Реформы в России проводят, чтобы обобрать и унизить. Возникают реформы только в состоянии тупика. Пока не развалилась, пока сводятся концы с концами, пока еще можно ничего не делать – никаких реформ нет даже на горизонте. Когда все сломалось, когда умерло, иссякло, вот тогда у нас начинаются реформы, причем они никогда не направлены на помощь людям. Все реформы строятся по абсолютно одинаковому сценарию. Если власти на данный момент плохо, то населению должно стать еще хуже, чтобы вот этот контраст хоть как-то поддерживал дистанцию между тем, насколько плохо нашей власти, ну и, конечно уж, как тут нам, держитесь, всем хорошего настроения.
И мы смотрим с вами, что происходит за последние десятилетия. Реформа здравоохранения – чтоб мы сдохли все. Реформа образования – да здравствует быдло. Правоохранительная реформа- полковник Захарченко, например, блестящий офицер, человек настолько безупречной репутации, что ему даже позволили после всех переаттестаций, всех проверок и всех вариантов контроля за ним, бороться с коррупцией. Результат виден. Судебная реформа – сколько у нас там теперь в результате судебной реформы оправдательных приговоров, 1%, 0,1%, 0,001%? Пенсионная реформа сводится к тому, чтобы штрафовать тех, кто дожил до пенсии, нефиг, не повадно чтобы было, что вы себе позволяете, у государства и так нет денег вас лечить, мы не смогли вас убить, пока вы были работоспособны, мы не выучили вас, мы сделали все для того, чтобы у вас не было шанса дожить до пенсии, а вы все равно дожили! Кто будет за это отвечать, да как вы посмели, ни в коем случае!!! Ну, и ОСАГО конечно.
Это косвенный налог и ОСАГО выглядит постыдно даже в нашем бессовестном обществе, поэтому естественно у нас сейчас развернулась масштабная реформа ОСАГО. Она длится достаточно давно несколько лет уже, каждый раз к ней подходят новые лица и исполнители происходит очередной спектакль, очередной виток, причем поскольку ОСАГО – это обязательное страхование гражданской ответственности, оно касается каждого из нас напрямую, поэтому проходит все тайком скрытно и мы ни в коем случае не должны знать, что там происходит.
Если бы не настойчивость моих коллег из разных изданий, то мы бы в принципе и не знали, в какую сторону ветер дует. На сегодняшний день есть небольшая предыстория, что же такое ОСАГО. Этот косвенный налог, он породил, во-первых, переориентацию очень многих страховых компаний в пользу ОСАГО, а во-вторых, создание автономных организаций, которые занимались только одним видом страхования – именно ОСАГО. Огромное количество страховых компаний было придумано, изобретено, зарегистрировано и выпущено на рынок только для того, чтобы собирать с населения этот косвенный налог. Естественно, ни о каком возмещении ущерба речи не было и разборки на дорогах из серии «А пойдем-ка, хороший мой, в твою квартиру», они естественно остались, хотя приобрели более изощренные формы.
То есть, ОСАГО не выполнило ту свою социальную функцию, о которой велась речь в самом начале, когда нас только принуждали к ОСАГО. Зато какой в экономике побочный эффект мы получили в результате введении ОСАГО – инвестиционный доход, скрытая статья, о которой даже никто не смеет говорить в контексте страховых компаний, привел к тому, что страховые компании, которые работают на рынке ОСАГО, накопив миллиарды, а никогда не было случая, чтобы выплатили сполна. Ни один год существования ОСАГО с 2002 не было возмещения всех денег, которые с нас собрали. То есть, убыточность ОСАГО определена в 70%, на самом деле в 77. То есть 77% денег, отобранных у населения, должны быть возвращены в качестве возмещения. Ни одного года такого не было, даже к 60% возмещения никогда не возвращались.
И куда девались эти деньги? Страховые компании имеют право оставлять небольшой процент себе на работу, на офис, на секретаршу, на новые авторучки. А все остальные деньги куда пошли? Страховые компании массово их направили в строительный сектор. Именно благодаря перегреву рынка избыточными деньгами страховых компаний, мы получили несуразный по стоимости квадратный метр жилья, благодаря чему он стал недоступен для всей страны. Почему у нас выравнялись цены на недвижимость по всей стране? Почему московская дорогая недвижимость эквивалентна по стоимости метра завалящей читинской недвижимости? Потому что и там и там есть страховые компании, потому что и там и там им нужно было куда-то девать деньги. Они их вложили в строительный сектор. В результате мы получили чудовищный рост стоимости, не себестоимости, а итоговой продажной стоимости одного метра жилья.
В результате деятельности страховых компаний, работающих на рынке ОСАГО, мы получил недоступное жилье по всей стране. Если вдруг вы в какой-то момент придете в страховую компанию и потребуете отчета, вам обязательно принесут слезливую бумажку, практически истлевшую от того, как много людей рыдало над ней, составляя данные невероятной убыточности данного бизнеса. Это абсолютная трагедия, мы понимаем, что страховые компании стоят в одном ряду с учителями, с врачами и с нефтяниками, которые такие же нищие, как страховые компании. И никто никогда не откроет вам цифры инвестиционного дохода. А нет такой статьи. Знаете, как-то так получилось, собрали несколько миллиардов, да и наверное раздали, ну да, тут еще чуть-чуть, как-то у нас по закону получилось немножко оставили, но в целом, вы же понимаете, мы такие нищие, мы такие несчастные.
Вот сейчас идет реформа. Суть этой реформы сводится к тому, что в очередной раз вытереть об нас ноги, отобрать у нас деньги и ни в коем случае не дать им возможность получить им урегулирования наших убытков, возмещение нашего ущерба и ремонта автомобиля. Недавно прошло совещание – оно никакой публичности не имело – между Минфином и Центральным банком, это два главных игрока на нашей с вами несчастной горестной судьбе по ОСАГО. И они договорились, что давайте-ка мы наконец приведем все варианты возмещения к оплате ремонта.
Здесь самый важный момент – на сегодняшний день клиент страховой компании, во-первых, идет не к обидчику, а приходит в свою страховую компанию и говорит, что его обидели. Оттуда-то большой позитивный момент, это грандиозная заслуга многолетней реформы ОСАГО, после чего он выбирает, либо он получает ломанный грош – например, ущерба у него на 500 тысяч, ему говорят: вот 25 мы тебе дадим, либо он говорит: так уж и быть давайте я возьму ремонтом. Идея нынешней реформы в том, чтобы заставить всех безальтернативно получать возмещение только ремонтом.
Казалось бы, не самый плохой вариант, тем более, когда у вас новая машина. Вас ведь могут направить к вашему официальному дилеру для того, чтобы вы получили уже реально качественную услугу. Нет, ни в коем случае. Летом, когда только Минфин с ЦБ обсуждали именно этот вариант принудительного направления всех только на безальтернативный ремонт, тихонечко просочилась в прессу тема для разговора о том, что мерой своей ответственности страховая компания считает факт направления клиента за пределы свой страховой ответственности, а именно в сервис. То есть, суть ОСАГО сводится не к тому, что вам компенсировали что-то, ни к тому, чтобы вам починили машину, а к тому, чтобы вам выдали филькину грамоту и сказали: вали отсюда, и вы валите в сервис. Страховая компания считает исполненным по ОСАГО свою работу, когда дает вам направление в сервис для ремонта. Все. Дальше она не отвечает.
Причем Игорь Юргенс, это президент всех страховщиков нашей страны и автомобильных в том числе, объяснял это: «Понимаете, предположим, там был ремонт крыла, а техник на станции снимал колесо и не закрутил гайки. И крыло то починили, а клиент выехал и убился, потому что колесо было не прикручено. Причем же здесь страховая компания?». Пусть клиент, пока его из реанимации везут в морг, подает исковое заявление непосредственно в этот “аллах агбар”-сервис и там с главным Ашотом выясняет, почему же ему не прикрутили гайку на колесе. Вот в этом страховая компания видит абсолютную справедливость, потому что как же мы, страховая компания, за ваши деньги можем отвечать за качество ремонта. На сегодняшний день почему-то может. На сегодняшний день, если у нас возникает конфликтная ситуация интересов, то страховая компания является ответчиком. Мы апеллируем именно к страховой компании, а потом уже к тому сервису, который что-то плохо сделал, но впредь такого не может быть. И Юргенс по этому поводу сильно удивлялся: мы- то здесь причем, мы филькину грамоту вам выдали за ваши деньги, вот идете и пользуйтесь этой филькиной грамотой по ее прямому назначению, не подумайте, что вас послали к проктологу – вас послали к гинекологу, идите туда.
Вполне объяснимо, что как только выяснилось подобное направление работы, то остальные нормальные люди тихо начали задавать вопросы: а с какой стати мы должны здесь опять иметь проблемы, почему мы должны идти именно в этот сервис, почему мы должны разбираться с тем, как и что сделано? А именно потому что страховая компания – как аккумулятор денег. У нее задача деньги собрать и ни в коем случае нам их не отдать. Если она будет отвечать за ремонт, если не дай Бог она получит от ЦБ или от Минфина обязанность контролировать качество, в таком случае она должна будет как-то финансовыми потоками своими делится с тем, чтобы этот ремонт был надлежащего качества. А когда твоя работа заканчивается, когда твои обязательства по договору страхования заканчиваются на моменте выдачи бумажки под названием “направление”, то здесь все деньги при тебе и твоя дальнейшая судьба клиента совершенно не волнует. Ну, убился, ну, не повезло, а что на лохматке ездил, а что он только ОСАГО-то заключил, а мог бы и по КАСКО, а что ему мешало, он сам жлоб, он сам виноват.
Вот наша вся правовая система – ты сам виноват. Когда общаешься с судьями, которые выносят чудовищные приговоры и спрашиваешь у них, как они посмели вынести такое решение, вы же понимаете, что человек не виноват, мне одна судья спокойно объяснила свою позицию и почему она спит и не икает. Она говорит: ну и что, а вот этот же человек ничего не сделал, чтобы было иначе, ко мне он не пришел, с бумажками он не бегал. А он должен, что ли? Да, оказывается, должен. С точки зрения судьи, если ты абсолютно не виноват, ты должен еще побегать и попотеть, ты не можешь прийти сесть в зале суда и выслушать решение в свою пользу или приговор в пользу твоего обидчика, потому что ты же ничего не сделал, значит, ты сам виноват. А вот твой оппонент побегал, посуетился, свидетелей привел, бумажки притащил.
Страховая компания работает по такому же самому принципу: а мы здесь причем, ты же сам ничего не делал, ты же нищий, вот у тебя же кроме шестерки рваной ничего нет. Мы же из тебя тридцатку эту вышибли еле-еле, и что ты на не хочешь? Чтобы мы возмещение сделали по полной стоимости твоей машины, когда твоя машина те самые 30 тысяч и стоит? Нет, конечно, поэтому мы тебе предписание выдали, а дальше ты идешь куда хочешь и это называется ОСАГО. Это та самая страховка на всякие непредвиденные случаи на дороге в пользу третьих лиц. Великолепный совершенно инструмент. То есть, если сейчас мы имеем шанс хотя бы минимально получить какую-то сатисфакцию, то реформа ОСАГО направлена на то, чтобы деньги собрать и уже в принципе нам ничего не отдавать, ни при каких обстоятельствах.
Но на этом секретном заседании все-таки был процент здравого смысла и шел разговор о том, что вот если на страховую компанию часто жалуются, что она направляет в гаражный сервис к дяде Васе, а у дяди Васи что-то все клиенты передохли – ну, наконец-то, слава Богу, Минздрав, тебе привет, – то вы можете жаловаться. И в этом случае по совокупности количества жалоб страховая компания верховным регуляром будет на год приговорена к необходимости выплаты деньгами, а не возмещению ущерба натурой. Какими деньгами? А вот по тем самым усредненным страховым каталогом, когда у тебя ремонт Bentley или Infiniti это 15 тысяч рублей, не полтора миллиона, и не пять миллионов, и не 12 миллионов. Есть специальный документ, мы его открываем, там написано бампер на Bentley – 80 копеек, фара на Bentley – 1,20 рублей, покрасить Bentley – 4.60. Документ утвержден, это бумага подпись и печать.
И правда лжет, закон лукавит
Осталось думать и молчать,
когда моей Россией правит
Бумага, подпись и печать.
Вот этому четверостишью несколько десятилетий – ничего не меняется абсолютно. Причем ведь вопрос ОСАГО – это вопрос социальный, это вопрос, который касается абсолютно всех людей в нашей стране, каждого, даже тех, кто не за рулем, потому что это ущерб третьим лицам, в том числе пешеходам. Это ущерб любому, кто так или иначе, не дай Бог, встал на пути у автомобиля. Он решается тайком у нас за спиной и идет в том же самом русле, в котором реформа здравоохранения и пенсионная реформа – чтобы деньги собрать и ни в коем случае никто из нас с вами ничего не получил. Потому что представляете себе, что, если этот сценарий состоится? Он станет былью, мы с вами в обязательном порядке получим принудительное возмещение натурой, и кто будет отвечать за качество этой натуры? Конечно никто.
Это будут уполномоченные сервисы, неофициальные дилерские, те, которых назначит страховая компания. По какому принципу она их назначит? Нет, конечно, слово “откат” здесь не звучит, мы же знаем, что слово “откат” – это артиллерийский термин, это “у орудия после выстрела откат нормальный” – обычно констатировала прислуга, речь, конечно же, не об этом. Страховая компания направляет к дяде Васе, не несет никакой ответственности, а дядя Вася – он откуда будет брать материалы, инструменты, запчасти? Он конечно же пойдет и купит у официального дилера в шоуруме ту самую нужную запчасть? Естественно, он всегда так делает, дядя Вася именно этим и славен. Нет, он возьмет с помойки автогеном отрежет это кое-как прикрутит и отправит. А кстати, кто будет регулировать тариф у дяди Васи? Вот дядя Вася, когда он получит вот этот страховой ресурс, вот это направление от страховых компаний, он что в этой связи сделает? Он, конечно же, станет дешевле.
Мы же помним, закон капитализма: чем больше работы, тем дешевле эта работа. У нас в стране почему-то наоборот. И все примеры говорят о том, что наоборот. Соответственно, когда страховая компания ставит рубеж своей ответственности и дальше после того, как она нам направление выдала, не отвечает абсолютно ни за что, мы один на один остаемся со стихией рынка.
Как вы думаете, количество подстав на дорогах после этого, когда мы остаемся, заплатив свои деньги, полностью беззащитными передо всеми и в первую очередь, конечно, перед государством, вырастет или сократится? Есть достаточное основание полагать, что статистика неприятно изменится. Вот именно над этим сейчас и работают Минфин и ЦБ.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) АСЛАНЯНОМ СЕРГЕЕМ СТЕПАНОВИЧЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ (УЧРЕДИТЕЛЕМ, ЧЛЕНОМ, УЧАСТНИКОМ, РУКОВОДИТЕЛЕМ ИЛИ ЛИЦОМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ОРГАНА ЛИЦ, УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 9 ФЗ «О КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ»), ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ. Сергей Асланян - автоэксперт
обмана
ОСАГО это уже давно не страхование, а ограбление. Реформируй, не реформируй толка не будет, для граждан конечно.
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.