Европейское мнение об уходе Opel из России

Европейское мнение об уходе Opel из России
31 марта 12:00 2015

General Motors (GM) и его дочерняя компания Opel в связи с накопленными потерями на сумму в 1,2 млрд евро в 2014 год против 0,9 млрд годом ранее, объявили в среду 18 марта 2015 г. об отказе от российского рынка и добавили, что собираются закрывать в конце года завод в Санкт-Петербурге, на котором заняты около тысячи сотрудников.

Прогнозы на российском рынке «не очень хорошие не только в краткосрочной перспективе, но и в среднесрочной и долгосрочной»,

– подтвердил патрон Oпеля Карл-Томас Нойман в интервью немецкой газете Handelsblatt. Карл-Томас НойманПродажи этого филиала GM упали на -86% в феврале по отношению к тому же месяцу в 2014 г. С 1 января падение продаж установилось на -82% (в год) на рынке, который в целом сократился на -32% в этом году; сама фирма продала 1900 машин по сравнению с 10000 в предыдущим году.

Opel объясняет в своем коммюнике, что ситуация с новыми потерями выльется в сумму расходов в 600 млн долларов (€565 млн) на счетах GM в дополнение к тем, которые уже существовали у американского гиганта в 2014 году и которые достигли 1,2 млрд. Эта катастрофа затронула весь сектор.

Крах для всей отрасли

Марки Opel и Chevrolet будут изъяты из российского рынка полностью. Партнерство с ГАЗом по производству Chevrolet также будет остановлено. В будущем GM хочет «сосредоточиться на сегменте премиум российского рынка», т.е. брендов Cadillac и трех моделей Chevrolet: Corvette, Camaro и Tahoe.

Американский автопроизводитель не единственный, кто страдает от такого краха в России… Ее рынок привык к скачкам с начала 2000-х годов. В 2005 году во время подъема на рынке вдруг случился внезапный спад. В 2012 году, когда страна объявила о регистрации 2,9 млн машин, аналитики прогнозировали, что Россия превысит в 2015 году немецкий рынок, где было 3,2 млн автомобилей. Исходя из этих данных, автопроизводители предполагали размер продаж в количестве 3,5 млн автомобилей в 2015 году.

Увы, из-за кризиса на Украине и падения цен на нефть, основные валютные ресурсы страны и экономика России погрузились в хаос. Автомобильный сектор был одним из первых, кто пострадал от разгула инфляции рубля. После падения продаж в 2013 году на -5% до 2,8 млн единиц, рынок сократился в 2014 году еще на -10% до 2,5 млн единиц.

Сократить присутствие на пораженном рынке

В этом контексте, все производители уменьшают присутствие на рынке.

Группа Альянса Renault-Nissan, (чьи продажи упали на -25% в течение двух месяцев), владеющая АвтоВАЗом, решила приостановить производство в своих зонах на несколько недель, чтобы продать избыточные запасы.

Кроме того, группа продолжила ускоренным маршем реструктуризацию своего российского филиала с запрограммированным увольнением 1100 инженерных кадров в 2015 г.

Компания Volkswagen с -27% потерь также пытается удержать свою долю рынка за счет снижения продаж. PSA и Mitsubishi крутят свой завод в Калуге на малом ходу и пересматривают регулярно цены на свои машины в соответствии с ежедневной эволюцией рубля.

Карлос ТаваресС тех пор на заседаниях руководителей PSA Карлос Таварес, исполнительный директор группы, напоминает о своем желании сократить вдвое операционные убытки на местах, несмотря на падение рынка. В два месяца продажи французского производителя упали на -80% …

Ford и Toyota с потерями в -70% и -27% находятся в ожидании.

«Мы стремимся поддерживать нашу продукцию, несмотря на обвал рынка, – сказал Дидье Лерой, отвечающий за восточную зону марки Toyota. – Мы будем продолжать инвестировать в наш завод в Санкт-Петербурге в 2015 году, чтобы подготовить запуск нашего внедорожника RAV4 в 2016 году». Ford также сообщил об разнообразии новых моделей, чтобы спасти свое российское существование.

Наиболее воинственной является группа Hyundai-Kia. С начала года обе марки усилили скидки, чтобы забрать не менее 7 % с доли рынка.

С начала года южнокорейская группа занимает 20,1% рынка против 13,1% за тот же период 2014 года. Несмотря на инфляцию, продажи Hyundai выросли на +4%, в то время как у Kia упали на -2,4% при общем снижении рынка на -38%. У других групп рыночные продажи скачут то вверх, то вниз. Mercedes и BMW удерживаются на своих позициях.

Но Opel все же рассчитывает хоть на какие-то продажи в России в нынешнем году. «Ситуация в стране чрезвычайно изменчива. Продажи могут резко снизиться, но и также быстро подняться… В принципе, мы не хотим покидать страну во время шторма. Мы должны ждать и быть готовыми, когда рынок снова оживет», – сообщил на условиях анонимности один из топ-менеджеров Opel.

Тяжело в новом году придётся и иностранным автопроизводителям, имеющим собственные сборочные мощности на территории России. Согласно прогнозам «Автостата», загрузка конвейера может сократиться на -50%. Это приведет к массовому увольнению персонала: о сокращении рабочих уже объявила группа Volkswagen, владеющая предприятием в Калуге. В итоге производство автомобилей в России может сократиться примерно на -10%, а импорт — упасть на четверть.

Но есть и более пессимистичные прогнозы о том, что Русь скоро сойдет на нет, и в полные права вступит жесткая действительность. По мнению участников рынка и экспертов, в 2015 году продажи автомобилей снизятся на треть, импорт легковых машины упадет в два раза.

Европейские аналитики конкретизируют: в наступающем 2015 году из-за сложившейся экономической ситуации, в частности из-за падения рубля, снижения покупательской способности и появления новых локализованных моделей,

импорт легковых машин в России может упасть вдвое.

Владимир МоженковТакой прогноз подтверждают исполнительный директор «Автостат» Сергей Удалов и аналитик «ВТБ капитал» Владимир Беспалов. Также нехорошую перспективу поддерживают и другие аналитики и эксперты, в том числе и президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Владимир Моженков.

Статистика продаж автомобилей в РФ

В переводе на цифры и проценты получается следующая картина. По итогам года, вероятно будет импортировано 560.000 – 600.000 единиц, -23-28%. В 2015 году в Россию может быть ввезено 280.000 – 300.000 автомобилей. Рынок страны может упасть на -35%, до 1.5 млн единиц машин, так оценивают возможности автомобильного рынка РФ эксперты и аналитики автопроизводителей и аналитических агентств.

Например, прогноз Владимира Беспалова («ВТБ капитал») подразумевает падение на -10%, но в худшем варианте развития событий оно составит -30%.

Для продавцов и импортеров зарубежных легковых автомобилей, сокращение продаж на предполагаемую треть и снижение ввозимых иномарок на -50% означает, что доля зарубежной техники упадет с 27% до 20%.

Для обычных покупателей это означает, что чистые иномарки найти в стране станет непросто, да и многие ли согласятся покупать подорожавшие иномарки по нынешним ценам.

Курс на повышение цен, насколько подорожали машины в 2014 году

Самые защищенные и менее зависимые от летающих курсов доллара и евро на данный момент являются автопроизводители, построившие заводы в России. Такие концерны смогут достаточно долго сопротивляться растущему курсу валют и постепенно поднимать цены, сдерживая негативные последствия для потребителей. Чем выше у таких заводов будет степень локализации, тем менее зависимы они будут от внешних факторов. Хотя пример Renault, достаточно хорошо укрепившегося в России, не приносит оптимизма. Французские аналитики огорчаются: «Автомобили Renault, которые производятся на территории России с высоким уровнем локализации и поэтому по идеи не должны были сильно подорожать, все равно стоят неприлично дорого, +20% за год. Renault Fluence (+21%), Logan +25%».

У тех же производителей автомобилей, которые большинство моделей привозят из-за границы или собирают автомобили на территории России только за счет крупноузловой сборки, цены, по всей вероятности, возрастут очень существенно.

Конкретные цифры до начала 2015 года держатся крупнейшими поставщиками в секрете. Да и в условиях быстро меняющейся экономической ситуации предположить, о каких увеличениях цен будет идти речь, очень непросто. Факторов множество, в них также входит снижение импортных квот для России и «устаканивание» валют.

Последний фактор настолько важен, что некоторые крупные автоконцерны приостановили прием заказов до стабилизации ситуации на валютном рынке, среди них такие игроки как GM, Renault-Nissan.

Во время пересмотра цен на новые будет также остановлен прием заказов на Audi, Land-Rover, Jaguar, Kia.

BMW чтобы не остаться в убытке перераспределяет некоторые модели для России на другие рынки сбыта.

Какова основная тенденция российского автомобильного рынка?

По мнению европейских аналитиков, Россия сделает еще более весомый акцент в пользу подержанных автомобилей вторичного рынка.

Покупка неновых автомобилей станет основным трендом ближайших лет. 2014 год закрылся с показателем в 6 миллионов подержанных зарегистрированных машин. Прогноз на 2015 год вальсирует вокруг цифры в 9 миллионов.

  Article "tagged" as:
  Categories:
Светлана Эллиот
Светлана Эллиот

Собственный корреспондент AMSRUS во Франции

Больше статей
Напишите комментарий

13 комментариев

  1. Антон Мск
    31 марта, 14:35 #1 Антон Мск

    Падение с отрицательными процентами – это прирост.

  2. Антон Мск
    31 марта, 14:39 #3 Антон Мск

    Решение имеет и политическую составляющую, т.к. опель увеличивает своё присутствие на Украине, хотя доля рынка Украины у Опеля ровно в 10 раз меньше российского присутствия. И тренды там намного хуже наших. Отлично. Свято место пусто не бывает.

    • Александр Лытанов
      31 марта, 22:15 Александр Лытанов

      о каких игроках вы ведете речь? кто сможет заменить GM? вы о индийской TATA или о бесчисленных китайских брендах? затратьте на осмысление этого поста чуть больше времени чем вы писали свой.

  3. Vladimir Kotov
    31 марта, 15:09 #4 Vladimir Kotov

    Главная проблема Опеля в менеджменте GM, но, конечно, в прессе они не будут сами на себя наговаривать. Да, авторынок России просел, но он остаётся перспективным, потому, что он ненасыщен, соответственно, на место Опеля и Шеви придут другие игроки, только и всего.

    • Александр Лытанов
      31 марта, 22:16 Александр Лытанов

      о каких игроках вы ведете речь? кто сможет заменить GM? вы о индийской TATA или о бесчисленных китайских брендах? затратьте на осмысление этого поста чуть больше времени чем вы писали свой.

  4. Vlad Dudek
    31 марта, 18:11 #5 Vlad Dudek

    Ни какие новые игроки не повысят покупательскую способность населения.

    • Andrew Kiryukhin
      01 апреля, 12:26 Andrew Kiryukhin

      Можно играть ценами – и не только вверх. Конечно, приятно жить за счет высокой “маржинальности”, но иногда можно и на оборот посмотреть – если хочешь остаться в бизнесе

    • Vlad Dudek
      01 апреля, 12:40 Vlad Dudek

      Тут дело даже не в морже. Тут надо продавать по себестоимости. И то не факт что купят.

  5. Олег Серд
    31 марта, 23:09 #6 Олег Серд

    Зато в Белоруссии продажи походу растут…. Смех….

  6. Oleg Repnikov
    31 марта, 23:42 #7 Oleg Repnikov

    Остальным будет чуть легче дышатся.
    Пример – рынок ноутбуков.
    Ещё три года назад рынок пилили десяток брендов.
    Сейчас же остались Aсер, Aсус, Леново ( по алфавиту ) ну и капелька хп.
    Такие монстры как sony, toshiba – ушли сами.
    Ничего личного, онли бузинесс

  7. Константин Кононов
    01 апреля, 10:43 #8 Константин Кононов

    Некорректная заметка. Нужно показывать и общемировое состояние автопрома. И ещё. Когда уходит ДжМ – вероятно, всё идёт к некоему конфликту, большему, чем экономические санкции. Например, Омерцы запретят вообще поставку комплектующих в Россию… И что тогда делать Опелям и Шевролетам?

  8. Andrew Kiryukhin
    01 апреля, 12:29 #9 Andrew Kiryukhin

    На opel.ru как-то невнятно рассказыватеся о бегстве 🙂

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.