Политическое бегство GM из России поставило вопрос – кто следующий? Продажи провалились у всех, но интересно решение сопоставимого игрока, а не мелких участников, неприметно приходящих и обыденно исчезающих. Попытка включить в список исходящих SEAT, Alfa Romeo и SsangYong не вполне отражает тенденцию, поскольку их неприятности, как и доля на рынке, не способны отобразить ни одну из возможных тенденций и затрагивают персональную некомпетентность менеджмента.
По большому счету, интересней всего позиция Ford. Это такой же большой игрок на русском рынке, так же масштабно пришедший в страну, построивший заводы, усугубивший локализацию и декларировавший долгосрочные намерения на каждом углу. Но если в России у концернов много общего, то у себя дома много различий. Самое важное из них – финансовая состоятельность.
В кризис 2008 года вся Большая Американская Тройка пошатнулась под натиском глобальных неудач и ринулась объясняться с правительством. GM и Chrysler попросили денег, Ford сдержанно объяснил, что выкрутится сам.
В итоге Ford продолжил самостоятельное плавание, Chrysler подал в суд заявление о банкротстве и был сдан итальянцам, а GM сел на шею государству, передал правительству 60% акций, взамен получил $40 млрд. и прозвище Government Motors. Деньги и соучастие всей Америки концерну помогли, но лишили самостоятельности, и поэтому, когда политика потребовала сурового решения по России, GM вынужденно встал из-за стола, неумело изобразил кризис во все лицо и хлопнул дверью, прищемив себе не только палец.
Вынужденный уход из страны, до сих пор остающейся одной из самых перспективных, необходимость бросить новый завод, разорвать контракты с двумя серьезными партнерами и немедленно получить убыток в $600 млн. отступных и еще неизвестно сколько по судам от обиженных дилеров, был разыгран через силу и сквозь слезы. Ведь, на самом деле, покидать страну не хотелось.
И вот свой ответ дал Ford. Во-первых, он остается. Во-вторых, он продолжит развитие и инвестиции. В-третьих, и это самое важное, он отберет у партнера Sollers его долю, заберет управление в единоличные руки и начнет вкладывать в Россию собственные деньги.
Sollers был выгоден, когда Ford искал новые площадки, нуждался в опоре и не очень умел разговаривать с русской властью. А самой сильной стороной Sollers (лично Вадима Швецова) был и остается навык договариваться с правительством. Когда Вадим Швецов возился с бестолковым FIAT, то в кризис он смог изящно организовать тендер на закупку автомобилей для скорой помощи, продиктовав свои условия и еще на стадии документов выкинуть из участия ГАЗ. После чего вся годовая программа по выпуску микроавтобусов FIAT Ducato была выкуплена государством и направлена служить здоровью нации.
А уж в умении договариваться с правительством о земле, деньгах и производствах Швецову и подавно нет равных. Ford такие подвиги очень ценит.
Сделав ставку на Sollers, концерн Ford получил завод в Набережных Челнах (бывший ОАО «ЗМА», выпускавший Оку) и завод в Елабуге. Его собственный проект во Всеволожске не окупился до сих пор и саднит не закрывающейся раной, поэтому два чужих предприятия пришлись кстати.
Но теперь Sollers оказался финансово несостоятелен и необходимых для инвестиций 35 млрд.руб. у него нет. И, хотя Швецов всегда получит в свое распоряжение бюджет России, Ford решил, что пора жить на свои деньги. Они дешевле, стабильней и не нуждаются в согласовании с партнерами. Поэтому Ford провел дополнительную эмиссию и, сохранив паритетное управление СП со Швецовым, стал контролирующим акционером.
Поясняя перспективы дальнейшего сожительства, Ford обозначил готовность размашисто потратить деньги на дальнейшую локализацию. Прежде было запланировано к 2018 году дотянуться до 60%, но теперь, руководя СП в одиночку, Ford декларировал 85%. В этой цифре содержится очень убедительный ответ беглому GM и всем прочим, кто не осмелился задать вопрос вслух: Ford не просто остается в России, он продолжает в нее верить и вкладывать деньги. Свои собственные.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) АСЛАНЯНОМ СЕРГЕЕМ СТЕПАНОВИЧЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ (УЧРЕДИТЕЛЕМ, ЧЛЕНОМ, УЧАСТНИКОМ, РУКОВОДИТЕЛЕМ ИЛИ ЛИЦОМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ОРГАНА ЛИЦ, УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 9 ФЗ «О КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ»), ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ. Сергей Асланян - автоэксперт
Очень хороший анализ ситуации с изложением корректной причинно следственной связи. Респект Сергею
Если так пойдет дальше, то патриотические чувства вынудят меня продать свой ML и купить новый FORD ……хотя, если серьезно, то новый МONDEO получился очень достойным автомобилем, и в нем откровенно улавливаются черты эталонного Aston Martin Rapide.
Исходя из данной статьи, можно подумать, что джиэм ушёл только из политических соображений, но на самом деле это не так, главная проблема джиэм — неграмотрный менеджмент, политика, если и сыграла какую-то роль в принятии решения, то явно не основную, скорее политическая подоплёка — просто ширма, за которой прячутся проблемы экономического характера.
Тогда почему Opel одновременно с уходом из России заявил о расширении своего присутвия на Украине? Смешно ведь сравнивать украинский и российский рынки.
Может быть что-то знает о том, что будет через год?
И это после всех заявлений Пентагона об ухудшении взаиноотношений между нашими государствами: США и Россией…
Я тоже так думал, но тогда смысла GM оставаться на Украине. Там фактически продаж нет
Подождем 2016 года и посмотрим, не изменится ли оптимистический настрой у Форда.
Дак Елабуга налогов не платит. Вот и вся причина форду оставаться.
Ну и зря.
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.