С.Асланян: Добрый вечер. Под эту прекрасную музыку я тихо вкатываюсь в эфир. Рад видеть здесь Игоря Ружейникова, моего постоянного гостя. Здравствуй.
И.Ружейников: Здравствуй, Сергей. Ты мне сейчас доставил просто такое наслаждение. Спокойно, дорогие друзья. Перед эфиром ты процитировал О. Генри. Как давно я не слышал цитат О. Генри от своих друзей!
С.Асланян: Прости, что не по-английски, все-таки не в оригинале, а в переводе, но О. Генри в нашей стране повезло с переводчиками.
И.Ружейников: Да-да.
С.Асланян: У нас есть несколько авторов. У нас Киплингу очень повезло на переводчиков. У нас Конан Дойлю повезло на переводчиков. И у нас Ремарку частично повезло на переводчиков, потому что часть наследия Ремарка переведено какими-то настолько безграмотными людьми, что нужно еще раз адаптировать.
И.Ружейников: Я тебя уверяю, что еще и будут переводить.
С.Асланян: Да, будут. Я недавно получил в руки современный перевод Стругацких.
И.Ружейников: Ну и хорошо. Как прекрасно. На современный русский, да?
С.Асланян: Очень сильно отличается от оригинала.
И.Ружейников: Ну это бывает.
С.Асланян: Отлистываем историю человечества, в частности автомобильного, к началу ХХ века. Несколько слов о Гран-при. В тот момент еще не было Формулы-1. И было абсолютным героизмом быстро ездить на том, что в тот период созидала местная автомобильная промышленность. Спорт развивался параллельно инженерной мысли. Шел таким же витиеватым и неоднозначным путем и таил массу опасностей. Но если нормальные люди, например, Эмиль Левассор, проехав со скоростью 20 км в час, сказали, что это было абсолютным безумием, то гонщики того же периода уже ушли за рубеж 100 километров в час.
И.Ружейников: Да-да, именно так.
С.Асланян: И на Франкфуртском автосалоне некоторые могут еще пойти посмотреть своими глазами: в одном из павильонов небольшая историческая композиция, которая как раз и посвящена героям Гран-при разных лет. И бесспорная красота и венец творения человеческой мысли, Opel Grand Prix 1913 года, стоит прямо у входа. Входите в этот зал и изумляетесь тому как выглядела гоночная машина того периода.
А теперь, дети, внимание. Берем учебники. Учебник называется autoassa.ru. Открываем его, и те, кто имеет возможность не только прикладывать компьютер к голове для того чтобы позвонить или послушать, но еще и полистать его в онлайне, там под иконкой с черным квадратом Малевича, а сейчас в данном случае расцвеченным нашими лицами прямой трансляции Маяка внизу фотографии этого самого Opel Grand Prix 13-го года.
И это грандиознейший Opel, езда на котором была абсолютным героизмом. Эта машина порядка 5 метров в длину, она сделана по компоновочной схеме того времени, соответственно, у нее задний привод, у нее рессорная подвеска всех четырех — это тяжкое наследие телеги, и чтобы быстро ездить, на тот момент никаких особо витиеватых технологий не изобрели, а просто наращивали объём двигателя. Четыре цилиндра Opel Grand Prix 1913 года имеют объём, который невозможно угадать, то есть какую бы цифру ты не назвал.
И.Ружейников: 13 литров.
С.Асланян: Правильно 12,5.
И.Ружейников: Я от «балды» сказал.
С.Асланян: Ты знал, ты знал.
И.Ружейников: Каждый цилиндр — это ведро громадное, котел такой.
С.Асланян: В понятном нам исчислении объёмов это нормальный самогонный аппарат. То есть это четыре котла 12 литров и мощность 260 лошадиных сил. Когда инженеры затевали эту очень выдающуюся, заранее обреченную на успех и победу машину, они настолько сконцентрировались вокруг двигателя, что у них не осталось места для экипажа. Водитель просто не поместился. Это нормальное решение. Оно до сих пор используется в Ferrari и в большом спорте. Довольно часто и американцы кстати со своими Мустангами и Вайперами забывают про водителя, они компонуют двигатель вокруг него создают машину, потом вспоминают, что где-то здесь должен быть человек, но понимают, что он лишний.
И.Ружейников: Берут маленького вьетнамца, который эмигрировал так сказать на волне плача по поводу войны, он маленький такой, и делают из него водителя.
С.Асланян: Погибнет, намотается на руль и между педалями застрянет. Opel Grand Prix 13-го года состоит из двигателя, из рамы, а поскольку двигатель у него выдающийся, то, соответственно, нужно было сделать такую же коробку, чтоб она переварила этот момент. Коробка забирает весь салон, пола нет, поэтому верхом на коробке маленькая табуретка, прибитая гвоздями, и на ней сидит гонщик. Машина ломалась, естественно, по ходу, она как в «Ну, погоди!», 13 номер, рассыпалась по мере гонки, рядом полагался механик. Многие агрегаты были в пределах его доступности. Особенно великолепно смотрится маховик двигателя и сцепление. Сцепление открытое, поэтому если ты нечаянно промахнулся мимо педали или не усидел на своей жёрдочке ты ногой попадаешь четко в сцепление, ногу тебе просто отрубает.
И.Ружейников: Стим-панк, вот оно начало стим-панка настоящего.
С.Асланян: Представьте себе, вот эта штуковина развивала 228 км в час. Ей было достаточно, потому что она вошла в историю, для чего и была создана.
Но ездить на этом агрегате — вот это абсолютный подвиг, это очень серьезная работа при том, что во многих своих решениях этот автомобиль опережал время.
У него все-таки была не цепь, у него был кардан. У него даже появились тормоза, только задние, но тем не менее. Ведь привод только задний, поэтому и тормоза только задние. Логика телеги: лошади спереди нет, поэтому и тормоза передние не нужны, лошадь, она механизированная сзади, поэтому и тормоза нужны сзади. Но амортизаторы-то все четыре, они фрикционные и, тем не менее, все четыре. Естественно, рычаги управления не поместились в кузов, поэтому они прибиты гвоздями снаружи. Кулиса пропущена через весь кузов и отдана механику. Механик может, если что, подтянуть, подрегулировать. Если механик особо резвый, он может даже упасть на капот и по ходу пьесы с риском для жизни и с чудесами акробатизма отрегулировать их, потому что клапана сквозь капот выведены наружу. Некогда капот открывать на гонке, не до того абсолютно.
И.Ружейников: Вопрос: я сразу представляю машину профессора Фэйта Великолепного. Там объём, судя по размеру, меньше был, а заводилась она как?
С.Асланян: У нее кривой стартер и электрический стартер.
И.Ружейников: Кривой стартер — ты представляешь, это такие поршня провернуть, это 17 человек должны были крутануть вот если кривым, да?
С.Асланян: Нет-нет, крепостное право закончилось. Один механик, просто очень крепкий. Например, знаменитые мальчики Бентли, которые гонялись на подобных автомобилях, они тоже были очень спортивные ребята. Ведь гонщик того времени — это практически как космонавт в наши дни. Это человек с отличной инженерной подготовкой, отличной физической подготовкой и человек крайне рисковый. В здравом уме садиться…
И.Ружейников: На фенобарбитале. Ну, скорей всего, страх, чувство страха снимается, правда, замедляются движения.
С.Асланян: Знаешь, в преддверии Первой мировой войны пощекотать нервы можно было себе много чем, люди были в тренинге. Англичане развлекались «Собакой Баскервиллей», и это было нормально, а немцы гонявшие на Опеле, были конечно поскромнее, но если что, они тоже готовы были дать бой действительности. Для того, чтобы понять, каково ездить на этой машине в наши дни, представьте себе ЗИЛ-130. Это то же самое, только ЗИЛ чуть побольше, он пошире в длину, они сопоставимы.
И.Ружейников: Ну гидроусилитель мы сразу убираем.
С.Асланян: Да, конечно, никакого гидроусилителя и вообще никакого усилителя. Механика голая, и если ты не можешь продавить педаль тормоза, чтобы этот утюг летящий остановить то, соответственно, ты погибаешь. Причем она прямую не держит, в повороте она не стоит, управляемость у нее очень относительная, активной-пасивной безопасности у нее нет, внутри у нее абсолютная засада.
И.Ружейников: То есть безопасности нет вообще, а говорить активная-пассивная, это уже фигура речи.
С.Асланян: Ральф Найдэр, когда в средине ХХ века написал книгу «Опасен на любой скорости», он имел в виду всего-навсего Chevrolet Corvette, но этот лозунг может быть написан и выбит, в том числе высверлен сквозь капот, на любом автомобиле Гран-при того периода. Но это выдающаяся машина, поэтому она открывает экспозицию. Autoassa.ru — насладитесь этим видом, потому что я ее снял специально подробно, в том числе пал ниц перед ней, я снизу ее сфотографировал, залез в кузов и сфотографировал открытую коробку, где очень много прикусывающих пальцы, руки, ноги и даже целиком улыбку с лица деталей. И если ты наклонился посмотреть, что это там звякнуло и бомкнуло, может произойти непоправимое, ведь в шлемах они были тоже неспроста и
чтобы повернуть эту машину в поворот, ведь руль занимает половину кабины, желательно, чтобы механик висел сбоку снаружи, но там колесо намотает.
И.Ружейников: Почему-то, когда говорят «колесо намотает», сразу босоножку великую вспоминают.
С.Асланян: А потому что трагизм. Вообще Opel, начинавший со швейных машин, исповедовал некую приязнь и преемственность, потому что ему было очень важно подчеркнуть, что швейная машина, которая может уже быстро ехать, она стала достойна Гран-при и это как раз инженерная удача. Потому что в каждом из подобных автомобилей увидеть технический агрегат для сшивания всего-навсего каких-нибудь рукавов и пальто, это большая заслуга очень талантливых людей. Не всегда удается так передать инженерные традиции. Вот на АвтоВАЗе удается, там любая машина Жигули. Тоже самое как в Туле с самоваром: сколько домой не приносишь, автомат Калашникова получается.
И.Ружейников: Коллега, скажите пожалуйста, вот то небывалое везение по вывозу завода Opel в 1945-46 годах. Автомобиль Москвич. Мы восприняли это, так сказать, от швейной машинки что-то.
С.Асланян: Мы очень охотно пользуемся чужими подсказками, но никогда не учитываем чужой опыт. У нас не было документации, поэтому перевезли сам завод, документацию создавали уже, блеснув талантом. Мы взяли неплохую машину, адаптировали ее, как смогли. Но это тот самый случай, о котором Стругацкие писали, когда спросили у Руматы «А почему ж ты не дашь нам все достижения?». Говорит: «А что толку? Вы все равно будете по вечерам собираться, в кабаке пить пиво и сплетничать о соседке. Если вы не прошли эволюционный путь и не додумались сами – бесполезно давать». Ведь мы по сию пору не зря не делаем мобильные телефоны и компьютеры, потому что эта технология, единожды попав в наши руки, не получит продолжения. Поэтому, к тому моменту когда мы ее возьмем, она будет позавчерашняя, что и произошло с Москвичом. А вот Opel Grand Prix 13-го года опередил на лет 5 -7. Тогда прогресс развивался чрезвычайно стремительно, тем более что параллельным курсом шел Этторе Бугатти. Этот человек стал законодателем, и то, как делал Бугатти, все остальные повторяли. Но у него были другие машины, у него была выдающаяся совершенно модель Type 28.
И.Ружейников: Слушай, Серёж, объясни, как так получилось, Opel — это народный автомобиль. Bugatti существует, это антинародный автомобиль, потому что очень дорогой. Вот как так получилось, они начинали вместе, они шли колесо к колесу и совершенно в разные стороны поехали?
С.Асланян: Как в одной семье: один ребенок — премьер-министр, а второй — дворник, так бывает. Хотя папа и мама одинаковые, учебники совпадали, даже школьная программа была практически освоена в одинаковом объёме.
И.Ружейников: Неизвестно, кто лучше. Макдональдс зарабатывает больше, чем De Beers.
С.Асланян: Ну и Уолт Дисней больше, чем у Роллса оборот экспорта, причем на порядок.
И.Ружейников: Да, да. И кто лучше? Не задавайтесь этим вопросом, дорогие друзья.
С.Асланян: И там же, на этой выставке Франкфуртский автосалон, замечательная экспозиция машин скорой помощи ГДР. Она называется «Красный крест ГДР». Поскольку в ГДР все было очень аккуратно подверстано под единый стандарт, то врачи Красного креста получили военную форму серого цвета с петлицами, но без погон. С красными крестиками в петлицах. И два вежливых манекена встречали всех после Opel Grand Prix. Люди, нуждающиеся в медицинской помощи, пожалуйста, подойдите и примите. Это уже другой сайт, тут мы перелистываем учебник и открываем amsrus.ru, там выложена следующая страничка нашего повествования, и эти машинки — это все-таки ГДР.
Саксония попала в нашу зону оккупации, и поэтому заводы все начали строить социализм. Там был завод DKW, до войны он делал машину DKW F8, которая в социализм шагнула как IFA 8 и даже поставлялась в нашу страну. Особенность этого автомобиля причем, когда Вермахт вторгся к нам, ведь у них на хвосте тащилось все, что угодно, не спецтехника и DKW F8, это все-таки мотоциклетный. У нее был маленький моторчик, но 700 кубов, 20 лошадиных сил, ураганный по тем временам и сложности передний привод, что чрезвычайно для 39-го модельного года и деревянный кузов. А как можно было сделать деревянную раму, деревянные дощечки, деревянный потолок и пол, чтобы он не гнил, вне зависимости от того, придется воевать на восточном фронте или нет, армировали вымачиванием в навозе. Это очень тяжело воспроизводится на уровне современных реставрационных потуг, и многие коллекционеры, взявшиеся за DKW F8 в тупике, потому что не навоз – не методика. И, кстати, вот из этого самого DKW потом получился Trabant. Тот самый пластмассовый Trabant, сделанный из дуропласта, то есть синтетической смолы и отходов хлопкового производства.
И.Ружейников: В общем, тоже из навоза, по большому счету.
С.Асланян: Конечно. Причем маленькая поправка: мы знаем, что хлопковое производство, но хлопок в Германии не растет. Поэтому даже этот мусор приходилось где-то добывать.
И.Ружейников: Слушай, а ты не помнишь судьбу Wartburg? Это своя машина или нацисткой Германии? В смысле корни.
С.Асланян: Это FRAMO, который был поставщиком комплектующих для завода DKW. Он был одним из колец в Autounion. Он тоже попал в саксонскую зону оккупации и делал машины которые, вначале назывались FRAMO. И вот из этого FRAMO появился Barkas. Но Barkas на агрегатах Wartburg и произрастал. Конструкция FRAMO, как и конструкция DKW, вообще-то заложена до Первой мировой, а просуществовала она до конца 90-х годов. То есть это два удивительно живучих автомобиля. Вот этот FRAMO В902, в обличии скорой помощи тоже там стоит можно пойти и посмотреть. Можешь зайти на сайт и посмотреть картинки, как он выглядит. Он уже более похож на автомобиль. У него уже цилиндров удивительно много для машины, целых четыре. Но всё-таки 900 кубических сантиметров и 23 лошадиных силы. И это полностью железный ящик и он может ехать 70 км в час. И «это абсолютное безумие», как предупреждал Левассор.
Там же, кстати, и Wartburg, и Barkas, и с этими машинами все понятно. Скорая помощь, неотложка, внутри сидят строгие люди в серых костюмах в галстуках, без погон, но с петлицами и оказывают медицинскую помощь – Красный крест ГДР. Вот на эти оба сайта зайдите посмотрите, потому что если где-то вы видели, например, Barkas и Wartburg то FRAMO и DKW, а также в ипостаси IFA F8 деревянная, очень редкие машины, не каждый год показывают. Ну а Opel Grand Prix 13-го года на людях появился наверное впервые в этом десятилетии.
И.Ружейников: Это восстановленная машина или сделанная?
С.Асланян: Это оригинал из заводского музея. Для того, чтобы его получить и обнародовать, нужно очень много стараться, и не под каждое мероприятие его дадут. Дело не в деньгах, разумеется, но завод свое приумножает, хранит и оберегает историю. Ведь эта машина была сделана в единственном экземпляре и у нее, конечно, есть пара реплик на планете Земля, но это был оригинал.
И.Ружейников: Интересно, есть ли на этом заводе Opel Astra, которая, не помню, как называлась, которая, якобы, у нас выпускалась недолго?
С.Асланян: Кстати, скорее всего, она там была, хоть она и называлась Chevrolet, потому что в запасниках музеев, как правило, есть абсолютно все, вплоть до абсолютно промежуточных моделей, которые мелькнули, не доготовились, не доползли или, наоборот, свалили с конвейера. У многих даже есть машины, которые делали специально под рекламу, либо под кино, либо под какие-то отдельные акции. И, например, у французов, я видел своими глазами, Peugeot и Citroen снимались в рекламе, и у Peugeot была в своё время реклама, где мальчик ехал в ящичке деревянном, на колесиках и мечтал о Peugeot. Даже этот ящик там присутствует. Хоть он и не автомобиль, тем не менее, он там присутствует, потому что они очень сентиментальны. Да, это традиции, это преемственность и это уважение к истории, к тому, что делали предки. У нас вот завод АЗЛК разграбили, и его коллекция была расхищена. Она была в свое время так или иначе подсобрана, выкуплена одним достаточно богатым человеком и сейчас на Рогожском валу не вся, но процентов на 80 воссоздана. Поэтому нам удалось кое-что сохранить, а ведь у нас было принято, если машина прошла цикл заводских испытаний — под автоген, и много исторических машин у нас погибло. На автозаводах нормальной практикой было сдать на металлолом историческую, отслужившую, экспериментальную, в единственном экземпляре, в двух экземплярах.
И.Ружейников: Потому что лозунг «Мы наш, мы новый мир построим» был не преходящим по отношению ко всему, что происходило в СССР. Мы строили новый, а то, что есть сейчас, нам не интересно, мы строили новый.
С.Асланян: И, кстати, у АвтоВАЗа теперь огромный музей, в котором есть даже подводная лодка. В гостях у меня Игорь Ружейников. Вопль отчаянно просочился сквозь провода, кто-то не может найти на сайте autoassa.ru Opel. Посмотрите, там есть улыбающийся Сергей Асланян, на застывшей лицевой части сайта, если его кликнуть открывается трансляция. Там уже живой Асланян. И вот под этим текстом как раз выложены картинки причем максимально большого размера. Потому что я постарался их растянуть так, чтоб, если что, можно было перетащить себе на сайт и полюбоваться в мелочах этим произведением искусства. На таком уровне металлообработки сейчас работает далеко не каждое предприятие, а там вручную все. И даже если посмотреть как сделан, как армирован, как обработан редуктор заднего моста – это очень близко к тому, что делал Фаберже, он просто использовал другой материал. А здесь – алюминий. Отливка из алюминия, обработанная фрезерным станком, 1913 год. Это, конечно, не фанерное DKW, но воспроизвести будет очень тяжело. Я представляю себе реставраторов, если бы они лишились крышки редуктора, что бы они делали. Это крайне сложная работа. У нас в студии есть телефон, звоните. Может быть, у вас возникли ощущения, что я на машине ездил. Я вам расскажу, каково на гоночном ЗИЛе-130 вваливать в поворот на скорости, превышающей 200 километров в час.
И.Ружейников: У меня был приятель, он жил в Адлере, регулярно ездил в Красную Поляну на ЗИМе. Был 1992 год.
С.Асланян: В Адлере надо ездить на машине Адлер. Та самая красненькая из Кавказской пленницы. Переднеприводный Adler Trumpf Junior в то время из пташки превратился в могучего орла, и его эмблемой стало боевое ядро.
У нас звонок. Говорите. Здравствуйте.
И.Ружейников: Электрификация двигателей рано или поздно произойдет, потому что механизмы, построенные на основании электричества, это гораздо быстрее, чем голая механика. Но еще нужно решить вопросы по сопромату. Там довольно жарко, очень серьезные нагрузки, но, самое главное, выигрыш не в долговечности и не в том, что каждый клапан можно будет открывать по индивидуальной компьютерной программе, что чрезвычайно важно. Здесь важно другое: двигатель должен стать одноразовым. И его электрификация к данному эффекту приведёт. Гарантийный срок 2 года. Трагедия вторичного рынка в том, что закупаться надо уже сейчас, потому что на следующем витке эволюции автомобили получат электрический распредвал и станут одноразовыми. Мы видим это на примере концерна Volkswagen, и коробка DSG не перестаёт радовать. По этому же пути пошла Mazda, у неё с коробкой нормально, но у неё двигатель, это потрясающий мотор. Он на стенде великолепен и очень хорошо живёт первые 100000, но не дай бог его купить на вторичном рынке. Мазде-то не привыкать, у неё же роторная машина была, она тоже одноразовая. Они привыкли к тому, что их клиент купил, покатался, выбросил.
И.Ружейников: А сколько про ротор было разговоров 25 лет назад.
С.Асланян: Мы-то с тобой помним и двигатель Vangel. Когда Mercedes 111 модель сделал и заявил её во Франкфурте, весь мир ахнул. А когда АвтоВАЗ сделал роторный двигатель, и местная милиция могла убраться в повороте «на уши» не как обычный обыватель на 45-50, а на всех 70-80. Вот это был прорыв технологический.
С.Асланян: На самом деле это «дохлая кошка», хотят посмотреть, как я на это среагирую. Т110 Е5 — это танк из соответствующей игры. Там он тяжелый американский танк, и те, кто в танчики рубятся на компах, могут посмотреть. Е100 тоже из той же песочницы. Там он идет в категории «тяжёлый танк». Но на сегодняшний день, если посмотреть правде в глаза, мы их пытаемся классифицировать как средние танки.
И.Ружейников: Степан, продолжайте играть. Звонок. Здравствуйте.
С.Асланян: В копилку вашего восхищения. У китайцев официально заявлено, что они первыми изобрели автомобиль 4000 лет назад. А Эрдоган, премьер Турции заявил, что весь мир знает, что первым космонавтом в мире был турок. Он в 1613 году летал на Луну. Достижений у нашего человечества много и вещественных доказательств таланта, например в Египте, на каждом шагу. И как они построили эти пирамиды, никто не знает.
И.Ружейников: Скажите, в честь кого город назван?
Андрей: В честь Калинина, деятеля Советской России.
И.Ружейников: Вот вам и ответ на вопрос.
Андрей: Я понял, всё лучшее было при Советском Союзе.
С.Асланян: Андрей, на чём вы ездите? Какая у вас машина?
Андрей: У меня Honda Civic гибрид.
С.Асланян: То есть вы сторонник прогресса?
Андрей: Я сторонник прогресса. Более того, я 2 года передвигался на ней по России и настолько доволен машиной, что не передать словами. Если будет вторая машина, это будет либо Pilot, либо опять же Civic.
С.Асланян: Она у вас американка или из Европы?
Андрей: Она европейка.
С.Асланян: Замечательный автомобиль. И сколько у вас топлива получается, при каких циклах?
Андрей: В городе она есть порядка 8 литров, за городом порядка 6,5. Но есть такая тенденция, я когда ездил из Калининграда в Пензу, я тратил 3 литра на 100 километров. Я все чеки собирал и был просто в шоке. До этого я ездил на своём Лендровере 3,4 литра объём, у меня выходило порядка 23000 рублей.
С.Асланян: Действительно вы взяли машину, чтобы сэкономить на топливе, и в этом отношении она вас не подвела. У вас с сервисом что? Ведь рано или поздно мне нужно будет поменять масло.
Андрей: Рассказываю. Сервис в Калининграде на Хонду дорогой и грубоватый. Я всегда ремонтирую в городе Гданьск, это рядом в Польше. 18 рублей злотый – всё равно.
С.Асланян: Что у вас с дорогами в Калининграде?
Андрей: По отношению ко всей России – их делают. Я проехал и по Псковской области, и по Самарским дорогам, у нас они отличные. Я, как патриот страны, не готов перекладывать на ЖКХ все эти ямки и всё остальное. Сделали бы какую-то базу, где продаётся холодный норвежский асфальт, я бы купил мешок и засыпал какую-то ямку. Потому что смотришь – одна ямочка, а через неделю ещё и ещё.
И.Ружейников: А кем вы работаете?
Андрей: Строитель.
С.Асланян: Андрей, спасибо вам.
Максим, у вас блистательный вход в кризис среднего возраста потому, что это спортивная заднепроходная Subaru, она еще называется Toyota 86. Это гоночный снаряд для искушенного водителя, двухместная.
И.Ружейников: Человек, который хочет закончить жизнь в среднем возрасте?
С.Асланян: Нет. Это машина – сворачиватель голов у барышень в мини-юбках, особенно если она красная. И она низколетящий снаряд, и потому мимо автобусной остановки проезжаешь на уровне коленок. Ты гордо ездишь мимо, а все остальные на тебя смотрят. Если вы купите Subaru новую – вы не пожалеете. Если купите не новую – то её продали почему? Потому, что надо было что-то с ней делать.
Перспектива завода незавидная. Главное достижение УАЗа Патриот, оно даже было заявлено в пресс-релизах на 2016 год, его имя пишется русскими буквами. Это является результатом рестайлинга на 2016 год. Это машина одноразовая, она не терпит нагрузок, она хороша в своей собранности с завода.
И.Ружейников: Мне нравится, как специалисты говорят: «Приходится немножко подруливать». Ты представь, что такое «немножко» на скорости 100 км.час?
С.Асланян: Машину мотыляет туда-сюда, причем рессорный УАЗик 469 дорогу держал нормально, когда его перевели на пружины, никто не удосужился просчитать математику этого процеса. Куда-то приладили ось, оно поехало, и каждый УАЗик, пришедший с завода, нужно притягивать в гараже. Если вы живёте в Москве, у нас есть единственный дилер, который занимается этим. Вы можете прийти и купить уже собранную машину, но это подвиг дилера и я преклоняюсь перед ним.
У меня друзья ставят импортные лебёдки, в том числе и на УАЗы, и они говорят, что рама у УАЗа всегда индивидуальна.
Не бывает единого лекала для УАЗа для установки лебёдки и всегда надо подгонять по месту. Две рамы всегда в очень дальнем родстве. УАЗ, если вы на нём выезжаете куда-то, если по песочку, по ступицы в грязи, – нормально, у вас будет иллюзия, что с машиной всё в порядке. Как только вы даёте нагрузку – всё. Полуоси рвутся, карданы высыпаются, крестовины лопаются. Причём заводы об этом знают. И когда ребята на полигоне чуть не погибли из-за того, что у неё срезало крепление карданного вала, то заводчане сказали: мы знаем, что болты сырые, но их же там 6. Это был передний кардан, который втыкается в землю и машина уходит через крышу в кусты, а в УАЗе это гарантированная смерть. Сейчас УАЗ уходит всё дальше по пути импортопривлечения, он уже на 60% импортный, у него корейская коробка, корейская раздатка электрическая с моторчиком, который висит ниже ватерлинии. Поэтому на ближайшем же пеньке вы срываете этот моторчик или вырываете проводку и косвенно всё это отвечает на ваш вопрос – а что там с заводом? Димитровградский автоагрегатный завод давно известен. Это тот самый, который делал печки, Димитровградские карбюраторы, которые никогда не работали. Всё, что делал Димитровградский завод, подлежало очень осторожному использованию, калибровке. Причем те параметры, которые вы выставили, они всегда уходили. Если Pierburg 2E, с которого копировали наши карбюраторы, почему-то настройки держал, то наши нет.
И у нас звонок. Але, здравствуйте.
С.Асланян: А это потому что у вас одна из лучших машин. Лучше дизельного Sorento ещё поискать. Вы хотите избавиться от лучшего в пользу нового. Лучше может уже не быть.
Слушатель: Посмотрел новую Sorenta, в принципе по техническим характеристикам она схожа с моей. Те же 2 литра, те же 180 лошадей. Та же коробка, но немножко другой кузов. Говорят, лучше шумоизоляция, но шумоизоляцию я сделал себе дополнительно. Что ещё посмотреть? Discovery 4?
С.Асланян: Discovery и всё то, что купил Ratan Tata, воздав должное колонизаторам и вернув им в качестве индийского автопрома Jaguar и Land Rover, оно становится лучше. Ratan Tata сделал ту же вещь, которую сейчас делает Бу Андерссон – он разогнал всех поставщиков, которые десятилетиями гнали брак на конвейеры Land Rover и Jaguar. Поэтому постепенно они приходят к тому, что не все сальники у них текут, не все подшипники у них шумят, тем более что у многих из них стоят двигатели Peugeot. А Peugeot дизельные – одни из лучших в Европе. Следовательно, улучшение происходит. Но Discovery 4 гениально задуман, но есть такая особенность:
он на своей пневмоподвеске крадётся-крадётся куда-нибудь, а потом говорит: «Я устал. Я в этой луже отдохну, а если у тебя будет КамАЗ вытянуть меня отсюда, мы поедем дальше».
Вот эти сюрпризы по сию пору изумляют. Но статус вы точно поднимите свой, и чем хорош Sorento – сколько лет вы будете ездит на Discovery, столько будете о нём жалеть. Sorento вы будете вспоминать как машину, которая вас не подвела. Ведь она вас не подвела?
Слушатель: Нет, не подвела. Я её поставил на гарантию официальному дилеру и за всё время гарантии поменял 2 ручки. Почему-то они после одной из зимних моек перестали работать. Но когда попали в тёплый гараж – заработали снова. Но так как дилер был хороший, он поменял мне на новые. Вот всё, что произошло за это время.
С.Асланян: Корейцы умеют делать прочные машины, в отличие от индусов.
Слушатель: А BMW GT530 дизель?
С.Асланян: Великолепный автомобиль, ведь это же машина клубная. Из этого клуба не доносятся во внешнюю среду стоны о том, как лопнул коленвал, развалилась коробка, как взорвался радиатор. К ней нет никаких претензий. Но если эта машина будет вечной, как предшественники, вы же не придёте за следующей?
Слушатель: А ещё вопрос. В своё время была BMW E39 и сейчас, вспоминая времена молодости, засматриваюсь на эти автомобили. Хочу купить автомобиль для души и просто кататься. Сейчас после Sorento дизельной смотрю на дизельные машины. Понимаю, что будут «мёртвые», понимаю, что нужно будет в них вкладывать деньги, но хочется Е39 либо семёрку тех же годов, того же кузова.
С.Асланян: Поскольку это машина мечты, то вы не торопитесь, не спешите. Будет хороший экземпляр, угнанный из Европы специально под заказ, и будьте готовы к тому, что вас рано или поздно аккуратно возьмут за шиворот и загонят в угол экологическими нормами. Потребуют, чтобы она была Евро 4 или Евро 5. Поэтому сразу готовьте документы и ходы в НАМИ, где вы добудете справку о том, что это машина Евро 4, Евро 5, Евро 6, Евро 7. Спасибо.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) АСЛАНЯНОМ СЕРГЕЕМ СТЕПАНОВИЧЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ (УЧРЕДИТЕЛЕМ, ЧЛЕНОМ, УЧАСТНИКОМ, РУКОВОДИТЕЛЕМ ИЛИ ЛИЦОМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ОРГАНА ЛИЦ, УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 9 ФЗ «О КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ»), ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ. Сергей Асланян - автоэксперт
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.