В конце прошлого века, когда единственным средством массовой информации, посвященным автомобилям был журнал «За рулем», там вышла статья Льва Михайловича Шубурова, о том, откуда появляются автомобили, например, в комплектации люкс. Когда падает спрос на основную модель, нужно добавить какое-то количество того, что теперь уже мы современным языком называем опциями.
А по тем временам это воспринималось, как некоторая доработка, и машина, по сути, не меняя никаких своих потребительских свойств, приобретала определенную привлекательность и какой-то элемент новизны. Тем самым она спасала продажи, поскольку люди обращали внимание на несколько забытый и слегка поднадоевший товар. То есть, это был вариант не то, что рейстайлинга, но, по крайней мере, в относительно новой обложке для улучшения продаж. Тем более что в те времена сменяемость модели на конвейере была не такая стремительная, как сейчас.
Потом, когда автомобильная индустрия перевернула страницу, и вышла на оперативный простор «джиповодства», выяснилось, что джип хотят все. И джип в данном случае, как раз тот тип автомобилей, который вмещает в себя все нюансы и все оттенки: и внедорожник, и кроссовер, и вообще любой полный привод. Либо нечто, что производит заведомо более выигрышное впечатление вне зависимости от сути.
И американцы, например, или для американского рынка специально сделанные японцами, очень много машин, которые по внешнему облику являются довольно здоровым и увесистым ящиком, вовсю «джипуют», как-то провоцируют на «джиполюбство», при этом, по сути, являются достаточно немощными, банальными, примитивными и не настолько многообещающими, насколько их облик.
В Европе принято стеснятся больших машин, и всегда есть какое-то легкое зазнайство и неуравновешенности человека, только что дорвавшегося до больших денег, если он вдруг приобретает себе либо большую машину по размеру, либо внедорожник. В Европе – дороги. Например, французская автомобильная промышленность по сию пору не понимает, зачем делать полный привод, если достаточно моно – переднего либо заднего. Хотя, конечно, для каких-то своих узких сегментированных целей, в том числе, для армии, иногда они позволяют себе достаточно удачные конструкции.
И вот теперь, когда уже привлекать внимание к слегка устаревшему товару или несвежей обертке дополнением всяким люксов бессмысленно и бесполезно, достаточно в целом не затевая подобных странных экзерсисов, работать уже по теме «карася за порося». Например, создавая кроссоверы либо псевдокроссоверы.
В общем, многие фирмы именно этим путем и пошли, начав создавать машины, которые должны производить впечатление такого себе покорителя газонного бездорожья, и уверенного шанса пробиться в любую погоду. В том числе, и даже в дождь, например, к супермаркету. Это грандиозный подвиг. А в снег – это практически геройство, которому равных нет. Вот ты садишься на полноприводную машину или на псевдополноприводную, и по расчищенному шоссе, при «зверском сибирском морозе» примерно в -3 градуса, приезжаешь в супермаркет. Очень многим этого хватает.
Если посмотреть статистику продаж, то автомобили, изначально созданные в полноприводном варианте, у покупателей не пользуются таким уж вожделенным спросом, именно потому, что они дороги. А все вокруг знают, что машина бывает и полноприводной в этой коробке, и, конечно, достаточно купить себе моноприводную. И все будут думать, что у него, наверное, полный привод.
Вот как с Qashqai, например. Он есть полноприводный, но весомая часть продаж – передний привод. И какая-нибудь BMW X1… Там тоже в порядке вещей, когда она моноприводная. Задний привод у X1 не имеет право на существование. И Х1 с немощным мотором, в стартовой комплектации на заднем приводе – это не то, что даже роликовые коньки. Это обломок швабры. Похоже на инструмент, но пользоваться им не получится. Главное, что и хвастаться им как-то странно. «У тебя BMW? X1? А какой привод? Задний? А, ну это диагноз». Но ведь покупают.
Очень многие фирмы в последнее время даже перестали откровенно работать над полным приводом, создавая эту имиджевую подачу. Знаете, наши клиенты должны будут сами догадаться, что это настоящий джип. Вам же хочется. Значит, вы и поверите.
Если посмотреть, как позиционируется на нашем рынке Kia Soul, у которого полного привода не было никогда и не будет никогда… Kia Soul – это городской кроссовер. Это приблизительно то же самое, что и четырехдверный купе.
Или, например, как в свежем номере газеты «Авторевю», они взяли и назвали Запорожец двухдверным седаном. Нет, на самом деле, двухдверный седан всю жизнь назывался купе. Вот он как раз купе и есть. Трехобъемный кузов, две дверки – это не седан, а купе. Странно, что они это забыли.
Так вот кроссовер, имиджево приподнимающий на действительность, возвышающий его самооценку отражения в зеркале до небес, очень популярен, востребован, и во многих странах производится, в принципе, в моноприводном исполнении. Французы, например, свой Citroen DS4 тоже считают кроссовер. С какой стати? Непонятно. Но считают. Причем считают, что это главный конкурент недоделанной машине BMW X1. Peugeot 3008 – тоже кроссовер. На нашем рынке полного привода у нее нет в принципе, и не будет никогда; она переднеприводная. Но кроссовер.
АвтоВАЗ в этой связи, пораскинув мозгами и поняв, что перспектив нет никаких, и клиент куда-то уходит, не стал всерьез задаваться вопросом «куда же девается клиент?». Не стал интересоваться, что же происходит. Да, падение рынка на 5%, падение продаж АвтоВАЗа, теперь уже понятно, на 15%. Перспективы общего падения рынка – 20%. Значит, перспектива падения продаж АвтоВАЗа где-то больше 30%…
Клиент уходит. Почему и куда он уходит? Клиент от АвтоВАЗа уходит в двух случаях. Либо потому, что он окончательно обнищал, либо потому, что поумнел. Среднестатистический клиент АвтоВАЗа – неумный бедняк. Если у него меняется статус, например он, разбогател, то он в таком случае сразу уходит к иномаркам. Или он поумнел – и сразу уходит к иномаркам. Либо же он обнищал, и даже Жигули ему не по карману. Он не уходит к китайцам, а перестает покупать в принципе. Такой клиент переходит на тушенку, соль, спички, сахар и запасается топором.
Экономическая ситуация, в целом, у нас неблагополучная. Клиент отшатнулся от АвтоВАЗа именно в первую очередь, потому что к Жигули никогда не относились, как к категории товаров первой необходимости. И в этой связи, Бо Андерссон посмотрел, насколько не блистательны перспективы рынка, закрыл газовое направление. Ясно, что спроса не будет, а инфраструктура не создастся никогда.
А делать-то что? Как же быть? И тут он пришел к вполне логичному в Европе и совершенно несуразному для нас выводу: надо лепить псевдокроссоверы. Нива не обеспечивает продажа. Chevrolet Niva– тем более. Она как была уродом, так им и остается. Это инвалидка, которую не то, что нужно было снимать с производства, а нужно было это производство запретить.
Тем не менее, она есть. В общую статистику она якобы не попадает, хотя АвтоВАЗ на ней определенные деньги зарабатывает. Развивать дальше Ниву, наверное, смысла нет, потому что непонятно, что с этим делать. Полный привод – если, помните, Kalina универсал должна была родиться. 10, 20 и 100 лет назад не родилась и уже не родится, а тут псевдокроссовер.
И ведь есть же Renault Sandero Stepway. Очень интересная машина, которая обеспечивает 20% продаж. В этой связи, стратегически АвтоВАЗ приходит к выводу: мы начнем лепить псевдокроссоверы. Мы возьмем, например, Kalina. Шикарная машина. Русские люди обожают ее. Потенциал ее – великолепен. Мы сделаем псевдокроссовер. Мы поднимем ее на пару сантиметров, назначим другой ценник и добавим пару аксессуаров.
А еще мы возьмем Largus. Поднимем его на пару сантиметров, обляпаем пластмассой, добавим название Cross и тоже кинем его в продажу, и русские люди потянутся. К сведению Бо Андерссона: люди в этой стране АвтоВАЗу его прошлое не простят никогда. Как бы не просыпался Бо Андерссон с утра и не ощущал себя европейцем; как бы топ-менеджеры АвтоВАЗа не позиционировали себя перед зеркалом в роли европейцев; как бы они не утверждали друг перед другом, что уже где-то чего-то достигли европейского, – АвтоВАЗ был и остается изготовителем дешевки. И псевдокроссовер – это непростительное заблуждение. Лучше бы даже не тратились.
Президент Российской Академии Художеств, основатель и директор ММОМА Зураб Церетели предоставил для проекта специальное исполнение… Read More
Exlantix ES дебютировал на Пекинском международном автосалоне 2024 года как четырехдверное электрическое купе, предназначенное для… Read More
Дизельная версия рамного внедорожника Read More
Exeed объявляет о начале продаж нового среднеразмерного кроссовера TXL Автомобиль доступен в четырех версиях: Business,… Read More
Во время международного автосалона в Пекине Chery планирует представить робота Mornine Read More
Прямая скидка увеличена до 250 000 рублей, а общая выгода может достигать до 470 000… Read More