Нетипичные события 2020 года, такие как неустойчивая эпидемиологическая обстановка, колебания курса рубля и снижение ставок по банковским вкладам, повлияли не только на рынок жилой недвижимости — россияне искали разные объекты для вложения накоплений в зависимости от собственных приоритетов и доходов.
Одной из значимых причин оживления рынка купли-продажи гаражей и машиномест стала «гаражная амнистия», в ожидании которой многие пользователи пребывали достаточно длительное время. Госдума приняла в первом чтении соответствующий законопроект 26 января текущего года. Документ вводит упрощенный порядок регистрации прав на гаражи, построенные до введения в действие Градостроительного кодекса — ранее их владельцы испытывали проблемы с легализацией своего статуса и сделками купли-продажи. Ожидается, что принятые меры затронут порядка 3,5 миллиона объектов, если их собственники успеют оформить необходимые документы до 1 января 2026 года. Однако есть вероятность, что действие закона будет продлено и далее по аналогии с дачной амнистией, которую пролонгировали несколько раз.
Тем не менее, главным импульсом для повышения спроса на данный сегмент недвижимости выступает все же рост продаж на вторичном рынке автомобилей — большинство россиян рассматривают покупку гаража, в первую очередь, для стоянки и содержания личного автотранспорта. При этом, стоит сказать, что гаражные постройки зачастую используют в качестве подсобок, мастерских, складов и даже производственных помещений для малого бизнеса. В условиях подорожания жилой недвижимости и нестабильных экономических обстоятельств многие обратили внимание на гаражи и машиноместа, как выгодный способ вложения средств. В среднем по стране стоимость гаража по итогам года составила 250 000 рублей, а машиноместа — 600 000 рублей. Приобретение таких построек может позволить себе больший процент россиян в отличие от покупки квартиры.
В результате в целом по стране спрос на гаражи в 2020 вырос на 12% по сравнению с годом ранее. Собственникам удавалось быстро реализовать свое имущество, что привело к сокращению объемов предложения на 6%. В среднем на одно объявление приходилось 9 потенциальных покупателей.
В ряде областных центров темпы роста спроса на покупку гаражей по итогам года превысили общероссийские показатели. Наиболее заметный потребительский бум в годовом выражении (2020 к 2019) зафиксирован в Новосибирске (+30%) и Калининграде (+26%). Кроме того, весьма значительная положительная динамика наблюдалась в Кирове, Омске, Севастополе и Ульяновске, где спрос за год вырос на 18%. В среднем по стране на одно объявление о продаже гаража приходилось по 9 запросов контактов, хотя в отдельных регионах этот показатель был даже выше. Например, в Сочи спрос превышал предложение в 23 раза.
К самым дорогим гаражам в течение прошлого года относились железобетонные — в среднем 310 000 рублей за объект. Кирпичный гараж (именно этот тип стал самым востребованным у потенциальных покупателей — 57% в общей структуре спроса) обходился в 250 000 рублей, а металлический — всего в 80 000 рублей. На втором месте по популярности были железобетонные варианты (27%), а реже всего выбирали металлические конструкции (16%).
Любопытно, что Москва оказалась одним из немногих городов, где спрос на гаражи, вопреки общероссийским тенденциям, за год снизился — на 11%. Несмотря на самую большую численность населения и развитый автомобильный рынок, в столице рост количества сделок сдерживают высокие цены на гаражи (в среднем 550 тысяч рублей по итогам года), а также достаточно активный снос гаражных кооперативов, в результате которого бывшие владельцы получают компенсации от города (в увеличенном размере по сравнению с уровнем выплат 2019 года): до 350 тыс. руб. за кирпичный гараж, и до 175 тыс. руб. — за металлический. Одновременно в Санкт-Петербурге спрос на гаражи вырос на 6%.
Самые дорогостоящие гаражи в стране продаются в Сочи — в этом городе их средняя стоимость по итогам 2020 года составила 1,8 млн рублей. Во многом это связано со спецификой местного рынка недвижимости — гаражные помещения в непосредственной близости от моря зачастую переоборудуются в бюджетные апартаменты для туристов, что влияет на средние цены в категории.
Регион | Изменение предложения | Изменение спроса | Средняя цена, руб. за объект | Изменение цены | Обращений по 1 объявлению, в среднем |
Вся Россия | -6% | 12% | 250 000 | 0% | 9 |
Барнаул | -9% | 13% | 250 000 | 0% | 9 |
Брянск | -17% | 2% | 290 000 | 6% | 11 |
Волгоград | -12% | 1% | 180 000 | 6% | 11 |
Воронеж | -7% | 12% | 260 000 | 0% | 9 |
Екатеринбург | -4% | 10% | 400 000 | 3% | 9 |
Ижевск | -11% | -1% | 90 000 | 0% | 9 |
Иркутск | -13% | 8% | 350 000 | 6% | 9 |
Казань | -13% | 5% | 290 000 | 4% | 10 |
Калининград | 8% | 26% | 250 000 | 11% | 12 |
Киров | -8% | 18% | 200 000 | 0% | 12 |
Краснодар | -12% | 2% | 430 000 | 8% | 8 |
Красноярск | -6% | 10% | 400 000 | 0% | 10 |
Москва | -19% | -11% | 550 000 | 17% | 9 |
Нижний Новгород | -13% | 12% | 290 000 | 7% | 14 |
Новосибирск | -2% | 30% | 300 000 | 0% | 11 |
Омск | -8% | 18% | 190 000 | 6% | 10 |
Пермь | -12% | -3% | 240 000 | 9% | 12 |
Ростов-на-Дону | -10% | 13% | 450 000 | 7% | 10 |
Рязань | -10% | 2% | 300 000 | 0% | 10 |
Самара | -20% | -7 | 300 000 | 0% | 12 |
Санкт-Петербург | -4% | 6% | 230 000 | 15% | 14 |
Саратов | -14% | -1% | 200 000 | 0% | 10 |
Севастополь | -8% | 18% | 400 000 | 0% | 8 |
Симферополь | -4% | 8% | 350 000 | 0% | 8 |
Сочи | -9% | 16% | 1 800 000 | 9% | 23 |
Ставрополь | -16% | 12% | 350 000 | 9% | 11 |
Томск | -10% | 7% | 370 000 | 6% | 8 |
Тула | -10% | 12% | 300 000 | 0% | 11 |
Тюмень | -8% | 14% | 300 000 | 7% | 11 |
Ульяновск | -10% | 18% | 230 000 | 5% | 10 |
Уфа | -13% | 0% | 350 000 | 6% | 12 |
Челябинск | -10% | 12% | 160 000 | 0% | 11 |
Ярославль | -10% | -10% | 210 000 | 0% | 10 |
В настоящее время рынок машиномест можно назвать менее масштабным, однако по стоимости он все же превосходит сегмент гаражей (средний показатель по России — 600 тысяч рублей за объект). При этом, несмотря на более высокие цены, этот сегмент рынка недвижимости тоже набирает обороты: по сравнению с 2019 годом спрос на покупку машиномест повысился на 11%. В отдельных городах, например, в Челябинске и Ижевске, интерес покупателей за год увеличился примерно вдвое. Предложение, в отличие от рынка гаражей, также росло в подавляющем большинстве крупных городов. В целом в масштабах страны его показатели увеличились на 15% по сравнению с 2019 годом.
Наибольшей популярностью у покупателей машиномест в 2020 году пользовались подземные гаражи — 69% в общей структуре спроса, несмотря на самую высокую стоимость — 695 044 рублей за объект в среднем. Далее в рейтинге расположился многоуровневый паркинг, на который пришлось 23% спроса, такие машиноместа можно было приобрести примерно за 500 000 рублей. Реже россияне покупали места на крытых и открытых стоянках — 4% спроса, которые обходились в 360 000 рублей и 85 000 рублей в среднем соответственно.
Средние цены на машиноместа по России в 2020 выросли на 3%. В некоторых крупных городах за год отмечено резкое повышение стоимости: в Брянске — в 5 раз, а в Симферополе — в 2,5 раза. Это обусловлено появлением в регионе новых объектов жилой недвижимости премиум-класса с подземными паркингами.
«Рынок машиномест определенно обладает потенциалом, что подтверждалось растущим количеством сделок с этой категорией в течение предыдущего года. Однако есть ряд причин, которые весьма существенно замедляли эту динамику. Так, машиноместа приобрели статус полноценных объектов недвижимости лишь относительно недавно благодаря принятию Федерального закона № 315-ФЗ от 03.07.2016. Нормативный акт закрепил подобные аналоги гаражей в качестве самостоятельных единиц в составе различных зданий и сооружений, что позволило практически беспрепятственно осуществлять сделки с их участием и, наконец, оформлять их в собственность. Помимо пробелов в законодательстве, рост этого сегмента рынка длительное время сдерживался высокой стоимостью кадастровой оценки машиномест и ощутимыми налогами на их содержание», — говорит Дмитрий Алексеев, руководитель направления первичной и загородной недвижимости в Авито Недвижимости.
Регион | Изменение предложения | Изменение спроса | Средняя цена, руб. за объект | Изменение цены | Обращений по 1 объявлению, в среднем |
Вся Россия | 15% | 11% | 600 000 | 3% | 5 |
Барнаул | 22% | 44% | 325 000 | -19% | 6 |
Брянск | -23% | 34% | 400 000 | в 5 раз | 12 |
Волгоград | -9% | 10% | 500 000 | 0% | 7 |
Воронеж | 36% | 35% | 550 000 | 22% | 6 |
Екатеринбург | 39% | -2% | 400 000 | -11% | 3 |
Ижевск | -2% | 89% | 400 000 | 11% | 4 |
Иркутск | 2% | 8% | 760 000 | 4% | 6 |
Казань | 35% | 28% | 449 500 | 0% | 5 |
Калининград | 25% | 6% | 500 000 | 0% | 5 |
Киров | 18% | 15% | 550 000 | 0% | 5 |
Краснодар | 17% | 19% | 430 000 | 8% | 5 |
Красноярск | 8% | 51% | 700 000 | 0% | 8 |
Москва | 14% | -14% | 870 000 | 9% | 4 |
Нижний Новгород | 2% | 0% | 650 000 | -4% | 5 |
Новосибирск | 20% | 35% | 495 000 | 3% | 4 |
Омск | 8% | 33% | 250 000 | -11% | 6 |
Пермь | 9% | 11% | 465 000 | 3% | 7 |
Ростов-на-Дону | 16% | 73% | 780 000 | 11% | 8 |
Рязань | 25% | 22% | 590 000 | 9% | 3 |
Самара | -4% | 6% | 560 000 | 12% | 8 |
Санкт-Петербург | 15% | -1% | 613 000 | 2% | 5 |
Саратов | -6% | 1% | 650 000 | -10% | 4 |
Севастополь | 9% | 0% | 700 000 | -21% | 3 |
Симферополь | 3% | -7% | 1 000 000 | в 2,5 раза | 5 |
Сочи | 23% | 31% | 850 000 | -6% | 5 |
Ставрополь | 8% | 20% | 550 000 | 10% | 7 |
Томск | -8% | -15% | 650 000 | 0% | 5 |
Тула | 0% | -55% | 650 000 | -6% | 5 |
Тюмень | 40% | 46% | 450 000 | 13% | 5 |
Ульяновск | 8% | -27% | 270 000 | -29% | 4 |
Уфа | 7% | 17% | 550 000 | 0% | 6 |
Челябинск | 23% | в 2,2 раза | 480 000 | -4% | 4 |
Ярославль | 20% | -14% | 520 000 | -28% | 4 |
Audi: непростой первый квартал 2024 года Read More
Bentley Motors представила новый компактный симулятор вождения для разработки автомобилей, который значительно сократит необходимость в… Read More
Chery организовала публичные испытания Tiggo 9 PHEV и Arrizo 8 PHEV Read More
Новые версии Foton Toano и Tunland G7 представлены на выставке «Нефтегаз – 2024» Read More
На Пекинском международном автосалоне Jaecoo представила две новейшие гибридные модели, открывая новую эпоху в своем… Read More