Еще каких-то сто лет назад автомобиль был экзотикой, а основную тяжесть транспортного труда повсеместно несла на себе лошадь. Но вскоре всё начало быстро меняться – и сегодня четвероногие помощники человека остаются по-настоящему востребованными лишь в самых диких и отдалённых уголках мира, куда сеть дорог еще не дотянулась лишь потому, что там она не особенно-то и нужна.
Красивым и надёжным пристанищем лошади в цивилизованном мире остаётся конный спорт. Благодаря ему в наши дни продолжают развиваться коневодство и селекционная работа, остаются востребованными профессии шорника и коваля, а красота, сила и грация благородных животных по-прежнему радуют и восхищают людей.
Фото из архива официальной группы Breyer
Но, похоже, политика нашего государства в отношении автомобилистов скоро даст лошади новый шанс и транспортное коневодство выйдет на следующий исторический виток. Тотальный контроль и бездумные запреты, всё сильнее отравляющие жизнь моторизованным гражданам, могут привести к массовому переходу с четырёх колёс к четырём копытам.
По сравнению с автомобилем в современных реалиях у лошади вновь появляется масса преимуществ.
Во-первых, на её вождение не требуются «права» – а значит, и лишиться их за какое-нибудь нарушение невозможно.
Во-вторых, на лошади не висит номеров – следовательно автоматические средства фото- и видеофиксации бессильны.
В-третьих, коня можно запарковать в любом месте невзирая на знаки и газоны.
В-четвертых, правильно воспитанная лошадь не даст себя просто так эвакуировать, а если это и произойдёт, то эвакуаторщики в суде заведомо проиграют дело о жестоком обращении с животными.
В-пятых, конникам не грозит никакое ужесточение экологических норм – лошадь в принципе не загрязняет окружающую среду, так как сама является её частью, а отходы лошадиной жизнедеятельности считаются ценным удобрением.
В-шестых, коню не требуются дорогостоящие запчасти, а ветеринарное обслуживание стоит гораздо дешевле планового ТО у официального дилера. Впрочем, кажется, в правительстве уже начали подозревать возможность такого поворота событий и, вероятно, решили его не допустить. Иначе почему в нашей стране за последние годы было загублено и ликвидировано множество конных заводов, а многие знаменитые породы лошадей оказались на грани исчезновения?
Показательные выступление от музея Орловского Рысака и музея Русской Тройки
И всё же, как показала традиционная осенняя международная выставка-ярмарка «Эквирос», прошедшая в Сокольниках, конный мир продолжает успешно противостоять всем жизненным невзгодам, развиваться и двигаться вперёд. Для конника эта выставка – то же что ММАС для автомобилиста.
Мерило достижений, экспозиция новинок, место встречи профессионалов из разных стран, конференции для специалистов и, конечно же, красочное шоу. Показательные выступления спортсменов, динамичные демонстрации редких пород, катания для детей – по зрелищности конный салон не уступает автомобильному.
Правда, тут не бывает премьерных презентаций новых моделей лошадей, да и футуристические кони-концепты не пытаются предвосхитить будущее. Что поделать – мудрая природа, создавшая в процессе эволюции коня, прекрасно обошлась без вмешательства инженеров, дизайнеров и маркетологов. Люди в ходе долгой и терпеливой селекционной работы лишь приспосабливали лошадей к определённым условиям жизни и видам труда, создав множество пород, большинство из которых существует еще с давних пор.
Вот только времена, когда новые породы появлялись со скоростью обновления бортовой электроники современных машин, уже давно остались в истории. Да, честно говоря, такие темпы в конном мире никогда и не существовали, потому что создание нового типа живого существа – процесс заведомо более долгий и требующий естественной смены нескольких поколений. Тем не менее, и сейчас селекционеры не прекращают работу – сохраняют редкие породы и улучшают спортивные качества лошадиного поголовья.
Мастер-класс и шоу-программа по вольтижировке от Спортивной школы “Юность Москвы” по конному спорту
Впрочем, без курьёзов, диковин и необычных достижений в коневодстве тоже не обходится, тем более, что не всё странное лишено пользы и привлекательности. Взять, например, выведенную в середине ХХ века американскую миниатюрную лошадь – самую мелкую на сегодняшний день породу размером с крупную собаку. У нас в стране эти лошадки известны мало, а меж тем у себя на родине эти добродушные и сообразительные существа нередко заменяют собак в роли поводырей и помогают осваивать азы верховой езды детишкам уже с трёхлетнего возраста.
Стенд клуба, занимающегося этой породой у нас, был одним из главных центров притяжения посетителей нынешнего «Эквироса». Оказывается, возможность погладить очаровательных мини-лошадок по бархатному носу вызывает у публики не меньший ажиотаж, чем шанс посидеть в салоне четырёхколёсной новинки на стенде какого-нибудь Bentley.
Впрочем, на конной выставке не все экспонаты спокойно относятся к повышенному вниманию в свой адрес. Так, например, у вороных красавцев фризской породы была специальная предупреждающая табличка, запрещающая подходить близко и тем более совать руки с целью погладить. В отличие от автомобиля, лошадь пуглива, а напуганная лошадь без возможности убежать, может даже покусать или стукнуть большим копытом.
Но кто сказал, что лошади – это только лошади? Стенды производителей всевозможных конных товаров занимали целый павильон. Чего там только не было! Сёдла, уздечки и другие элементы спортивной амуниции, специальная одежда для всадников, скребки, щётки и тому подобные аксессуары для ухода за лошадью, комбикорма на все случаи жизни, новейшие кормовые фитокомпозиции из сена, разнообразные лакомства…
Были образцы специальных грунтов для различных видов конного спорта, новаторские системы дренажа для манежа и даже такие диковины как конский солярий и тренажеры для поддержания физической формы лошадок в случае вынужденного содержания в ограниченном пространстве. В общем, разнообразие, сопоставимое тем, которое обычно устраивают на ИнтерАвто производители запчастей, аксессуаров и инструментов.
Шлемы, уздечки и бриджи для верховой езды на любой вкус!
Кстати, точки пересечения с автомобильным миром на конной выставке нашлись. На «Эквиросе» была возможность изучить и сравнить прицепы-коневозы различных производителей. Несмотря на то, что лошадь – сама себе транспорт, её тоже порой приходится возить.
В лошадиной жизни порой случаются поездки на соревнования, к ветеринару или к новому хозяину. Особенно много и часто приходится ездить звёздам большого спорта. Между прочим, прицеп для перевозки лошади – это не просто двухосная телега с высокими стенками. В нём должно быть предусмотрено всё, чтобы снизить стресс от поездки для животного – от комфортабельной подвески, точно рассчитанной на среднюю массу перевозимого количества коней, до фиксирующих ремней и освещения. В особо дорогих моделях, которыми пользуются кони уровня мирового чемпионата, присутствуют даже подушки безопасности, системы отопления и кондиционеры.
Победители и призёры фестиваля Breyer-2016 с символом фестиваля Лошадкой Паломино. Фото из архива официальной группы Breyer
Как и в мире автомобилей, в конном тоже существуют коллекционные масштабные модели и немалое число их коллекционеров. Правда, масштабы тут приняты иные – 1:9, 1:12, 1:22, 1:32, да и материалом служит пластик, а не металл. Конная миниатюра представляет, как разные породы, так и прославленных спортивных чемпионов нынешнего и прошлого.
В рамках нынешнего «Эквироса» прошел уже третий в России фестиваль конной миниатюры. Изготовлением таких фигурок занимаются как крупные фирмы с огромными тиражами вроде американской Breyer, которая и выступила организатором фестиваля, так и частные скульпторы-анималисты. И как раз последние были главными действующими лицами фестиваля, потому что состоял он из различных конкурсов: на собственную авторскую миниатюру, на оригинальную переделку заводских моделей, на создание диорамы, на лучшую верховую амуницию, на упряжь и т.д.
Диорама в масштабе 1:32, занявшая 3 место. Автор работы Анна Устинова
Авторская переделка заводской модели Breyer, автор Анастасия Хлебникова
Тут же для детей были организованы мастер-классы, где учили, как рисовать лошадь и складывать её из бумаги, раскрашивать миниатюрные модели…
В общем, на конной выставке всё было почти как на автомобильной, кроме разве что длинноногих моделей, позирующих у блестящих капотов. А так – профессионалы общались непонятным языком на свои мудрёные темы, заводили новые деловые знакомства и прицельно выискивали новинки среди обилия вальтрапов, трензелей и чомбуров.
Публика спешила поглазеть на редких лошадей и успеть на все конные шоу, почти постоянно сменявшие друг друга в выставочном манеже. Кто-то деловито собирал по стендам сувениры, а кто-то считал своим долгом снять селфи с каждым конём. Дети охотно соревновались в весёлом «детском конкуре» – то есть беге с препятствиями без лошади, но с призами и подарками.
При этом количество посетителей однозначно говорило в пользу того, что четвероногий транспорт интересен, понятен и близок людям, несмотря на всю оторванность современного жителя мегаполиса от природы и своих исторических корней.
Чернышевская Наталия, Евгений Константинов Фото: Кристина Крутикова, Дарья Соколова, архив официальной группы Breyer
По жизни - ленивый активист. Объездила всю Европейскую часть России. Умею замечать детали. Постоянно подшучиваю над окружающим миром. Порой кидаюсь весьма злым сарказмом.
Не обольщвйтесь. Переход на зимние подковы, корм Euro 5, дающий экологически чистый выхлоп, управление по доверенности, страховки и прочее не дадут спокойно перейти на конную тягу. Может, пешком? Да и то…
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.