север, вдоль Сеньги, может он лучше? Удалось с одной легкой «посадкой» пройти пару километров, и вновь начались «взорванные» колеи, практически непроходимые на маленьких колесиках без лебедки. Возвращаемся на Белую дорогу, может все же проскочим там…
Пытаюсь пройти лужу вразрез, но ловлю диагональ. Блокировок нет, раскачиваю машину, но одно неаккуратное движение и Сафарь соскальзывает в глубоченную лужу, вода просачивается в салон. Двери не открыть, вылезаю через окно. Достаю хай-джек и трапики, поднимаю машину, выкладываю колею бревнами и сенд-траками. Подмога идет по пятам, по тому же объезду, по которому мы ехали вчера, и уже где-то совсем рядом, так что берегу силы, и работаю без спешки.
Для интереса прогулялись метров на пятьсот вперед, дорога буквально взорвана. Насыпи местами уже нет, проезд без лебедки маловероятен. Объездной путь, по которому я сюда попал в разы лучше чем Белая дорога или путь вдоль Сеньги.
Приехали ребята, дернули Сафарь из лужи УАЗом, посовещались, и отправились в обратный путь, который занял еще почти сутки. Но об этом я напишу в БЖ Сафаря, так как там речь пойдет не столько о маршруте, а о машине. Знакомство с новобранцем и «обкатка» прошли в режиме треша, много накоплено мыслей и наблюдений, интересных скорее патрулеводам, нежели любителям бобровых воротников и ценителям Мещеры.
Алексей Мочалов - эксперт AMSRUS, журналист, путешественник, организатор и автор проекта Волок
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.