Машины олимпиады
1 885

Февраль 07 10:30 2014

Когда Пьер де Кубертен возрождал современные Олимпийские игры, спортсмены сами решали, как добраться до нужного места, и как там дойти до спортивной площадки. В более автомобильные времена на Олимпиадах возили на чем придется, не выделяя какой-либо марки или модели.

Все изменилось в 1956 году. Тогда на Зимних Олимпийских играх в Кортина д’Ампеццо FIAT взял на себя полное обслуживание транспортом. От легковых – для начальства, до трактора — для хозяйственных нужд. А еще через четыре года на Летних Олимпийских играх FIAT получил почетное звание Официального транспорта игр. Обошлось это ему в 284 автомобиля, да еще примазалась Piaggio с двумя сотнями мотороллеров Vespa.

Еще раз FIAT выступил в этом качестве совсем недавно, в 2006-ом в Турине. Но уже пришлось вывести на олимпийские дорожки 3000 машин. Больше всех окормлял олимпийцев GM. На его счету все олимпиады, состоявшиеся в Северной Америке. То есть, Игры 1984, 1996 и 2002 в США и 1976 в Канаде. Да еще через дочерний Holden он прибрал к рукам олимпийский автопарк в Австралии в 2000 году.

Японцы в 1964 не отдали приоритет никому. Транспорт поставили все японские компании. И все по-японски дружно гордились этим, и сообщали, что именно они официальный перевозчик Олимпийских игр.

И уж совсем неожиданно, что в 1984 году в Сараево возить спортсменов доверили Mitsubishi – первому из японцев, вырвавшемуся за пределы своей местности. Хотя и Nissan в 1996 году помогал GM в Атланте. Но там еще и BMW присоседилось. А вот Мюнхенская Олимпиада не стала для баварской марки домашней. Все выиграл Volkswagen. Ведь у него и микроавтобусы были, и легкие грузовики.

Кстати, практика приглашать нескольких производителей была Олимпийским комитетом хорошо освоена. Это позволяло и местных не обидеть, и пришлых поддержать. А вот те, кто поставляют большие автобусы и тяжелые грузовики, в общем зачете не участвуют и гордятся каждый у себя в уголочке, не особенно рассказывая всему свету о том, что наш автобус самый лучший олимпийский транспорт, и что без нашего грузовика эти игры вообще бы не состоялись.

Особняком стоит в истории Московская Олимпиада 80. Там все колеса были из страны советов. Ведь у советских собственная гордость.

Все автозаводы страны, за исключением, пожалуй, БелАза получили особый олимпийский заказ.

А Рижский Автобусный завод RAF вынужден был даже сделать электромобиль для сопровождения марафонцев. И, если на других олимпиадах никто не сообщал, куда потом денутся олимпийские автомобили, в Советском Союзе каждый знал, что автобусы будут потом возить пассажиров в разных городах, легковые, санитарные и другие разъедутся по разным автопредприятиям. И даже через много лет можно было встретить на провинциальном маршруте изрядно поживший автобус ЛАЗ с олимпийской эмблемой.

А на играх в Сеуле основным транспортом стали Mercedes и BMW. Хотя в помощь им придали стремительно набирающий силу местный Hyundai. Еще раз корейцы поучаствовали в олимпиаде в Афинах в 2004-м. Тогда по тесным улочкам города носились компактные Getz. На Олимпиалу в Лилиенхаммер в 1994 в неавтомобильную Норвегию гордо прибыл сосед – Volvo. У скандинавов случился семейный праздник, причем Volvo заняла весь пьедестал, и легковые, и грузовики, и автобусы, и даже спецтехника.

В последнее время на олимпийском небосклоне взошла звезда Volkswagen. Такого же народного автомобиля, как олимпийский любительский спорт. И наша Олимпиада в Сочи – это тоже VW, вернее даже вся группа. Потому что олимпийский транспорт – это и Audi, и Skoda, и даже немного Bentley и Porsche, которых вокруг олимпийских арен будет ну может чуть меньше официального транспорта игр. Так что современный спортивный праздник без автомобиля невозможен.

Александр Пикуленко
Александр Пикуленко

Больше статей
write a comment

0 Comments

No Comments Yet!

You can be the one to start a conversation.

Only registered users can comment.