Через 19 лет, по самым оптимистичным оценкам, доля мировых продаж машин на альтернативных технологиях (гибриды, электрокары и автомобили на метане) может составить 89 процентов, при этом в России большей популярностью, скорее всего, будут пользоваться автомобили с газобаллонной техникой.
Как именно будет развиваться мировой рынок, зависит от скорости технологического прогресса, экологической повестки и господдержки в разных странах. До развилки осталось всего четыре года: по оценкам экспертов, после 2020 года структура продаж машин должна начать меняться.
В России лучше приживутся машины на природном газе. Их автопарк уже в сотню раз больше, чем у электрокаров. Такой вывод сделали аналитики независимого национального отраслевого консультанта по вопросам развития ТЭК России VYGON Consulting в исследовании “Развитие технологий в автотранспорте: близок ли пик потребления нефти?”. Эксперты разработали три сценария мирового спроса на нефть в зависимости от степени проникновения альтернативных автомобилей.
Самый позитивный сценарий – инновационный, он предполагает стремительный рывок в технологиях и усиление госвлияния на транспортный сектор. В этом случае 60 процентов продаж автомобилей для личного пользования в 2035 году составят электрокары, 30 процентов – гибриды, еще три процента – транспорт на газе и всего семь процентов – машины с двигателем внутреннего сгорания. Тем не менее более половины личного автопарка (58 процентов) все еще будет формироваться из бензиновых и дизельных авто.
Менее амбициозный сценарий – базовый. По нему доля мировых продаж гибридов, электрокаров и машин на газе к тому же году составит 56 процентов. Реализация бензиновых авто для личных нужд сократится до 38 процентов, электрокаров – вырастет до 20.
Учитывая, что по итогам 2015 года 98 процентов проданных автомобилей потребляют моторное топливо, а оставшиеся два процента в равной пропорции делили грузовики на метане с электрокарами и гибридами, даже этот сценарий можно назвать оптимистичным. Условия его претворения в жизнь – инвестиции традиционных производителей в сектор электроприводных авто и, как следствие, снижение стоимости и веса аккумулятора, а также развитие сети зарядных станций.
Наконец, инерционный сценарий предполагает, что продажи электромобилей к 2035 году вырастут незначительно – до пяти процентов в общей структуре, прирост доли продаж гибридов – до десяти процентов, а машины на газе покажут нулевую динамику.
“На данный момент производство и продажи только части люксовых автомобилей генерируют прибыль, а массовый сегмент убыточен. Если прогнозы по снижению стоимости батареи не оправдаются, то единственным методом поддержания продаж будет государственное стимулирование”, – говорится в исследовании.
“Мы предполагаем, что альтернативные технологии и продажи автомобилей на них в ближайшие годы будут развиваться достаточно равномерно по всему миру, так как автопроизводители не намерены выпускать специфические машины под какой-то конкретный регион. С другой стороны, в отдельных странах могут быть свои особенности, как, например, в России”, – замечает один из авторов доклада Александр Былкин.
По данным на 1 июля 2016 года, по российским дорогам ездят 722 электромобиля, при этом почти каждый третий – в Москве, следует из данных “Автостата”. Почти все машины иностранного производства, кроме LADA Ellada (93 единицы). Сеть зарядных станций по стране – 79 штук, следует из базы данных Plafocha. При общем автопарке 50 миллионов автомобилей это крайне маленькие показатели.
Причина кроется в первую очередь в дороговизне электрокаров (бензиновый аналог в два раза дешевле). За рубежом покупка такой машины не столь сильно бьет по карману за счет щедрых госсубсидий. В России их пока тоже мало: для личных легковых авто таможенная пошлина обнулена до сентября 2017 года, бесплатная парковка и движение по выделенным полосам действуют лишь в нескольких городах. Свою лепту вносит вопрос экологических проблем: в России он стоит не так остро, как в Китае и США, лидерах по покупке электрокаров, что говорит не в пользу последних.
“У нас в целом хорошие перспективы по расширению автопарка на природном газе, – говорит Александр Былкин. – Газовые автомобили более актуальны для коммерческого сегмента – от небольших грузовиков до автобусов. Спросом пользуются те же “Газели”, в заводской сборке которых предусмотрено оборудование на метане. Причина – низкие затраты на топливо по сравнению с бензином и дизелем”.
Если в парк муниципального транспорта начнут более интенсивно инвестировать для перехода на газомоторное топливо, отечественные концерны продолжат развивать технологии в этом направлении, а сеть заправочных станций будет расти, то потребители смогут оценить преимущества таких машин, полагает собеседник “РГ”.
Перспективы газовых автомобилей действительно выглядят сильнее: по итогам этого года “Газпром” собирается увеличить число заправок компримированным природным газом до 300 штук, к 2020 году – до 500. Он безопасен, и скоро его начнут продавать не только на специализированных заправках, но и на обычных АЗС (законопроект минэнерго об этом могут рассмотреть в осеннюю сессию Госдумы).
Продажи автомобилей на газе в России опережают даже гибриды: их ежегодно ввозят в количестве примерно 1,5 тысячи единиц, а автопарк с газобаллонной техникой за прошлый год прирос более чем на три тысячи единиц. Всего по российским дорогам в начале этого года ездили 113 тысяч машин на газе. Только в 29 регионах страны планируется до 2025 года ввести в эксплуатацию еще 34 тысячи таких авто, что говорит о явном преобладании интереса к газовому топливу.
Сами автолюбители в единичных случаях устанавливают в машину газовые баллоны, так как при цене авто массового сегмента в 700-800 тысяч рублей газомоторное оборудование обойдется еще в сто тысяч рублей, оценивает Александр Былкин. Срок окупаемости длительный – несколько лет интенсивной езды.
На Пекинском международном автосалоне Jaecoo представила две новейшие гибридные модели, открывая новую эпоху в своем… Read More
OMODA представляет «GREEN OJ»: новую экологическую платформу, нацеленную на устойчивое развитие и охрану окружающей среды… Read More
Президент Российской Академии Художеств, основатель и директор ММОМА Зураб Церетели предоставил для проекта специальное исполнение… Read More
Exlantix ES дебютировал на Пекинском международном автосалоне 2024 года как четырехдверное электрическое купе, предназначенное для… Read More
Дизельная версия рамного внедорожника Read More
Exeed объявляет о начале продаж нового среднеразмерного кроссовера TXL Автомобиль доступен в четырех версиях: Business,… Read More