Сергей Асланян: Здравствуйте. Сергей Асланян. В гостях у меня Игорь Ружейников.
Игорь Ружейников: Здравствуйте.
С. Асланян: Наш вице-премьер Аркадий Дворкович поехал в Японию. Там очень интересное мероприятие. Они открывают в Киото… Это будет очень серьезная страница в истории наших отношений. Это международный форум науки и технологии в обществе. Япония, как принимающая сторона, на уровне Синдзо Абэ приготовила там очень любопытное мероприятие. Открывается оно сегодня, а Дворкович приехал вчера. Было несколько моментов пожимания рук, обещаний и заглядывания в будущее. Синдзо Абэ сказал очень интересную вещь, которая задала тренд всему этому форуму науки и технологии: «Я хочу превратить Японию страну, где инновации появляются одна за другой. Нам нужна система, где знания встречают знания, где инновации притягивают еще большее количество инноваций». То есть с точки зрения руководителя правительства Японии это пока не так. А это светлое будущее. Они только идут к тому, чтобы знания привлекали знания, а инновации притягивали инновации. Дальше они заговорили о беспилотных автомобилях, и Синдзо Абэ сказал: «Это находится за гранью моего воображения, но, поверьте, это время настанет, и настанет очень скоро».
Аркадий в этой связи заявил в ответном слове, что уже в 2018-м году Россия будет иметь беспилотный автомобиль.
«Мы сделаем всё, чтобы использовать такие машины, произведенные в России, на Чемпионате в 2018-м году. Это не легко, но я думаю, мы добьемся успехов в такого рода проектах». Ни в коей мере не ставлю под сомнения слова Дворковича, но у меня есть некоторые сомнения в технологиях. Обладаем мы ими или нет. Поэтому вчера вечером на своем сайте я задал два вопроса, насколько это возможно или не возможно. Сейчас повторяю их для аудитории, которая только подключается к обсуждению. ВКонтакте есть возможность зайти на страницу Маяка и проголосовать. Игорь, подскажи, как это сделать.
И. Ружейников: Надо зайти на страницу Маяка ВКонтакте. Здесь есть запись, где нарисован красивый автомобиль, похожий на автомобиль из фильма «Назад в будущее». И голосование: «Обсудим воскресное заявление Аркадия Дворковича: «Россия уже в 2018 году будет иметь беспилотный автомобиль». Два варианта ответа: «Да, так и будет, это по силам нашей экономике, промышленности и науке». И второй развернутый ответ: «Нет, это невозможно и не по плечу не только нам, но и другим странам».
И. Ружейников: Прошу прощения. Я сейчас одной фразой дезавуирую всю тему. Я редко последнее время езжу на автомобиле. В воскресенье ездил.
Половина автомобилей, которые передвигаются по Москве — беспилотные.
С. Асланян: Это достижение не столько науки и технологии, сколько человеческого разума и ЕГ.
И. Ружейников: И его отсутствие. Разума, а не ЕГ.
С. Асланян: Да. Естественно. Именно потому, что ЕГ ведет к отсутствию разума. И этот тренд до сих пор не отвратим. Это очень серьезно перекликается с Днем учителя, который сегодня в слезах отмечает половина страны. Часть рыдает, потому что поставила не на ту лошадь, то есть до сих пор ничего не заработала на этой профессии. А часть является жертвой системы образования. Наша система, как мы помним по предыдущему министру образования, сводится не к тому, чтобы воспитать человека-творца, а воспитать человека-профессионального потребителя.
И. Ружейников: Вот здесь я с вами полностью согласен. Даже на 147%.
С. Асланян: У нас уже пошли звонки. Давайте посмотрим, насколько вы верите в беспилотные автомобили в 2018 году.
Слушатель: Здравствуйте. По поводу технической возможности реализации беспилотного автомобиля в нашей стране я верю. Даже, думаю, если на таком высоком уровне заявления такие появляются, то автомобиль появится. Другой вопрос в том, что беспилотный автомобиль — это своего рода поезд. Только вместо рельсов, которые направляют его движение, тут информационная инфраструктура. Очень большое обеспечение нужно такому автомобилю.
С. Асланян: Когда вы говорите «беспилотный автомобиль», что вы имеете в виду?
Слушатель: Это как задача математическая. Беспилотные автомобили всегда будут ездить чётко, соблюдая дистанцию и так далее. То есть это такое системное решение проблемы пробок, транспортных сетей и так далее. Другой вопрос, что нужны большие вложения в инфраструктуру. То есть это автомобиль, в котором нет водителя. Автомобиль, в котором водитель — это машина, компьютер.
С. Асланян: Вы сказали, что технология позволяет. А какие у вас данные есть для подобного утверждения?
Слушатель: У нас есть очень большие наработки в робототехнике, как бы оно смешно не казалось. Но на недавней выставке вооружений было представлено очень много образцов. Не беспилотной техники.
С. Асланян: Вы все-таки уходите в сторону.
И. Ружейников: Нет, он не уходит в сторону. Здесь беда с логикой. Вы говорите, что можно делать поезд, который будет ездить без машиниста. Только нет технологии создания рельс для этого поезда. То есть ездить он не будет. Вы сказали: «Можно. Но должна быть вся инфраструктура». Значит нельзя.
Слушатель: Правильно. В границах Олимпийского парка, например, или в границах какого-то стадиона, если это всё будет приурочено к открытию Чемпионата мира по футболу, это всё будет. Вы сводите всё к абсолюту. Вы в каком виде хотите, чтоб он был реализован?
С. Асланян: Я вообще его боюсь. И у него нету законодательной подоплеки. Как только машина-робот на кого-то наехала, возникает вопрос «Кого сажаем в тюрьму?».
Слушатель: Возникает вопрос «Кто виноват?». Тот, кто писал алгоритм? Или тот, кто плохо спаял этого робота-автопилота. Я к чему говорю. В качестве эксперимента или демонстрации. Как робот фирмы Toshiba, по-моему, делает, который выходит, руку жмет, улыбается, лица распознает. Пока только на таком уровне. Свинтить и показать такой образец можно. Практическая эксплуатация вызывает у меня очень большие сомнения.
С. Асланян: Хотя бы на уровне разработки. Вы говорите, что технологический уровень позволяет.
Слушатель: Но на полигоне, где строго ограниченная среда.
С. Асланян: Хорошо. Пусть на полигоне. Пусть этот полигон будет называться Олимпийская деревня или Студгородок. Там, тем не менее, будет большое количество неизвестных под названием пешеходы с нечеткой логикой и странным алгоритмом. При этом, наша машина, обладающая нашими технологиями должна будет опираться на систему координат не GPS, а ГЛОНАСС. У ГЛОНАСCа какая погрешность сегодня?
Слушатель: По-моему, погрешность определения — 25 метров, насколько я помню.
С. Асланян: Правильно. 25 метров. Стремимся к 20-ти.
Слушатель: ГЛОНАСС — это лишь только опорные координаты. Понятное дело, что нужна привязка к местности. Но будут расставлены радио-маяки, которые позволят очень точно определить. Это будут электрокары. Как гольф кары. Сильно они разгоняться не будут. Это не значит, что сразу поставят машину а-ля спорткар.
С. Асланян: Предположим, что технология позволяет. Тогда последний вопрос. Кто будет это изготавливать? Кто у нас в стране главный по изготовлению электромобилей в промышленных количествах?
Слушатель: Боюсь, что сложности у нас с этим будут очень большие. Я свою Родину люблю, но здесь я реалистом буду: в этом автомобиле часть комплектующих будет производства КНР.
С. Асланян: Это может быть, например, автомобиль, который мы купим у японцев. И это будет какой-нибудь Mitsubishi i-MiEV.
Слушатель: Это большое заблуждение. Его как раз и допустил господин Прохоров: наличие в кармане толстой пачки денег еще не гарантирует, что вам кто-то что-то продаст. Желание купить, ещё не значит, что вам что-то продадут.
С. Асланян: Если мы очень попросим наших китайских друзей — они нам не откажут. Но в совокупности получается большое количество нерешенных вопросов, которое к 2018-му году вряд ли нам удадутся.
Слушатель: Правильно. Мы сейчас говорим про электромобиль, но технология похоже на литографию, технологию печати процессоров. Почему-то китайские товарищи не спешат с нами поделиться станками, фабриками, которыми они обладают в больших количествах. Я больше надеялся, что разработка будет наша, а реализация, к сожалению, не у нас. Если только экспериментально в рамках единичных образцов.
С. Асланян: Все-таки у вас противоречие. Заявка была, что технический уровень позволяет реализовать затею, а мы пришли к выводу, что не позволяет.
Слушатель: Может быть, я с самого начала не правильно понял, что вы имели в виду.
С. Асланян: Пришла СМС от нашего слушателя. Система доказательств нашего слушателя меня убеждает. Он считает, что у нас не будет автомобиля-беспилотника на примере Газелей. Он пишет:
«Куплены две Газели Next».
Это две новейшие, самые хорошие машины. Мы помним Славу Субботина. Он у нас здесь рассказывал о том, что лучше этой Газели у нас в стране нет. Продолжение СМС:
«В обеих нет ни одного болта в верхнем рычаге подвески. Тут пилот не спасет».
Качество сборки, когда наш пролетариат, гордый своей династией, приводит нового человека в слесарный цех и говорит ему: «Сынок, запомни, твой дед, и твой отец это резьбовое соединение кувалдой забивали. Поэтому ты не опозорь нашу династию, ты продолжай». И вот выходит новая Газель. У нее, по большому счету, технологический процесс такой же новый как она сама. Результаты какие? Как будто мы собираем трактор.
И. Ружейников: Я отношусь к Дворковичу с большим уважением. Хотя ему на мое уважение плевать. Это было имиджевое заявление. И он сказал очень осторожно: «У нас будет такой автомобиль». Мы догадываемся о том, что он имел в виду. Это то, о чем говорил наш радиослушатель: есть большая футбольная деревня, и там будут ездить штук 20-40 электромобилей. Разумеется не с ГЛОНАССом, а с GPS.
С. Асланян: Цитата дословная: «Мы сделаем всё, чтобы использовать такие машины, произведенные в России, на Чемпионате в 2018-м году. Это нелегко, но я думаю, мы добьемся успехов. Мы сделаем всё, чтобы использовать такие машины, произведенные в России, на Чемпионате в 2018-м году. Это нелегко, но я думаю, мы добьемся успехов».
И. Ружейников: Они будут использоваться на чемпионате. Они будут доезжать от метро «Спортивная» до метро.
С. Асланян: По поводу произведенного в России тут нам пришла СМС: «Начинка может быть какая угодно. Потому что мы и Ford Focus производим в России». Конечно. Это абсолютно наша машина. Так же как и BMW. Мы делаем ее в Калининграде. И вот тут ты абсолютно прав. Почему Дворкович это сказал? Потому что Синдзо Абэ говорит «Я хочу превратить в страну, где инновации появляются одна за другой, где знания встречают знания». То есть в песочнице сидит некоторое количество детей, и один из них, как из анекдота про нового русского, вынужден играться пейджером. Потому что мобильный папы сломался. Один мальчик достал красивый совочек, другой притащил очень красивое ведерко, а третий сидит, понимает, что у него игрушек нету. Он говорит: «Ничего. Зато скоро у нас всё будет».
И. Ружейников: Вопрос. Зачем? Зачем Дворкович это сказал — понятно. Но ведь это сейчас может стать вопросом обсуждения в обществе. Нужен нам электромобиль или нет. Кстати, напомни, что сейчас американцы делают с грузовиками.
С. Асланян: У американцев два направления. Есть проект DARPA, который имеет прямое отношение к Пентагону. У них эти грузовики на сегодня потихонечку вышли за пределы полигона. Они ориентируются сами в условиях, в том числе, химического заражения, в условиях абсолютного задымления и ездят они по минным полям отчизны вполне осмысленно и могут себе позволить перемещение в полностью автономном режиме, неся вооружение и выполняя боевые задачи. То есть они могут даже распознать свой-чужой. Второе направление — гражданское, где они войсковой подвоз переводят на полный автопилот и формируют колонны из нынешних грузовиков. Они берут даже, допустим, наш трофейный ГАЗ-53 или Газель. Ставят на него достаточное оборудование. Машины компонуются в колонны и занимаются тем, что везут мимо моджахедов любое количество взрывчатки, боеприпасов и медикаментов.
И. Ружейников: И если вдруг моджахеды взрывают эту колонну, то ни одного человека не погибает.
С. Асланян: Причем вторая технология позволяет управлять дистанционно. Она, если что, передает управление человеку. Она уже прошла испытания в Афганистане. Она применяется. Самое главное, что они пошли по очень экономному пути. Они берут любую машину и переоборудуют ее. Поскольку исполнительные механизмы не требуют серьезных вложений.
И. Ружейников: Как ты думаешь? Американцы парятся по поводу того, какая плата стоит? Где она сделана. Она в Китае сделана, на Тайване или в Америке.
С. Асланян: Фирма Intel, например, по сию пору не китайская.
И. Ружейников: Фирма Intel не китайская, а вот фирма Lenovo, которая поставляет Пентагону компьютеры — китайская. Это же всё не важно где.
С. Асланян: Это всё не важно где, но есть один нюанс. Американцы всегда продают только то, что не нужно им. Почему, например, Toyota Prius существует? Откуда появился этот гибрид? Японцы разработали? Нет. Американцы. Просто потому что американцы знали, что это тупик, выбросили в свободную продажу патент. Японцы купили и на нынешнем четвертом поколении, начиная с третьего, начали зарабатывать. Первые два были ущербными, они приносили убыток. Но японцы упрямые, и любую безделушку они могут довести до какого-то коммерчески реализуемого варианта. Они в этом отношении молодцы, потому что изобрести сами они не могут ничего. Довести до ума чужую идею они в состоянии. Русские чем хороши, это тем, что мы можем придумать совершенно фантастическую вещь, до которой американцы не додумаются.
Но техническое воплощение — как у Дворковича: в 2018 году может быть оно конечно и будет, но вот как оно будет, и где оно будет — мы не знаем.
И у нас уверенности нет. Результаты первого голосования, которое я провел на своем сайте, как раз и свидетельствует о том, что люди пребывают в пессимизме. 84% заявили «Нет, это невозможно и не по плечу не только нам, но и другим странам». Google, который борется над подобным алгоритмом, не имеет по сию пору реального результата. Все что у Google есть, выглядит абсолютно чудовищно. Гугломобиль похож на карикатуру. И если это — светлое завтра, то лучше б оно никогда не наступало. Это мечта наркомана. Ты утром просыпаешься, а пылесос поехал делать тебе кофе. Я уже такое не хочу пить. Когда микроволновка превращается в стиральную машину — я тоже не хочу этого. А когда они все вместе еще и транспорт, и они мне говорят: «Поехали хозяин, я тебя довезу» — нет, это перебор.
С. Асланян: Мы продолжаем обсуждать перспективы беспилотного автомобиля в 2018 году, который нам и японцам пообещали. Теперь мы пытаемся понять, сможет ли страна на слова Дворковича отреагировать технологиями и конкретным воплощением.
И. Ружейников: Что скажет купечество.
С. Асланян: Купечество, наверняка, уже приготовилось. На Рублевке, я думаю, будет какой-нибудь ажиотаж. В этом тендере примут участие лучшие кошельки нашей страны. Там более, что Рублевка позволяет нормально и беспрекословно ехать в указанном направлении, выстроившись в затылок друг другу. Нам пехотинец-теоретик написал СМС: «Зачем взрывать беспилотный караван, если можно забрать груз и транспорт?». Существует боевое охранение. Никто просто так колонну не пускает. К разговору о том, насколько далеко мы продвинулись в технологиях беспилотных автомобилей. В 1992 году в нашей стране был построен концептуальный автомобиль под названием Экстремист. Тогда это слово не имело такого оттенка, оно было абсолютно миролюбивым. И подразумевало только тех, кто исповедует не совсем традиционные ценности. Никаких серьезных, вульгарных и кровожадных последствий не подразумевало это название.
Машина Экстремист великолепного дизайнера Александра Николаевича Захарова была совершенно фантастического облика.
В интернете почти нет ее портретов. Хотя машина была настолько серьезно проработана, что ее даже продували в аэродинамической трубе. У нее было очень много интересных наработок. Она была полноприводная, она была с совершенно фантастическим аксиальным двигателем. И у нее была система автопилота. Подразумевалось, что водитель плюхается на сиденье, говорит «Питер», щелкает пальцем, и машина везет его в Питер. Причем автомобиль, на тот момент, обладал нормальной технологией нечеткой логики. Той самой, которая сажала наш Буран. Если кто не в курсе, Буран в автоматическом режиме выбирал из двух посадочных площадок наиболее оптимальную. Он смотрел угловой ветер, осадки, видимость, коридор. И он совершенно нормально выбрал наиболее нормальную площадку. Именно эту технологию можно было поставить на наш автомобиль. Она уже тогда была готова. Кооператив «Март» подошел к тому, что спокойно реализовывал потенциал нашей оборонки. Например, на Экстремисте стояла система распознавания векторных предметов, удаленных на дистанцию 3 километра. Система по объезду препятствий.
И. Ружейников: Догадайтесь, с чего это было снято.
С. Асланян: С того вертолета, у которого была система распознавания проводов. Он идет на очень низкой высоте. Команду, работавшую над Экстремистом, возглавлял легендарный человек Гесс де Кальве. Человек, который смог через поколения, революции и репрессии сохранить эту фамилию. Он и Захаров отказались от автопилота, понимая, что машина без пилота не коннектится с человеческой психологией. Вне зависимости от страны.
Мы были первыми. Google тогда еще не существовал.
И только наш Буран умел сам выбирать себе дорогу. У японцев единственное что было — это бритва Panasonic. О которой в рекламе написано не только, что она сделана из стали самурайских мечей, объясняя причину вымирания этих самураев с мечами из такой стали, но и то, что она обладает алгоритмами четкой логики. У них бритва только начинала соображать, брить ей или не брить, а у нас был космический корабль и автомобиль. Тогда психологами было выявлено, что человек не готов, во-первых, полностью передать управление, а во-вторых, не готов использовать автопилот в экстремальных условиях как страховочную систему. Когда в экстремальной ситуации машина понимает, что данный алгоритм ведет к гибели в том числе и человека, и, спасая его, берет управление на себя. То есть ты объезжаешь КАМАЗ, ты пытаешься уйти от тонированной девятки, и в этот момент машина говорит: «Подожди, хозяин, сейчас я все сделаю». Количество сумасшедших у нас и так 24% населения. Есть шанс, что тронется умом гораздо больше. Тем более жалко: богатые люди, купили хорошую технику, отечественную, патриоты. И вот такой результат. Поэтому
в этой машине к серийному производству было подготовлено абсолютно все, за исключением автопилота. Его убрали на стадии проектирования.
1992 год. Эта машина была представлена широкой публике на выставке, был полноразмерный макет. Дальше компания «Март» ушла в другие разработки, и начали делать интересные вещи в контакте с оборонкой. И они были практически первыми, кто сказал, что оборонка наша умеет великолепно думать, но опираться на неё несерьезно и любой, кто сделает попытку при их помощи стартовать в светлое капиталистическое завтра — обречен. Потому что оборонка не в состоянии обеспечить. Заявить — да. Исполнить — нет. И мы по сию пору с этой иллюзией живем. Наш слушатель, ссылаясь на выставку вооружений рассказывало том, насколько чудесатей и чудесатей наши успехи, он все-таки смотрел рекламу, чем разбирался в том, что есть на сегодняшний день. Даже танк Армата требует небольшого допиливания с помощью надфиля и рашпиля.
Слушатель: Я считаю, что это невозможно ни в одной стране мира на данный момент. Общество к этому не готово, так как рухнет экономика. Не нужны будут водители, не с кого будет брать штрафы, сократятся органы, которые надзирают над этим делом. Рухнет все.
С. Асланян: Вы замахиваетесь на весь мир, но есть страны, где штрафы не берут. И полиция с этого не кормится. Поэтому там ни экономика, ни частный бизнес полицейских на обочинах не рухнет. Во-вторых, в Америке в трех штатах разрешено движение автопилотов по дорогам общего пользования. У них специальные номерные знаки. Пока еще там сидит человек во всем белом, но не управляет. Он должен быть тем крайним, кто сядет в тюрьму. Да и если что – он подправит алгоритм. Определенные шаги в этом направлении делаются, и Америка в этих трех штатах в смятении не прибывает. У них есть даже оптимизм какой-то. Поэтому есть все-таки географические точки, пододвинувшиеся чуть-чуть ближе к реализации этого проекта, и есть страны, в которых это совсем уже вряд ли. Это к разговору о том, что не весь мир.
Слушатель: Этот проект можно реализовать в любой стране мира. Вопрос в том, что люди не готовы. А именно те правительства, которые управляют этими странами.
С. Асланян: Японцы и их премьер готовы. Мы об этом сказали. Премьер не верит в это лично, но он сказал: «Это находится за гранью моего воображения, но, поверьте, это время настанет. И настанет очень скоро».
Слушатель: После третьей мировой войны это настанет, я думаю.
С. Асланян: Или в связи с ней. Но Синдзо Абэ считает, что это произойдет к Олимпиаде в Токио в 2020 году. Мы пытаемся обогнать их. Мы как всегда, с Америкой и Японией мы тягаемся. Мы сказали в 2018-м, японцы на уровне, не менее ответственном, чем мы, заявляют 2020 год. Причем японцы совершили несколько стратегических ошибок. Например, на уровне компании Mitsubishi, которая отказывается от производства и разработки легковой линейки, переведя все деньги на электромобили. Они оставляют себе внедорожники, а в i-MiEV — бешеные никому не нужные табуретки. Но в Японии мир выглядит совсем по-другому. Им кажется, что подобное реализуемо и востребовано. Японцы на третью мировую не рассчитывают, они думают, что у них в 2020-м будет Олимпиада. И этого вполне достаточно. Хотя тоже стресс не малый.
Слушатель: В Японии есть чем людям заниматься. У них есть определенные компании, где люди все просчитывают. Каждый человек знает, где он будет работать через два — три года. Они могут планировать свою экономику, свою бюджет и так далее.
С. Асланян: Вы знаете, японцы будут работать все там же и через 20 — 30 лет. Потому что, единожды ступив в какую-либо корпорацию, они остаются там на всю жизнь. Единственное что их там же и не хоронят, но умирают они непосредственно у своего станка или письменного стола. Поэтому стабильностью они обеспечены. Но все-таки японцы на это рассчитывают всерьез, а вы говорите, что и им это не по зубам.
Слушатель: Мы ж не знаем экономику Японии.
И. Ружейников: Мы прекрасно знаем экономику Японии, это третья экономика мира. Большая ошибка. Мы задаем вопрос. И большинство слушателей его воспринимает каким образом? Что все автомобили будут беспилотные. Это как с метро. Есть десятки городов, где метро беспилотное. И с каждым десятилетием этих городов все больше и больше. Но это не значит, что по остальным рельсам ездят беспилотные поезда или беспилотные трамваи. Кстати беспилотные трамваи уже тоже есть.
С. Асланян: Есть. И безработица не наступает.
И. Ружейников: Если будут беспилотные автомобили, то это не значит, что все автомобили будут беспилотные.
С. Асланян: Это наш максимализм. Мы мир воспринимаем либо черным, либо белым. И если что, то говорим от имени народа и мировых правительств. Это свойство, заложенное в нас в школе, это особенность педагогирования в нашей стране. Но японцы действительно умеют совершать грандиозные промахи в экономике. Сейчас, например, они роют себе могилу экскаваторами местного японского производства, пытаясь создать вооруженные силы и положить огромное количество денег на алтарь защиты Отечества, на которое никто не нападает. И если что — американцы их прикроют их тем же самым, чем они их победили в 45-м. И есть несколько стран, не нуждающихся в милитаризции, которые также находятся под их защитой, например, та же самая Южная Корея. Она понимает, что с Северной Кореей лучше не связываться, но Сеул состоит из американской военной базы, к которой пристроено несколько корейских жилых кварталов.
И. Ружейников: У японцев это политика, а Дворкович сделал имиджевое заявление. Мы хотим быть впереди планеты всей, сделав работающий по всей стране автомобиль с автопилотом.
С. Асланян: Мы в выходные праздновали Ласточку, которая летает из Зеленограда в Москву. Едет она со скоростью до 140 км/ч. Что является для нас прорывом потому, что для нее сделали отдельный путь. Она идет не по тем же рельсам, по которым раньше ходил бронепоезд.
И. Ружейников: 1965 год, Париж — Леон, 600 км/ч, если не ошибаюсь.
С. Асланян: Это к разговору о технологиях. В железной дороге, где чуть меньше вводных, чем на автомобильном пути, мы при нашем нынешнем уровне, закупив чужой подвижной состав, не позволили себе скорость как у французского, или как у японского. Или Китай, который заявил, что они возьмут отметку в 600 км/ч.
И. Ружейников: Пойми. Когда ты едешь со скоростью 600 км/ч, красотами России как ты будешь любоваться?
С. Асланян: Да точно так же. Я ездил на японском Синкансэне, который летел, в этот момент я любовался красотами Японии. Они были различимы.
И. Ружейников: Ну, это японские, а наши не будут различимы.
С. Асланян: Конечно. Кроме Фудзиямы, что там ещё смотреть? А у нас какие красавицы машут руками на полустанках!
И. Ружейников: Это, конечно, смешно. Когда ты едешь на обычном испанском поезде всего 120 км/ч, это как электричка. Это никакой не скоростной поезд. А у нас это прорыв в технологии.
С. Асланян: Почему у них в поездах тихо, а в наших нет?
И. Ружейников: Зато у нас туалеты хорошие.
С. Асланян: Владимир из Ельца спрашивает: «Раз вы такой умный — объясните, почему делают Mercedes, а не делают ракеты? А почему русские делают ракеты, а не делают Mercedes? Может быть, кто-то что-то не умеет?».
И. Ружейников: Немцы делали ракеты. И та ракета, из которой получилась семерка, на острове Городомля, она как раз была из немецкой ракеты.
С. Асланян: Некоторые не потому что не умеют, а потому что понимают, что это не надо. И поручают, в данном случае, американцам. Американцы за них делают. И французы за них делают. Peugeot, Citroen и Renault мы уже делаем, но пользуемся их патентным правом. И в данном случае получается, что мы не делаем Renault. А французы делают Renault и летают в космос.
И. Ружейников: Удивительная несправедливость.
Слушатель: Будет или не будет — время покажет. Но если вспомнить фильм «Пятый элемент», там были летающие машины, но водители все-таки были. Брюс Уиллис был водителем летающего такси.
С. Асланян: То есть технология позволяла автомобиль оторвать от земли, но водителя из-за руля никто не вышвырнул. Вы, наверное, помните. И в вашем детстве, и в моем, в разных телепередачах показывали летающие автомобили. И они тоже по сию пору реальностью не стали. Так же, как и беспилотники. Так же, как и по электромобилям, нет серьезного прорыва, несмотря на то, что Tesla использует телефонные мобильные аккумуляторы и с ними катается на довольно большую дистанцию. Это все технологии.
Автомобиль Элона Маска — это, по большому счету, разработка 1864 года.
Просто современные технологии позволили это облечь не в форму телеги, а в форму более красивого автомобиля. Но прорыва в этом нету. Никола Тесла прорывную технологию с собой забрал, сказав, что мир не готов к этому. И когда Никола Тесла решил передать электричество на некоторое расстояние, мы потом по ошибке считали, что это Тунгусский метеорит. Хотя, конечно, метеоритом, он не был. Но технология, действительно, внушает уважение.
И. Ружейников: Слава Богу, что никому не передал.
Слушатель: Дожить бы. Посмотреть, что там будет дальше.
С. Асланян: Вам нужно дожить до 2018-го года. Потому что в 2018 году Россия будет иметь беспилотный автомобиль. Это заявление было не из серии «может, да, а, может, нет». Это все-таки не перевод с японского на русский. Это перевод с русского на русский. Скорее всего, технология уже на пороге, несмотря на то, что мы к этому относимся так подозрительно.
И. Ружейников: Гражданский беспилотный автомобиль сейчас нужен? Я понимаю, зачем нужен военный беспилотный автомобиль.
С. Асланян: Это главный вопрос.
Ты обозначил причину, по которой до сих пор нет беспилотного автомобиля. И по которой его не будет. Потому что он никому не нужен.
Даже шведы, фирма Volvo, которая является главным подрядчиком и исполнителем «нулевой смертности». А «нулевая смертность» — это, в данном случае, не словосочетание, а государственная программа шведского правительства. Нулевая смертность на дорогах при ДТП. Ей шведы занимаются больше 20-ти лет. 20 лет тому назад у них на дорогах погибло 600 человек, и они поняли, что это невыносимо. Нужно срочно стремиться к нулю. Фирма Volvo начала разрабатывать протоколы обмена данными между автомобилями. Когда можно в автоматическом режиме садиться на хвост головному, который всю смену, выстроив в хвост друг другу, ведет как вагончики в поезде, машины, которые присоседились. Учитывая сопоставимость маршрутов. «Мне туда. И тебе туда. Поэтому я становлюсь вагоном в твоей сцепке. И еду бампер в бампер». Тоже неплохая технология. Но и это — эксперимент, который никому не нужен. Она может быть интересна для программистов. Потому что они в кои-то веки пишут по живому, по человеческим жизням. Все остальные их игрушки, даже шикарные танчики, позволяют человеку остаться в живых. А когда речь идет о том, чтобы отдать компьютеру управление космическим кораблем или самолетом, люди остаются рядом. И имеют мощнейшую систему поддержки, поскольку один на один электронике никто ничего не отдаст ближайшие поколения электроники и людей. А беспилотный автомобиль — это игры разума. Это овеществленный Герберт Уэллс.
Автомобиль будущего Mercedes-Benz
И. Ружейников: Допустим, сейчас пришли ученые, создали искусственный интеллект. И он сейчас внедряется в автомобиль. Ты его не знаешь. Ты с ним не знаком. Ты с ним не выпивал. Он тебе не рассказывал анекдоты. Но он не хуже тебя, садись рядом с ним и езжай. Ты готов сидеть рядом с ним? Я отвечу. Не готов.
С. Асланян: Не готов. И три закона Айзека Азимова прописаны, но этот алгоритм не является превалирующим.
И. Ружейников: В мире, который не фантастический.
С. Асланян: И кода где-нибудь на перекрестке пересекутся пути многих пилотов, и там будет один живой велосипедист, то кто-то обязательно погибнет.
И. Ружейников: Потому что по первому, второму или третьему он будет спасать кого угодно, кроме этого велосипедиста.
С. Асланян: Мы будем вынуждены закопать все транспортные потоки, чтоб они никак не пересекались с пешеходными.
И. Ружейников: И получится что? Поезд.
С. Асланян: Который мы уже имеем. В том числе и в полностью автоматическом режиме. Он есть в метро. Он есть на многих железных дорогах. Он есть на ветках в аэропортах, что во Франции, в Париже, что в Германии, во Франкфурте.
И. Ружейников: Это я к тому говорю, что у нас в 2018-м году будет. Будет отечественного производства.
С. Асланян: Дворкович сказал — будет. Несмотря на то, что «это не легко, но я думаю, мы добьемся успехов в такого рода проектах». Наше голосование ВКонтакте к чему привело?
И. Ружейников: Оно привело к таким результатам: 68% «Нет. И в мире не возможно». А 32% говорят «Да. Так и будет. Это по силам нашей экономике, промышленности, науке». Одно не противоречит другому. Никто не сможет и не захочет это сделать, потому что это никому не нужно. По силам? Да. 5 штук будут ездить по спортивной деревне.
С. Асланян: Вы являетесь большими оптимистами, чем читатели моего сайта. Потому что у меня 84% полагали, что этого не будет. Причем мы в данном случае даже не рассматриваем нашу страну. Эта технология нереализуема во всем мире, но в этот эксперимент играть, конечно, будут.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) АСЛАНЯНОМ СЕРГЕЕМ СТЕПАНОВИЧЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ (УЧРЕДИТЕЛЕМ, ЧЛЕНОМ, УЧАСТНИКОМ, РУКОВОДИТЕЛЕМ ИЛИ ЛИЦОМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ОРГАНА ЛИЦ, УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 9 ФЗ «О КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ»), ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ. Сергей Асланян - автоэксперт
интересно на какой операционке он будет работать )))))
так придумали же давно. а движителей у нас хватит http://www.sm-lux.ru/pics/p102/b016.jpg
Опять новости в будущем времени. Сколько их уже было…
Хрен ли там делать — парктроник стоит 3к рублей. Для беспилотного автомобиля надо 3 парктроника проц от мбла и сервопривод от Сд диска. Всё…
Один из дворковичей уже обещал ёмобиль
У нас целая страна беспилотная, чего уж там об авто рассуждать…
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.