С глобальным редизайном на рубеже 90-х – 00-х в KIA компактный вездеход Sportage стал кроссовером и суперхитом, желанной моделью для очень многих жителей СНГ. Конечно, его успех захотели повторить все и этот формфактор расплодился. Мое мнение относительно «Спортэйджа» тоже поменялось…
Первое SUV от KIA – Sportage появился в Южной-Корее в 1993 году на платформе долгожителя Mazda Bongo. Двигатель, трансмиссия, дифференциалы были заимствованы с автомобилей Mazda. В то время KIA кооперировалась с Mazda и Ford. От Ford и Mazda экспортировались технологии, а KIA предоставляла производственные мощности в том числе для Ford.
В Южной Корее обкатали использование этой платформы еще до Спортэйджа — полная копия Бонго – грузовичок Kia Wide Bongo выпускается до сих пор с 1980 года.
Интересно, что на этой же платформе выпускался и легендарный проходимец Delica от Мицу, так что они родственники, хоть и очень дальние.
Первая версия Sortage пришла в Европу только через 2 года после начала производства. Кроссовер продавался либо в исполнении пятидверного внедорожника, либо в виде трехдверного кабриолета с мягким верхом. Примерно в 1996 году компания выпустила удлиненную версию.
Уже в следующем году, 17 мая калининградский «Автотор» начал российскую крупноузловую сборку автомобилей KIA, в том числе Sportage.
Kia Sportage 1997 модельного года был первым в мире серийным автомобилем, оснащенным коленной подушкой безопасности. И тем не менее, KIA Sportage набрал наименьший возможный результат в краш-тестах ANCAP в Австралии – всего одна звезда из пяти.
До начала 2000-х годов доверия корейские автомобили на территории СНГ не вызывали. Полноприводный Sortage рассматривали, как альтернативу работяге УАЗу, Ниве – автомобиль активного отдыха и дачи.
Ранние Sportage не были не являлись дизайнерскими шедеврами и покоряли владельцев оснащением: шасси на лонжеронной раме, двухступенчатая раздатка и отключаемый привод переднего моста. Хотя и полный привод включать на трассе было нельзя – отсутствовал межосевой дифференциал.
Следующее поколение Sportage было разработано уже после слияния с Hyundai (Kia Motors была приобретена Hyundai Motor в 1998 году) и вышло на рынок в 2004 году.
Платформой стала тележка Elantra и Tucson – соответственно внедорожник потерял все свои внедорожные качества, стал кроссовером, но получил уже 2 звезды из пяти в краштесте IIHS. Дизайн по-прежнему был не особо выразительным, азиатским.
В 2006 году KIA нанимает в шеф дизайнеры немецкого гения – Питера Шрайера и все меняется радикально. С 2008 по 2011 год продажи KIA в мире вырастают на 81%. В 2010 выходит третье поколение Sportage и он возвращает лидерство в продажах SUV будучи уже чистокровным кроссовером.
Автомобиль заслуживает овации именно за дизайн. После невнятных юго-восточно азиатских повозок, концерн выходит на мировой уровень с бестселлерами – Rio и Sportage. Даже его условно «старший» однояйцевый брат Hyundai IX35 не получился таким привлекательным.
Обозреватели в унисон вынесли Sportage на другой уровень, уже сравнивая с Honda CR-V, Toyota RAV4 и другими уже японскими компакткроссами. Из ощутимых недостатков – маловато багажного пространства. Слышал много жалоб от знакомых владелиц о невозможности полноценно вместить детскую коляску в багажнике. Но все-же больше 500 литров (1353 л максимум) багажного пространства это больше среднего по классу.
Все остальное более чем достойно: оптимальная линейка двигателей и комплектаций, удобная посадка водителя, энергоемкая подвеска, хороший клиренс и самое главное притягательный и престижный дизайн.
В 2015 году KIA Sportage переодевается. Эволюция прошла весьма удачно – фамильные черты сохранились, кроссовер стал немного, лишь визуально, массивнее, но не потерял свой спортивный характер.
Вскоре, через 3 года, на фоне стагнации продаж кроссовер получил еще одно обновление. Внешние косметические корректировки, к счастью, незначительны: новый дизайн решетки радиатора, передние фары на GT-Line стали полностью светодиодными, на «дорогих версиях» апертуры противотуманных фар стали более резкими, «угрожающими» и тоже светодиодными. На переднем бампере появился хромированный пояс по всей длине.
Доработаны задние фонари и нижний бампер. Теперь они лучше сочетаются с хромированной отделкой. Новый дизайн дисков во всех трех размерах – 17, 18 и 19.
В интерьере минимум перемен: по сравнению с версией 2016 года, за исключением добавления обновленных мультимедийных систем (8” Apple Carplay и Android Auto) по всей линейке и переработанного рулевого колеса для версии GT Line. Внешняя массивность увеличила внутренние размеры салона, но при этом от, и без того небольшого багажного отсека, отняли 13 литров.
С двигателями перемены радикальнее: в связи с низким спросом <2% снят с продажи турбированный 1,6 двигатель с роботизированной семиступенчатой коробкой. Но вместо турбированного на Sportage с Sorento спустили новый/старый атмосферный мотор: 2,4 GDi с гидротрансформатором на 6 передач.
В качестве водительских ассистентов на все версии распространились: AEB (автоматическое экстренное торможение) и помощь в удержании полосы движения. Раньше они были доступны только на топовой спецификации GT Line.
Как уже стало традиционным, у Sportage (как и у других кроссоверов Hyundai-Kia) возникают вопросы к работе трансмиссии, в целом, на смешанной поверхности (снег/грунт, лед/снег и т.п. – ну это общая особенность дифференциала) и к перераспределению момента на условном бездорожье, в частности. Даже при малейшем вывешивании корейский кроссовер начинает безальтернативно махать «поднятыми лапками», ну или максимум шуршать проскальзывающим колесом. В чем причина столь неудачного перераспределения: скорейший перегрев муфты или только настройки компьютера – разбираться надо уже за границей «потребительского» тест-драйва, но длится это уже несколько лет.
В ходе тест-драйва, который состоялся задолго до нападения на землян злобного вируса, мы успели сгонять за Калугу в деревню, помесить деревенские дороги, опробовать его поведение на скоростных трассах московской области, и улицах Москвы. Общее впечатление осталось прежним – не зря я о нем мечтал. Все сохранилось – Sportage свой парень! И до деревни/дачи довезет, причем с достойным комфортом, и в городе адекватная компактность будет более чем уместной.
Отделка классово качественная, мультимедиа простая, понятная и достойно звучащая. Главное экран не торчит грыжей из торпеды! Управляется автомобиль с незначительными оговорками, но адекватно. Очень удобен на трассе и грунтовке. Ну маловат багажник, но тут уж можно глянуть на конкурентов. Они может и предлагают побольше багажный отсек, но уже компактный кроссовер за цену Sorento. Так что – попробуйте его сами – он достоин. А у меня приоритеты сместились – мне компакт стал маловат, что скорее меня расстраивает.
Анализировать продажи сложно. С Россией всё предельно ясно и тем не менее вопреки всему Sportage держится в тройке бестселлеров. В Европе продажи падают 4 года подряд. А вот в США продажи растут уже 7 лет.
Как у нас смотрите в таблице. Прогнозировать 2020 год, как вы понимаете, бессмысленно.
Источник статистических данных: АВТОСТАТ
Основатель и CEO AMSRUS LLC
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.