В начале 2019 года жители многих городов Подмосковья обнаружили, что их привычный путь до столицы на маршрутке или автобусе стал настоящим испытанием. В утренние часы пик люди на морозе отстаивают огромные очереди и не всегда попадают в переполненную маршрутку с первого раза. Исчезло расписание, кондукторы, отслеживание по «Яндекс-транспорт» и другие признаки цивилизации. Вечером все то же самое повторяется на обратном пути. Недовольны не только пассажиры, но и кондукторы с водителями: некоторые из них отказались выходить на работу из-за невыплат зарплат. Причиной транспортного коллапса стал передел рынка: 94 маршрута из Москвы в область (и обратно) отошли двум не особо известным частным компаниям «Стартрансу» и «Домтрансавто».
Проблемы с дефицитом автобусов и маршруток жители Подмосковья почувствовали еще несколько лет назад, когда частных перевозчиков вытеснил государственный монополист «Мострансавто». Автобусов стало меньше, очередей больше, но в целом ситуация оставалась в пределах разумного. Все изменилось в январе этого года, когда на 94 маршрутах Московской области «Мострансавто» сменилось двумя частными компаниями — «Стартранс» и «Домтрансавто». Уже в новогодние праздники на маршрутах, перешедших к «частникам», началась полная неразбериха: жители Химок, Наро-Фоминска, Долгопрудного, Королёва, Мытищ и других городов жалуются на то, что число автобусов и маршруток резко уменьшилось, теперь пассажиры набиваются в них как в метро в час пик, кондукторы исчезли, а расписание не соблюдается. Также оказалось, что в приложении «Яндекс.Транспорт» новые маршрутки и автобусы не отражаются, поэтому нельзя отследить, приедут ли они вообще. Что хуже всего, водители иногда не знают собственного маршрута.
Городские форумы пестрят гневными сообщениями. Вот, например, некто Дмитрий Малахов пишет в группе «Типичный Долгопрудный»:
«Ну, в общем, пришёл я сегодня на остановку Заводская в 7:16, а 456 автобус оттуда обычно отправляется в 7:20. И что вы думаете? Первый автобус с 7:16 приехал в 8:32! А водитель, когда подъехал, болтал по телефону и обилечивал в это же время. Ну я заснял на видео и его, и номер автобуса, и жалобу оставил в Министерство транспорта, номер сообщил им. Я вообще отснял там 40 минут, как я стою и жду, чтобы не было возмущений, типа, может я это смонтировал всё»
А вот пользователь Olga Nik делится впечатлениями:
«С 8.07 до 9.05 простояла на остановке, не было ни одного автобуса 472, остановка Химкинская больница. Расписания тоже нет на остановке. В Яндекс Транспорт не отслеживался маршрут. Приехал в 9.08, автобус битком. Кошмар просто, целый час его не было. Домтрансавто не хочет объясниться. Почему так и не появилось расписание на остановках?»
Примерно после 23:00 автобусы и маршрутки начинают ходить с получасовым интервалом, и на остановке «Ховрино», с которой осуществляются перевозки в Долгопрудный по маршруту 368, обычно скапливается очередь из 50-60 человек. При этом в расписании не указано, во сколько отходит последний автобус, поэтому люди ждут без всякой уверенности, что вообще смогут уехать.
Дальше произошла совсем неожиданная вещь. Столкнувшись в первые дни с большим количеством претензий, «Домтрансавто» подключило к выполнению своих контрактов… «Мострансавто», у которой только что выиграло тендер. Государственная компания, принадлежащая подмосковному правительству, стала выполнять заказы «частника». Формально это не афишируется, но о договорах с частной компанией открыто говорят водители и кондукторы «Мострансавто». В частности, ГУП сейчас помогает обслуживать маршруты 303, 314, 419, 368.
Жалуются на «частников» и кондукторы с водителями: оказалось, что новые перевозчики не платят им зарплату, поэтому они объявили забастовку и отказываются выходить на линию. Утром им обещают, что выплатят зарплату вечером, вечером — что утром. Именно из-за этого количество автобусов и маршруток резко сократилось. В «Мострансавто» у водителей был полный соцпакет — отпускные, больничные, медстраховка и т. д. У «Домтрансавто» и «Стартранса» соцпакета нет, при этом зарплата ниже.
Передел рынка перевозок Подмосковья, скорее всего, готовился давно. Еще в 2017 году на сайте ЛДПР было опубликовано обращение водителя «Мострансавто» Сергея Селивёрстова, работавшего на 392 маршруте, к председателю партии Владимиру Жириновскому. В нем утверждалось, что госкомпанию «беспощадно выдавливают» «частники», которые «находятся под руководством одного хозяина, так как автопарк автобусов и условия работы там водителей одинаковы»:
«На смену комфортабельным автобусам большой вместимости (от 47 мест), которые перевозили жителей Московской области в Москву, пришли автобусы средней вместимости (до 25 мест), не оборудованные кондиционерами и площадками для инвалидов. Водителей «Мострансавто» переманивают в эти компании, предлагая работать за зарплату от 35 тысяч, а по факту не платят ничего. Людям просто говорят, что за зарплату надо только расписываться, а деньги забирать с линии. В «Мострансавто» все зарплаты выплачиваются своевременно, и водители работают через кассу, т. е. все денежные средства идут в казну. Маршруты забираются во всех городах Подмосковья, причем говорят это в открытую. Говорят, что скоро вас закроют»
По словам автора обращения, водители работают в этих частных организациях на износ, спят по два часа в сутки. В конце 2018 года маршрут, на котором работал водитель, перешел к «Домтрансавто».
Самые прибыльные направления подмосковных перевозок отошли двум никому не известным компаниям, причем одна из них состоит всего из одного человека. «Стартранс» зарегистрирована в 2015 году, ее учредитель, генеральный директор и единственный сотрудник — некто Артём Бадалян. До конца 2018 года она не заключила ни одного контракта с государством и не участвовала в тендерах, зато в конце ноября внезапно подала шесть заявок и выиграла две из них — в общей сложности на 1,71 млрд руб. За эти деньги, выделенные областным Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры (МТДИ), ей предстоит выполнять перевозки на 40 направлениях. В настоящее время официальный сайткомпании находится на модернизации, половина его разделов не работает.
Второй перевозчик, «Домтрансавто», также в прошлом не мог похвастаться крупными контрактами, в отличие от своего учредителя и генерального директора Нерика Мурадяна. Химкинская газета «ЯНовости» обратила внимание на то, что Мурадян — также совладелец и гендиректор компании «Эврика», в 2017 году выигравшей контракт для московского правительства (ГКУ «Администратор московского парковочного пространства») на 77,7 млн руб. за «оказание услуг по круглосуточному консультированию пользователей плоскостных парковок» — при том, что в штате «Эврики» числятся всего два человека. По двум контрактам на сумму 1,174 млрд руб. «Домтрансавто» предстоит осуществлять перевозки по 54 маршрутам. Несмотря на то, что компания была зарегистрирована в 2014 году, официальный сайт у нее появился только в начале 2019 года.
Если посмотреть все конкурсы, в которых принимали участие «Мострансавто», «Домтрансавто» и «Стартранс» (последние никогда не конкурировали между собой), можно обнаружить любопытную закономерность: «частники» выигрывали меньше тендеров, но именно им отдали наиболее прибыльные направления — то есть маршруты из Московской области в Москву, заканчивающиеся у станций метро.
Компании «Домтрансавто» и «Стартранс» на деле принадлежат к одной группе компаний — «Ранд-Транс». В маршрутках «Домтрансавто» до недавнего времени висели объявления «Вас обслуживает «Ранд-Транс»», юридические адреса обеих компаний также совпадают. Что касается «Стартранса», то его телефон в контрактах на сайте госзакупок идентичен тому, который опубликован на официальном сайте «Ранд-Транса». Кроме того, первое время на чеках, выдаваемых пассажирам в автобусах и маршрутках на направлениях, обслуживаемых «Домтрансавто», почему-то значился «Стартранс». В пресс-службе «Ранд-Транса» подтвердили, что «Домтрансавто» и «Стартранс» принадлежат им. По всем дальнейшим вопросам представитель группы компаний посоветовал обратиться к генеральному директору Валерию Старшинову, но связать с ним почему-то отказался.
В феврале 2017 года бывший совладелец «Ранд-Транса» и нынешний руководитель филиала «Мострансавто» в Домодедове Вячеслав Ким продал свою долю в группе компаний двум людям — Гамлету Авагумяну и Михаилу Наугольных. Гамлет Авагумян — младший сын бизнесмена Камо Авагумяна. Семье Авагумянов невероятно везет с госконтрактами. В 2013 году компания «МКМ-Логистика», принадлежавшая вначале Камо, а затем Гамлету, выиграла подряд на общую сумму 40 млрд руб. на вывоз мусора из Москвы в течение 15 лет. Еще более успешна группа компаний Камо Авагумяна «Авилон»: она получила 851 млн руб. от «Ростеха» на поставку автомобилей Mercedes и Maybach в лизинг, 1 млрд руб. в виде субсидий — от Минсельхоза на развитие теплиц в Калужской области, 700 млн руб. от Генпрокуратуры, также на поставку автомобилей. С 2008 года Камо Авагумян работает в России официальным представителем Генеральной прокуратуры Армении. Его старший сын Георгий в начале 2016 года стал заместителем начальника управления по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества в Генпрокуратуре.
Наконец, Камо Авагумяну, а также сыну генпрокурора Артёму Чайке и Ольге Лопатиной, бывшей жене заместителя генпрокурора Геннадия Лопатина, принадлежит пятизвездочный отель Pomegranate Wellness Spa в Греции. Это следует из официального реестра компаний Кипра и материалов суда между «Пробизнесбанком» и «Авилоном». Сам Авагумян в разговоре с «Медузой» также подтверждал, что у него есть доля в этом проекте.
Автор направил запросы в Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры, а также в пресс-службу губернатора и правительства Московской области. На момент публикации ответа от обоих ведомств не последовало.
На Пекинском международном автосалоне Jaecoo представила две новейшие гибридные модели, открывая новую эпоху в своем… Read More
OMODA представляет «GREEN OJ»: новую экологическую платформу, нацеленную на устойчивое развитие и охрану окружающей среды… Read More
Президент Российской Академии Художеств, основатель и директор ММОМА Зураб Церетели предоставил для проекта специальное исполнение… Read More
Exlantix ES дебютировал на Пекинском международном автосалоне 2024 года как четырехдверное электрическое купе, предназначенное для… Read More
Дизельная версия рамного внедорожника Read More
Exeed объявляет о начале продаж нового среднеразмерного кроссовера TXL Автомобиль доступен в четырех версиях: Business,… Read More