Невероятно, но первый электромобиль появился даже раньше, чем машина с бензиновым двигателем. С тех пор двигатели внутреннего сгорания не только завоевали планету, но и угрожают её будущему. Пришла пора нанести ответный удар, но для этого надо избавиться от ряда недостатков.
Длительная зарядка и невозможность делать «марш-броски» на дальние расстояния, делает использования электромобиля Tesla за пределами городов уделом энтузиастов. Сеть быстрых зарядок призвана спасти ситуацию, но развитая инфраструктура пока есть только в США и Европе.
С другой стороны, электромобиль по сути своей обладает рядом неоспоримых преимуществ. Батарея обеспечивает низкий центр тяжести, масса сосредоточена вокруг центра машины, что помогает обеспечить почти идеальную управляемость. Малое количество подвижных деталей, отсутствие необходимости часто обслуживать автомобиль, низкая стоимость километра пробега и нулевой выброс в атмосферу.
Если убрать все минусы, то может получиться идеальный автомобиль, который является современным, быстрым, хорошо управляемым, экологичным, недорогим в эксплуатации и почти необслуживаемым. Слишком хорошо, чтобы быть правдой! Давайте попробуем разобраться как обстоят дела на самом деле.
Компания Tesla продает автомобили не совсем традиционно. Например, гуляя по торговому центру, можно наткнуться на бутик «Tesla» с автомобилями внутри. Маркетологи компании верят, что именно такой формат лучше подходит для четырехколесного «гаджета».
Встречаются и традиционные автосалоны. Зайдя в один, я машинально выхватил взглядом бородатого мужчину в шортах и, практически сразу, опознал в нем соотечественника. Я подошел, представился и поинтересовался является ли мой собеседник владельцем Теслы или только собирается им стать.
В ответ незнакомец сказал, что уже владеет Model S и Model X и протянул мне визитку. «Нарочно не придумаешь» — подумал я. Передо мной стоял директор Moscow Tesla Club Алексей Еремчук. Именно он первым «притащил» Tesla Model X в Россию. Вот, кто мне расскажет опыт владения электромобилем от первого лица.
Алексей Еремчук. Moscow Tesla Club
В России, как известно, Tesla официально не продается, но количество ввезенных машин уже превысило три сотни и, по моему мнению, энтузиасты «тесловоды» заслуживают отдельной медали за упрямство. Официально обслужить эти машины в России не представляет возможным.
Для тех, у кого машина «европейская» и кто живет в центральной России есть вариант сгонять в Финляндию или Германию, но это будет стоить не одну тысячу евро плюс время в пути. Для владельцев «американок» ситуация заметно плачевнее. Европейские дилеры отказываются обслуживать такие машины, а коммерческий ремонт обходится в круглые суммы.
Как говорится, голь на выдумки хитра, если такой эпитет можно применить к владельцам Tesla, но наши умельцы научились обслуживать свои электромобили внутри страны и Алексей этому процессу немало поспособствовал. Вот и в этот раз он оказался у дилера Tesla неслучайно.
«Одно из слабых мест Tesla – замок капота, который при неаккуратном закрывании, ломается и заклинивает. Tesla отказывается продавать запчасти и каждый раз приходится им объяснять, что я не могу пригнать машину из России», — поделился Алексей.
Пока мы разговаривали, наконец-то вынесли злополучный замок в сборе с двумя длинными тросами. Алексея является настоящим фанатом своего дело, но с другой стороны, видит в тотальной электрификации свои минусы.
«Сегодня мы следим за ценой на нефть, но ведь может так случиться, что стоимость электроэнергии пойдет вверх. В таком случае мы освободимся от нефтяной зависимости, но попадем под электрическую.», — добавил Алексей.
Ввезти новую Tesla в России очень сложно. Приходится прибегать к хитрости — ставить машину на учет в стране покупки, и только потом ввозить ее в Россию, как формально бывшую в употреблении. Стоимость таможенной очистки прибавляет к цене машины еще примерно 50%. Да еще и транспортный налог на Tesla существует и превышает 100 тысяч рублей в год. На лицо забота нашего правительства об экологии и развитии новых технологий. Электромобильное движение в нашей стране существует не благодаря, а вопреки.
Другое дело США. Не обязательно покупать машину за живые деньги, можно взять ее в лизинг с ежемесячным платежом о 1 до 2.5 тысяч долларов в зависимости от комплектации, что вполне сопоставимо с конкурентами.
Мой первый опыт езды на Tesla состоялся чуть менее трех лет назад, когда вышла полноприводная Model S с двумя электромоторами в версии P85D, способная разогнаться до 60 миль в час за 3.2 секунды. И тогда, у меня сложилось двоякое впечатление об автомобиле. Машина несомненно вызывает «Вау-эффект», но только не по качеству материалов. За эти деньги можно найти машину с более качественным салоном. Впрочем, Тесте многое прощается.
Model X построена на той же «тележке», что и «эска» и выпускается в шести версиях суммарной мощностью от 259 л. с. до 773 л. с. Маркетологи не только решили уйти в популярный нынче формат кроссоверов, но и постарались наделить машину еще большим количеством «фишек», которые привлекают к бренду все новых сторонников.
Кроссовер дружелюбно откроет дверь, когда почувствует приближение водителя с ключом и закроет за ним дверь, как только тот коснётся педали тормоза. Управлять дверями можно и с центрального 17-ти дюймового монитора. Только представьте, как выгодно вы будете смотреться, подъехав к своей девушке, и открыв для нее дверь, не выходя из машины.
Салон, по-прежнему выполнен в миниматистичном стиле, поэтому ждать от роскоши не приходится, но качество материалов выросло. Из приятных мелочей появились карманы в дверях, вентиляция сидений, передняя панель, стойки и крыша отделаны алькантарой.
Лобовое стекло, тонированное поверху, по началу не бросается в глаза, но стоит поднять голову, как понимаешь насколько же оно огромно. Такое стекло позволит любоваться звездами или светофорами, когда проехал стоп-линию. Начинается оно, традиционно, от кромки капота, а заканчивается в районе центральных стоек. Солнцезащитным козырькам места не нашлось, поэтому они притаились вертикально вдоль стоек. Перевести их в рабочее положение можно путем присоединения к платформе зеркала заднего вида. Фиксирующий магнитик отщёлкнется автоматически.
Сиденья с «рабочей» стороны выглядят традиционно, а вот сзади отделаны глянцевым пластиком. Сиденья второго ряда не умеют менять угол наклона спинки относительно подушки, что немного необычно, но сидеть удобно.
Для доступа на третий ряд, достаточно нажать кнопку на кресле второго ряда, чтобы оно вместе с передним сиденьем подвинулось и нырнуло вперед. Нагибаться слишком сильно не придется, ведь раскрытое «крыло сокола» фактически убирает крышу над головой пассажиров.
Двери эти могут открываться в условиях ограниченного пространства, определяя расстояние до препятствия, и способны изменять угол отклонения двери. Именно в этом их отличие от дверей в стиле «крыла чайки», которые имеют фиксированный угол в «логте».
Сиденья третьего ряда расположилась на границе салона и багажника. Их уже нельзя назвать детскими и стоят они по ходу движения в отличие от Model S. Я разместился на третьем ряду вполне комфортно даже с ростом выше среднего (184 см.). Если придется возить не только пассажиров, но и багаж, то кресла третьего ряда легко убираются в пол. Кстати, не забываем, что на месте традиционного моторного отсека у Теслы тоже багажник, пусть и небольшой.
Сев за руль, я наспех настроил сиденье под себя, забыв про руль и зеркала. Уж очень хотелось побыстрее выехать. Ударив по «мерседесовскому» рычагу переключения передач, я отпустил педаль тормоза и началась магия. С первых метров я почувствовал себя в «своей тарелке», будто ездил на этой машине не один месяц.
Нетипично для США, но буквально через 500 метров мы вдруг оказались на «грунтовке», но не подумайте, что это норма. Дорогу ремонтировали, а перекрыть ее не получилось из-за отсутствия альтернативных маршрутов. Отличный повод проверить кроссовер в деле.
Даже на небольшой скорости моя голова начала ходить из стороны в сторону. На мгновение мне показалось, что подвеска «зажата» в спортивном режиме, но нет. Скорее всего причина в том, что водитель и пассажиры расположены высоко, что на неровной поверхности создает эффект маятника. Чем выше сидишь, тем больше амплитуда раскачки.
Как только мы выехали на ровный участок дороги, весь дискомфорт ушел, по салону распространилась приятная тишина и только шелест системы кондиционирования слегка ее нарушал. Управление, как и следовало ожидать, точное и предсказуемое. Впереди просматривался прямой и безлюдный участок и настало время почувствовать хваленую динамику.
Все мы много раз слышали заезженное выражение «меня вдавило в сиденье» во время описания ощущений от езды на быстрых машинах. В случае c Tesla Model X такое сравнение категорически не годится. Как вам такое — представьте, что вы встали на светофоре и как только загорелся зеленый свет, в заднюю часть вашей машины «приезжает» грузовик и выталкивает вас на перекресток.
Неприятно да? С непривычки такое ускорение слегка пугает, но это не ускорение, а рывок с места. Если хотите, прыжок! Такая «прыть» следствие еще одного врожденного преимущества электромотора, который выдает максимальный крутящий момент почти во всем диапазоне оборотов, а момент у максимальной версии зверский – 967 Нм!
В момент разгона звучит негромкий «троллейбусный» гул вперемешку с шумом колес, но что точно ясно – это ощущение, которое нельзя сравнить ни с чем. Это очень быстро и практически бесшумно. Разумеется, динамика у Tesla не бесконечная и с ростом скорости снижается. Мои ощущения подтвердили превосходство Model X над той двумоторной Model S, которую я водил пару лет назад. И это разница в полсекунды ощущается. На таких «временах» даже 0.1 секунды это уже большой прогресс.
На шоссе мне удалось воспользоваться автопилотом, которому обязательно нужна разметка либо автомобиль, чтобы было к чему «прицепиться». В этом режиме, действительно, можно убрать ноги с педалей и отпустить руль, но спустя какое-то время, машина попросит водителя «отозваться». Вдруг уснул! В прошлом году случился один смертельный случай, когда владелец Tesla попал под фуру на второстепенной дороге. Подобные случаи наносят серьезный урон для репутации, поэтому алгоритм работы автопилота постоянно совершенствуется.
Любая нештатная ситуация на дороге может привезти к непоправимым последствиям. Сложные погодные условия, вроде снега или сильного дождя могут «ослепить» автопилот, поэтому полагаться надо только на себя. Фразы: «а давайте посмотрим, что будет» лучше забыть. Это ведь это не видеоигра, а реальная жизнь. Оптимальным режимом для использования автопилота является езда на дальние расстояния по шоссе.
Не могу сказать, что чувствовал себя комфортно, отдавшись в руки «автопилота». Да он тормозит и разгоняется, да машина перестраивается по сигналу от переключателя поворота. Однако, когда автомобиль приближается к перекрестку, то невольно начинаешь нервничать. Остановится? Как поется в одной веселой песне: «А что, если нет?».
Автопилотирование — очень перспективное направление, но реализация не должна ограничиваться возможностями автомобиля. Это должна быть целая седа, где в дорожной полотно встроены датчики, машины обмениваются друг с другом данными о своем местоположении, скорости и маршруте.
На дворе 2017 год, патент на электромобиль выдали более 200 лет назад, а мы до сих пор передвигаемся на машинах с двигателями внутреннего сгорания. Концепт-кары с «космическим» дизайном, выходя в серию, лишаются всех своих преимуществ ради консервативных вкусов публики.
Так было бы еще долго, пока ребята из Tesla не решили наплевать на все эти штампы и изобрели электромобиль заново. Примерно тоже самое сделала компания Apple со своим IPhone. Как следствие, мы заряжаем свои смартфоны каждый день, хотя раньше простая «трубка» могла работать на одном заряде целую неделю. Разве это повод для недовольства? Нет! Это повод произвести революцию в производстве аккумуляторов и поставить точку в вопросе на каком автомобиле мы отправимся в будущее.
Редактор AMSRUS.ru
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.