Насколько смерть является логичной для автомобильной фирмы? Как и для человека: естественной, логичной, закономерной. Фирмы, как и люди, не отличаются навыком долгой жизни. А на чем основан принцип выживания? Как и у людей – чем больше стая, тем выше шансы. Одиночки погибают первыми, а сплоченные семьей иногда доживают до красивых юбилеев.
Начало ХХ века дало около тысячи автомобильных фирм. Почти все они были инициативой одиночного инженера, взявшегося за интересную и современную проблему. Решив ее и немного насладившись лаврами, дивидендами, славой, фирма продавалась, либо закрывалась в связи с утратой коммерческого интереса или иссякшим азартом.
Массово родившись на старте идеи, когда автомобиль казался небесспорным, неперспективным и бесполезным, дав всплеск патентованных изобретений и зарегистрированных товарных знаков, фирмы стали закрываться уже в Первую Мировую Войну.
Вторая волна сокращений случилась в связи с очередной мировой войной. Ее пережило еще меньше автомобильных компаний. Но пока одиночки погибали в борьбе за существование, другие объединялись в концерны и умело развивались, особенно вдали от войны. Например, американский GM лишь процветал.
Сейчас вместо войн поголовье автомобильных компаний сокращают экономические кризисы, накопленные годами ошибки и избыточное самомнение.
Уже на нашем веку Большая Американская Четверка превратилась в Тройку, утратив корпорацию АМС, закрылись древние Talbot, Eagle, Studebaker, DeSoto, Imperial, Sunbeam, Matra, Simca, Rover, Pontiac, умерли молоденькие Saturn, Hummer. Отошли от легковых дел, спасаясь спецтехникой и грузовиками Panhard, DAF, Isuzu, ГАЗ…
Когда кризис 2008 года потрепал концерны, державшие под крылом иноземные производства по всему миру, к краю пропасти отчетливо подошли фирмы, оставшиеся без семейной опеки.
В шаге от некролога колеблются SAAB, Mitsubishi, Suzuki, Subaru, Holden и пребывающий в тяжком мезальянсе FIAT-Chrysler. Чудом спаслись от фатального шага Volvo, Nissan, Daihatsu. И все еще непонятно, чем закончилась спасательная операция Peugeot-Citroen-DongFeng…
Действительность не радует, прогноз пугает.
Аналитики Morgan Stanley аккуратно сообщают, что совсем скоро в живых останется шесть автомобильных концернов. Чтобы не сеять панику, Morgan Stanley не дает подробностей, но намекает на унылый пример Детройта, превратившегося из центра автомобильной промышленности Америки в опасный для жизни город. На самом деле это очень оптимистичный пример. Проблема Детройта не в увядании заводов и кризисе отрасли, а в исходе белого населения в следствии социальной политики. Причем начался исход сразу после войны, в середине прошлого века, а помер Детройт только теперь, когда его добил собственный мэр. И если вся аналитика Morgan Stanley основана лишь на этом некрологе, то перспектива не пугающая.
К тому же, американские аналитики рассматривали нынешнюю карту автомобильного мира в одну секунду замерзания, остановив время здесь и сейчас и оглядевшись по сторонам. Без учета происходящих процессов. Первый из которых – Китай.
Никто не знает, как Китай будет решать проблему своего убогого автопрома, но понятно, что она ее решит.
Первый заход Китая, попытавшегося сделать себе автомобили на шестистах заводах, привел ко всемирному хохоту и слезам умиления от корявых жестянок, обрезанных «болгаркой» и покрашенных лаком для ногтей. Вторая попытка силами 104 заводов продолжила веселить мир, хотя и основывалась на воровстве. Сейчас предприятий в Китае 95 и они опять ничего не могут. Но уже появился Qoros, куплены Volvo и PSA. Дистанция между тремя попытками, а на самом деле между сменой стратегии, всего 15 лет. Учатся китайцы плохо, но быстро.
Второй весомый игрок – Корея. 40 лет тому назад страна стояла по колено в грязи рисовых полей и ездила на буйволах. Сейчас Америка и Европа ездят на автомобилях KIA и Hyundai, а в кармане у половины земного шара привет от Samsung и LG. Взявшись за тему последними, корейцы стали первыми. Например, автобусы на суперконденсаторах уже ездят по Сеулу, а водородная программа KIA-Hyundai опередила японскую и американскую. Определяя участников предстоящей в скором будущем битвы за первое место, немецкие аналитики не обращают внимания на сцепившихся в спарринге GM и Toyota и принимают ставки на пару Volkswagen и KIA-Hyundai.
Еще один аргумент против американского некролога от Morgan Stanley озвучил Карлос Гон. Он не хуже других умеет раздавать «Черные метки», но оперирует конкретикой производства:
выживут все, кто производит в год больше 5,5 млн. автомобилей.
Успешно затевая альянсы, на такой объем способно гораздо больше шестерых, намеченных американцами к выживанию.
По итогам 2013 года всемирная автомобильная промышленность выпустила 60 млн. машин. По прогнозам европейских аналитиков в ближайшие годы будет преодолен рубеж в 100 млн. автомобилей. И пока умирающая от инбридинга, эмиграции и торжества мультикультурализма Европа пересаживается на велосипеды, ролики и скейты, автомобиль становится по карману в странах, по инерции воспринимаемых нищими и потому пешеходными.
Не случайно, Карлос Гон повелел возродить Datsun в Индии, Индонезии и ЮАР. В этих странах люди богатеют, да и прирост населения радует и пугает одновременно. А еще есть надежда на Южную Америку, как и на прочую Африку. Понятно, что сами страны этих континентов ни на что не способны. Они уже несколько веков играют в цивилизацию белых и все еще карикатурны. Но их постепенно заберет себе Китай, наладит жизнь и в том числе потребление. И хотя это сильно скажется на этническом составе (занятная смесь — негр с китайцем), в абсолютных цифрах автомобильного производства может случиться внезапный для Morgan Stanley подъем.
А почему американцы полагают жизнеспособными только шестерых? На сегодня румяными, здоровыми и жизнеспособными выглядит несколько больше концернов и фирм:
Кроме них долголетием и непотопляемостью блещут премиальные и откровенно дорогие фирмы, у которых наценка за бренд обеспечивает грандиозную прибыль, а лояльность клиентов непоколебима: Porsche, Mercedes, BMW.
Американский взгляд на мир констатирует положение вещей, видимое с их материка. Хотя собственному автопрому, заведомо более устойчивому, они определили хоть и долгий период, но все равно не больше 15-20 лет. А уж прочим назначено утонуть, судя по всему, в ближайшие 10 лет, когда по европейскому прогнозу намечен рекорд абсолютного производства в 100 млн. автомобилей.
Развязка случится на наших глазах…
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) АСЛАНЯНОМ СЕРГЕЕМ СТЕПАНОВИЧЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ (УЧРЕДИТЕЛЕМ, ЧЛЕНОМ, УЧАСТНИКОМ, РУКОВОДИТЕЛЕМ ИЛИ ЛИЦОМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ОРГАНА ЛИЦ, УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 9 ФЗ «О КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ»), ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ. Сергей Асланян - автоэксперт
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.