Алексей Соломин: Очень плохо закончилась прошлая неделя, какими-то страшными новостями, естественно из-за падения курса рубля, что перестали поставлять иномарки сюда. Что происходит?
Александр Пикуленко: Во-первых, чтобы совсем перестали – такого нет. Например, законтрактованные машины идут. Да, конечно, сейчас продавцы с тяжелым сердцем отдают автомобиль по цене контракта. Вы пришли, заплатили, заказали машину, вам ее сделали на заводе, привезли. Денег с вас взять больше уже нельзя.
Пока непонятно, какой курс будет, но судя по всему, если на этой неделе не произойдет никаких резких телодвижений, то все согласны, что курс между 60 и 70 вполне устроит всех. Ведь в автомобильном мире главное не сиюминутные скачки. Главное – понять, сколько это будет стоить. Это самое важное. От момента заказа машины до момента получения ее клиентом, как правило, проходит четыре месяца.
А. Соломин: Правильно я понимаю, что клиент заключает контракт на автомобиль в рублях, соответственно теряет на этой разнице дилер? То есть он покупает за доллары или евро, а привозит и отдать по контракту должен за рубли.
А. Пикуленко: Да. Как правило, в контрактах не написано про форс-мажор — повышение курса. Я, по крайней мере, такого не видел. Могут, конечно, попытаться поиграть с клиентом и сказать, что мы вам не отдадим машину, пока вы не доплатите. Но это большой скандал. Пока таких скандалов нет.
Алексей Нарышкин: Давайте зафиксируем. Цены уже выросли?
А. Пикуленко: Пока нет. Пока, за исключением официально объявленных 5%, 10%, 15%, цены не растут.
А. Соломин: Если я сегодня приду покупать машину…
А. Пикуленко: В салонах машины стоят.
А. Соломин: Но это уже купленные?
А. Пикуленко: Почему? Стоит много машин с пробегом.
А. Соломин: Я имею в виду, если их привезли сюда, значит, их уже купили там.
А. Пикуленко: Там купили, но здесь-то не купили. Ведь не все машины под заказ. Есть так называемые дилерские заказы. Дилер формирует определенные пакеты, оплачивает машины, а уже потом, как правило, берет в банках кредит или берет машины на консигнацию, а потом передает их клиенту. Это другой тип продажи машин. Но клиенту это, в общем-то, неважно.
Реально сейчас машину купить можно, но уже по цене, которая стала больше.
Если машины есть, любой дилер, не желая торговать себе в убыток, часть машин, конечно, оставил на складе и ждет, пока появится стабильность. Не пропадут, поверьте мне, невзирая на все стенания русского народа и всю скорбь сионского в глазах. Я не стал пока заниматься новыми машинами. Понятно, что творится в салонах.
Я побывал в большом центре по продаже подержанных машин. Есть на любые деньги. От 300 тысяч до бесконечных миллионов.
Даже увидел за 12 миллионов, тебе продадут Mercedes-Benz S-класса из-под начальственной задницы, которая терла его на питерском экономическом форуме.
А. Нарышкин: Там прямо написано на ценнике – «вы знаете, кто сидел в этом кресле?».
А. Пикуленко: Так и написано. Пожалуйста, 12 миллионов – и она ваша. Стоит Lancer Evolution, 900 тысяч. Mini Cooper S за 630 тысяч. На любые деньги есть машины. Я бы не сказал, что ажиотаж, хватают все, только дайте – нет. Народ ходит, выбирает, ходят менеджеры, которые говорят: «Что вы ищите? У нас тут пять этажей плюс масса помещений, где вы можете подобрать себе все, что угодно». Техника есть. Приезжие есть. Я обратил внимание на лица кавказской национальности.
А. Нарышкин: Если кто-то копил деньги на новый автомобиль, лучше сейчас поскорей купить или можно отложить на месяц-два?
А. Пикуленко: Естественно, я бы, например, купил сейчас. С другой стороны, в январе клиента будет мало и все равно можно будет подобрать себе машину. Торопиться с покупкой автомобиля не надо, потому что, наверное, как мне объясняют экономисты, времена наступают тяжелые и дважды надо подумать, прежде чем купить автомобиль самый соблазнительный, не придется ли его через какое-то время продать? Ну мало ли, вдруг не хватит денег на содержание.
Если вы купите Тойоту, в любой ситуации вы ее продадите быстро и с минимальными потерями. А если вы купите Citroen, то продавать вы его будете долго и с большой потерей в цене.
Уж не говоря о том, что если вы купите какой-нибудь Geely, вряд ли вы найдете клиента хотя бы за приемлемые деньги.
А. Соломин: Если у вас накопились деньги на машину, лучше подержать их в валюте какое-то время?
А. Пикуленко: Конечно. Подождать.
А. Соломин: И посмотреть, возможно, цены на рынке снизятся.
А. Пикуленко: Если у вас деньги в валюте, тогда можно вообще никуда не торопиться. Потому что рынок рано или поздно придет к точке равновесия. И предложение и спрос опять войду в нормальное русло.
А. Соломин: Но ведь еще на спрос у нас влияет в принципе экономическая обстановка в стране и снижение реальных доходов населения.
А. Пикуленко: Естественно. Поэтому клиентов будет меньше. Первое желание официальных дилеров будет получить с Нарышкина за себя и за Соломина, который к нему в автосалон дорогу не нашел. Но через какое-то время они понимают, что уж если пришел Нарышкин, давайте ему дадим все возможные скидки. Хоть как-то уедет человек на автомобиле.
Причем дилеры сейчас начнут шевелиться, начнут предлагать программы. Наконец-то, я думаю, перестанут они перестанут превращаться в контору по выдаче автомобилей, а начнут действительно зазывать клиентов всякими интересными программами.
Может быть, появится и лизинг нормальный. Может быть, появятся и какие-то другие формы. У всех есть свои банки, которые могут кредитовать под другие проценты, нежели это делает, например, Сбербанк. Тойота банк, наверное, предложит что-то дешевле. То есть будут работать с клиентом, жизнь не остановится. Да, может быть, не так массово мы будем закупать автомобили, но все равно покупать будем.
А. Соломин: Как это повлияет на российского автопроизводителя? Совсем банкротства пойдут?
А. Пикуленко: Не будут банкротства. Если Тольятти будет загибаться, ему помогут. Так же, как и Ульяновскому и Горьковскому автозаводу. Своих не сдадут, добавят денег. А мировые производители? Стагнирует российский рынок – растет китайский. Не добрали в России – добрали в Индии. То есть у большого транснационального концерна всегда есть свобода маневра. И здесь можно посидеть, перетерпеть, даже демпингуя и, может быть, неся некие убытки, но все-таки потом свое набрать. Ведь важно сохраниться на рынке. Ушел с рынка – входить будет сложнее. А потом что такое покинуть рынок? Ты же обидел своего клиента. У нас и так лояльность клиента невысока. Поэтому ушел с рынка, плюнул на меня – я больше никогда твою машину не куплю. Поэтому будут терпеть, сжимать зубы, с головных штаб-квартир просить денег, но все равно будут оставаться на рынке.
А. Соломин: К тому же могут прийти другие. Сейчас ОПЕК почему не стала снижать цены на нефть? Они говорят: «Мы сейчас уйдем с рынка, меньше нефти будем поставлять, а тут придут какие-нибудь американцы со своей сланцевой».
А. Пикуленко: И здесь то же самое.
Уйдет Volkswagen – его место быстро займет Toyota.
А. Соломин: Какой же не преданный покупатель.
А. Пикуленко: Лояльность покупателя у нас очень низкая. Есть, конечно, люди, которые никогда не пересядут, например с Range Rover на УАЗик. Но есть люди, которые с удовольствием перебегут к тому, кто предложит им более выгодные условия эксплуатации, сервиса.
А. Нарышкин: Низкая лояльность покупателей – это из-за каких-то наших национальных особенностей?
А. Пикуленко: Конечно. Мы любим разнообразие. Мы все-таки еще не насытились автомобилем. Поэтому сегодня тебе нравится Ford, а завтра тебе нравится Maserati.
А. Нарышкин: Мы еще готовы экспериментировать?
А. Пикуленко: Да. И очень даже. Если обратить внимание, у нас очень часто встречаются машины удивительной расцветки. Это значит, люди не очень думают, что с ними будут делать на вторичном рынке. Европеец такое не всегда может себе позволить, если он не какой-то фрик последний.
А. Нарышкин: Потому что машину всегда покупают, как в последний раз. А кто знает, что будет?
А. Пикуленко: Это нормальное состояние нашего общества. А вдруг больше не удастся? Поживу хоть сегодня.
А. Нарышкин: Зато красиво.
А. Пикуленко: Это раньше был крутой парень на BMW, а сейчас парень на BMW – это всего лишь парень с пятью годами кредита.
А. Нарышкин: Все равно люди как-то любят самовыражаться, подчеркнуть индивидуальность. Машина, не такая как у всех, – это очень важно – особенная, потому что он ее очень любит!
А. Пикуленко: Самое главное, что, невзирая на все кризисы, машины мы покупать будем, на хороших автомобилях будем передвигаться и, самое главное, я еще раз повторю, никто с нашего рынка не уйдет. Все будут держаться, потому что это сегодня 2 миллиона, потом 3, потом 5 , потом 7 – и так до бесконечности.
А. Нарышкин: Спасибо большое!
Я вот сходил к Фольксвагену — не понравилось. Вернулся к Тойоте и не кашляю.
Тойота навсегда!!!!:)))
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.