General Motors (GM) и его дочерняя компания Opel в связи с накопленными потерями на сумму в 1,2 млрд евро в 2014 год против 0,9 млрд годом ранее, объявили в среду 18 марта 2015 г. об отказе от российского рынка и добавили, что собираются закрывать в конце года завод в Санкт-Петербурге, на котором заняты около тысячи сотрудников.
Прогнозы на российском рынке «не очень хорошие не только в краткосрочной перспективе, но и в среднесрочной и долгосрочной»,
– подтвердил патрон Oпеля Карл-Томас Нойман в интервью немецкой газете Handelsblatt.
Opel объясняет в своем коммюнике, что ситуация с новыми потерями выльется в сумму расходов в 600 млн долларов (€565 млн) на счетах GM в дополнение к тем, которые уже существовали у американского гиганта в 2014 году и которые достигли 1,2 млрд. Эта катастрофа затронула весь сектор.
Крах для всей отрасли
Марки Opel и Chevrolet будут изъяты из российского рынка полностью. Партнерство с ГАЗом по производству Chevrolet также будет остановлено. В будущем GM хочет «сосредоточиться на сегменте премиум российского рынка», т.е. брендов Cadillac и трех моделей Chevrolet: Corvette, Camaro и Tahoe.
Американский автопроизводитель не единственный, кто страдает от такого краха в России… Ее рынок привык к скачкам с начала 2000-х годов. В 2005 году во время подъема на рынке вдруг случился внезапный спад. В 2012 году, когда страна объявила о регистрации 2,9 млн машин, аналитики прогнозировали, что Россия превысит в 2015 году немецкий рынок, где было 3,2 млн автомобилей. Исходя из этих данных, автопроизводители предполагали размер продаж в количестве 3,5 млн автомобилей в 2015 году.
Увы, из-за кризиса на Украине и падения цен на нефть, основные валютные ресурсы страны и экономика России погрузились в хаос. Автомобильный сектор был одним из первых, кто пострадал от разгула инфляции рубля. После падения продаж в 2013 году на -5% до 2,8 млн единиц, рынок сократился в 2014 году еще на -10% до 2,5 млн единиц.
Сократить присутствие на пораженном рынке
В этом контексте, все производители уменьшают присутствие на рынке.
Группа Альянса Renault-Nissan, (чьи продажи упали на -25% в течение двух месяцев), владеющая АвтоВАЗом, решила приостановить производство в своих зонах на несколько недель, чтобы продать избыточные запасы.
Кроме того, группа продолжила ускоренным маршем реструктуризацию своего российского филиала с запрограммированным увольнением 1100 инженерных кадров в 2015 г.
Компания Volkswagen с -27% потерь также пытается удержать свою долю рынка за счет снижения продаж. PSA и Mitsubishi крутят свой завод в Калуге на малом ходу и пересматривают регулярно цены на свои машины в соответствии с ежедневной эволюцией рубля.
Ford и Toyota с потерями в -70% и -27% находятся в ожидании.
«Мы стремимся поддерживать нашу продукцию, несмотря на обвал рынка, – сказал Дидье Лерой, отвечающий за восточную зону марки Toyota. – Мы будем продолжать инвестировать в наш завод в Санкт-Петербурге в 2015 году, чтобы подготовить запуск нашего внедорожника RAV4 в 2016 году». Ford также сообщил об разнообразии новых моделей, чтобы спасти свое российское существование.
Наиболее воинственной является группа Hyundai-Kia. С начала года обе марки усилили скидки, чтобы забрать не менее 7 % с доли рынка.
С начала года южнокорейская группа занимает 20,1% рынка против 13,1% за тот же период 2014 года. Несмотря на инфляцию, продажи Hyundai выросли на +4%, в то время как у Kia упали на -2,4% при общем снижении рынка на -38%. У других групп рыночные продажи скачут то вверх, то вниз. Mercedes и BMW удерживаются на своих позициях.
Но Opel все же рассчитывает хоть на какие-то продажи в России в нынешнем году. «Ситуация в стране чрезвычайно изменчива. Продажи могут резко снизиться, но и также быстро подняться… В принципе, мы не хотим покидать страну во время шторма. Мы должны ждать и быть готовыми, когда рынок снова оживет», – сообщил на условиях анонимности один из топ-менеджеров Opel.
Тяжело в новом году придётся и иностранным автопроизводителям, имеющим собственные сборочные мощности на территории России. Согласно прогнозам «Автостата», загрузка конвейера может сократиться на -50%. Это приведет к массовому увольнению персонала: о сокращении рабочих уже объявила группа Volkswagen, владеющая предприятием в Калуге. В итоге производство автомобилей в России может сократиться примерно на -10%, а импорт — упасть на четверть.
Но есть и более пессимистичные прогнозы о том, что Русь скоро сойдет на нет, и в полные права вступит жесткая действительность. По мнению участников рынка и экспертов, в 2015 году продажи автомобилей снизятся на треть, импорт легковых машины упадет в два раза.
Европейские аналитики конкретизируют: в наступающем 2015 году из-за сложившейся экономической ситуации, в частности из-за падения рубля, снижения покупательской способности и появления новых локализованных моделей,
импорт легковых машин в России может упасть вдвое.
Статистика продаж автомобилей в РФ
В переводе на цифры и проценты получается следующая картина. По итогам года, вероятно будет импортировано 560.000 – 600.000 единиц, -23-28%. В 2015 году в Россию может быть ввезено 280.000 – 300.000 автомобилей. Рынок страны может упасть на -35%, до 1.5 млн единиц машин, так оценивают возможности автомобильного рынка РФ эксперты и аналитики автопроизводителей и аналитических агентств.
Например, прогноз Владимира Беспалова («ВТБ капитал») подразумевает падение на -10%, но в худшем варианте развития событий оно составит -30%.
Для продавцов и импортеров зарубежных легковых автомобилей, сокращение продаж на предполагаемую треть и снижение ввозимых иномарок на -50% означает, что доля зарубежной техники упадет с 27% до 20%.
Для обычных покупателей это означает, что чистые иномарки найти в стране станет непросто, да и многие ли согласятся покупать подорожавшие иномарки по нынешним ценам.
Курс на повышение цен, насколько подорожали машины в 2014 году
Самые защищенные и менее зависимые от летающих курсов доллара и евро на данный момент являются автопроизводители, построившие заводы в России. Такие концерны смогут достаточно долго сопротивляться растущему курсу валют и постепенно поднимать цены, сдерживая негативные последствия для потребителей. Чем выше у таких заводов будет степень локализации, тем менее зависимы они будут от внешних факторов. Хотя пример Renault, достаточно хорошо укрепившегося в России, не приносит оптимизма. Французские аналитики огорчаются: «Автомобили Renault, которые производятся на территории России с высоким уровнем локализации и поэтому по идеи не должны были сильно подорожать, все равно стоят неприлично дорого, +20% за год. Renault Fluence (+21%), Logan +25%».
У тех же производителей автомобилей, которые большинство моделей привозят из-за границы или собирают автомобили на территории России только за счет крупноузловой сборки, цены, по всей вероятности, возрастут очень существенно.
Конкретные цифры до начала 2015 года держатся крупнейшими поставщиками в секрете. Да и в условиях быстро меняющейся экономической ситуации предположить, о каких увеличениях цен будет идти речь, очень непросто. Факторов множество, в них также входит снижение импортных квот для России и «устаканивание» валют.
Последний фактор настолько важен, что некоторые крупные автоконцерны приостановили прием заказов до стабилизации ситуации на валютном рынке, среди них такие игроки как GM, Renault-Nissan.
Во время пересмотра цен на новые будет также остановлен прием заказов на Audi, Land-Rover, Jaguar, Kia.
BMW чтобы не остаться в убытке перераспределяет некоторые модели для России на другие рынки сбыта.
Какова основная тенденция российского автомобильного рынка?
По мнению европейских аналитиков, Россия сделает еще более весомый акцент в пользу подержанных автомобилей вторичного рынка.
Покупка неновых автомобилей станет основным трендом ближайших лет. 2014 год закрылся с показателем в 6 миллионов подержанных зарегистрированных машин. Прогноз на 2015 год вальсирует вокруг цифры в 9 миллионов.
Президент Российской Академии Художеств, основатель и директор ММОМА Зураб Церетели предоставил для проекта специальное исполнение… Read More
Exlantix ES дебютировал на Пекинском международном автосалоне 2024 года как четырехдверное электрическое купе, предназначенное для… Read More
Дизельная версия рамного внедорожника Read More
Exeed объявляет о начале продаж нового среднеразмерного кроссовера TXL Автомобиль доступен в четырех версиях: Business,… Read More
Во время международного автосалона в Пекине Chery планирует представить робота Mornine Read More
Прямая скидка увеличена до 250 000 рублей, а общая выгода может достигать до 470 000… Read More
Комментарии
Падение с отрицательными процентами - это прирост.
2105 год...(
Решение имеет и политическую составляющую, т.к. опель увеличивает своё присутствие на Украине, хотя доля рынка Украины у Опеля ровно в 10 раз меньше российского присутствия. И тренды там намного хуже наших. Отлично. Свято место пусто не бывает.
о каких игроках вы ведете речь? кто сможет заменить GM? вы о индийской TATA или о бесчисленных китайских брендах? затратьте на осмысление этого поста чуть больше времени чем вы писали свой.
Главная проблема Опеля в менеджменте GM, но, конечно, в прессе они не будут сами на себя наговаривать. Да, авторынок России просел, но он остаётся перспективным, потому, что он ненасыщен, соответственно, на место Опеля и Шеви придут другие игроки, только и всего.
о каких игроках вы ведете речь? кто сможет заменить GM? вы о индийской TATA или о бесчисленных китайских брендах? затратьте на осмысление этого поста чуть больше времени чем вы писали свой.
Ни какие новые игроки не повысят покупательскую способность населения.
Можно играть ценами - и не только вверх. Конечно, приятно жить за счет высокой "маржинальности", но иногда можно и на оборот посмотреть - если хочешь остаться в бизнесе
Тут дело даже не в морже. Тут надо продавать по себестоимости. И то не факт что купят.
Зато в Белоруссии продажи походу растут.... Смех....
Остальным будет чуть легче дышатся.
Пример - рынок ноутбуков.
Ещё три года назад рынок пилили десяток брендов.
Сейчас же остались Aсер, Aсус, Леново ( по алфавиту ) ну и капелька хп.
Такие монстры как sony, toshiba - ушли сами.
Ничего личного, онли бузинесс
Некорректная заметка. Нужно показывать и общемировое состояние автопрома. И ещё. Когда уходит ДжМ - вероятно, всё идёт к некоему конфликту, большему, чем экономические санкции. Например, Омерцы запретят вообще поставку комплектующих в Россию... И что тогда делать Опелям и Шевролетам?
На opel.ru как-то невнятно рассказыватеся о бегстве :)