Андроид в автомобиле

Андроид в автомобиле
01 августа 10:00 2016

Люди разные. Одним хочется в автомобиле предельного аскетизма, другие абсолютно доверяют выбору производителя, а кто-то не переносит отсутствия привычных вещей в привычном месте и зависимости от чужих решений.

Вот для последней категории и рассказ об опыте замены штатной мультимедийной системы на устройство на основе Андроида. Да, чего там умничать — просто на установку в панель обычного планшета из китайского магазина.

Забегая в конец, чтобы не жечь чужого времени — «не нужна тебе такая машина, брат» — затраты времени, материалов, конечный результат того не стоят. Выходит не дешевле и вряд ли лучше, чем покупка готовой мультимидейной системы на том же Андроиде. То, что она, на первый взгляд, в 3-5-10 раз дороже планшета при худших технических характеристиках в конечном счете оказывается честным деньгами за честный товар.

Ну а если все таки хочется получить удовольствие от работы руками и головой, то моя история.

Во-первых, какие проблемы придется решать по-сравнению с готовой системой:

  • Включение. Только одного этого достаточно, чтобы, подумав, отказаться от затеи. Автомобильная система должна бы включаться одновременно с поворотом ключа и при этом быстро. Планшету нужно обязательно нажать кнопку, удержать ее, и потом неприятно долго ждать пока все его барахло поднимется и заработает. Для дальной поездки — это не проблема. От дома до офиса — не приемлимо.
  • Питание. В планшете встроенная Li-Po батарея от которой он собственно и питается. Она огне- и взрывоопасна. Хотите иметь такую беду внутри пластиковой панели при температуре от 50 градусов и выше? Что-то, как-то неприятно. Просто взять ее выпаять, запитавшись от бортовой сети — не так то просто — контроллер планшета не позволит ему включиться. Конечно, интеллектуальная система управления питания будет отслеживать температуру батареи и … выключит планшет при перегреве. Ну или отключать внешнюю зарядку. После часа-двух плутания по незнакомому городу, по жаре, вы остаетесь без навигации. И хорошо еще просто отключится сам планшет — его можно и включить, а вот если отключится зарядка, батарейка незаметно для вас кончится, то обратно можно будет включиться только минут через 30-45.
  • Помехи радиоприему. Во-первых, вы вообще остаетесь без радиоприемника. Планшеты часто имеют свои FM-приемники и они почти всегда очень хорошие (за монопольным положением фирмы SiLab в 99% в телефонах и планшетах всегда будет ее чип, а плохих их не бывает), но все испортит свистящий и фонящий преобразователь 12 в 5 вольт, которым питается планшет, а антенна совмещенная с наушниками притащит всю эту радость в аудио-тракт. Во-общем не будет у вас FM-радио.
  • Звук. А его у планшета просто нет. Встроенные динамички не в счет. Нужно покупать внешний аудио-усилитель, тянуть к нему провода из выхода наушников, вдумчиво и недешево бороться с перегрузом и с вероятностью 50/50 диким фоном от наводок самого планшета и тех, что наберут провода по дороге.
  • Управление. Да вот хотя бы начать с кнопки питания. После замуровывания планшета в панель она недоступна. Вывести наружу? Ну мне-то припаяться к микроскопическим шинкам на плате, положим работа скорее приятная, чем сложная, а вам? Уже есть в хозяйстве паяльник с тонким жалом и лупа? Если нет, то придется купить. Дальше регулировка громкости. Можно конечно наставить приложений, которые ей будут управлять с тачскрина, но это огромный минус в эргономике. Крутилка магнитолы нащупывается рукой вслепую, а вот попасть в трясущийся экран в нужное место пальцем может обернуться кузовным ремонтом.

Казалось бы, ложись и помирай. Но. Глаза боятся, а руки чешутся. Поехали.

Планшетов было перепробовано три. Один имел недостаточно яркий для автомобиля экран, второй ужасный звук, в третьем после разборки обнаружились проблемы с подпайкой к кнопкам — уж очень тонкие выводы да еще в неудобном месте.

Размер, кстати, у всех трех выбирался 7″ — практика показала, что можно было спокойно брать и 8.5″ — под 2din подходит даже лучше.

Начинаем с питания — родная LiPo батарейка остается, задняя крышка снимается, клеится радиатор с небольшим, тихим кулером, 5 вольт в штатный USB разьем от мощного преобразователя, который заведомо способен дать до 2A тока. Провод питания скручиваем, чтобы получить «витую пару» и уменьшить радипомехи (несмотря на простоту — мера очень эффективная и крайне рекомендую делать так всегда и с любыми проводами с «плюсом» и «минусом»). Преждевременного отключения все таки полностью избежать не удалось — в жестких условиях — жара на улице (или печка зимой), включенный навигатор, wifi и интернет радио — температура все равно уходит за 40 градусов. Можно, конечно обмануть, выведя температурный датчик наружу, но сгореть с автомобилем как-то не хочется. Питание через USB хорошо своей стандартностью, но плохо потерей OTG гнезда. Питать полноценно через разветвители питания не получится потому, что они ограничивают ток, а планшеты имеющие отдельное гнездо питания из тех, что я пощупал почему-то опять берут только такой ток, которого едва хватает на зарядку выключенного устройства.

Для того, чтобы планшет включался быстро/выключался автоматически, устанавливается приложение, которое отслеживает внешние питание и отправляет планшет в сон, при его отключении и пробуждает при появлении питания. Очень удобно. В «сонном» состоянии устройство может находиться до двух дней, а пробуждение происходит мгновенно. Но усложняется схема — питание должно подаваться/отключаться при повороте ключа или, как у меня, дополнительной кнопки на панели.

Радиоприемник. В моем планшете он есть, но использовать его не стал потому, что не хочется и на без того нагруженный в плане помех аудиотракт цеплять еще и собирающую всю гадость в округе антенну. Покупаем хороший внешний приемник (бонусом — короткие волны) и его питание/крепление — это уже другая история.

Помехи. С ними беда. Даже без планшета. Если коротко, то на фоне всей дряни, которая и так имеется в автомобиле помехи от источника питания и самого планшета вдумчивыми экранированиванием, заземлением и фильтрами удалось задавить до практически незаметного уровня. Вообще-то, отвлекаясь от темы, качественный радиоприем — это не столько приемник (они практически все одинаковые сейчас), сколько качество всей автомобильной проводки в плане ее радиотишины.

Звук. Ну тут максимум рукоделия и минимум головы, так как решения все типовые и известные. Среднеклассный двухканальный усилитель под сидение. Его питаем от питания магнитолы, в разрыв вставляем реле управляемое кнопкой с панели. Она отвечает за полное обесточивание усилителя. Также обычно имеется отдельный управляющий вывод для временного отключения усилителя — задействовать его или нет — дело вкуса, но мне показалось необходимым, чтобы иметь возможность сделать Mute — это вторая кнопка на панели (спасибо большое советским конструкторам, которые придумали оставлять незадействованные посадочные места). Про реле и кнопки я пишу, чтобы было понятно, что даже просто включить/выключить только лишь усилитель требует некоторого думания и понимания, что именно и как происходит еще раз подталкивая к мысли о покупке готовой системы. Требование к усилителю — возможность принять на свой вход сигнал из гнезда наушников. Иначе придется городить еще один промежуточный предусилитель. Один из планшетов был забракован потому, что при таком подключении давал бешенный фон. Искать причину и бороться было непроизводительно, проще отдать его в семью, в машину купить другой.

Управление. К родной кнопочке включения планшета подпаиваются тоненькие усики, заливаются лаком, заклеиваются скотчем. На усики вешается уже взрослый разьем, на разьем цепляется кнопка, которая ставится где удобно. У меня — возле ручника. Аналогично можно было бы поступить с кнопками громкости и сделать «качельку», но впаяться не получилось, поэтому громкость регулируется визуальными элементами на экране + кнопкой отключащей усилитель, когда нужно срочно убрать звук (разговор по телефону например). Еще есть вариант с переменными резисторами прямо на кабель к усилителю, но просто взять и купить качественные не трещащие сдвоенные переменные резисторы в этой стране может быть и возможно, но разве, что изрядно побегав по единственному, более-менее пригодному для человеческой жизни городу. В нашей местности такие вещи практически не водятся.

Ну и, собственно все. Провода протягиваем, разьемчики втыкаем, планшет вклеиваем, оформляем — и испытываем настоящий приход от полноценного 2GB одного только ОЗУ монстра со всем доступными для андроида приложениями — навигаторы, карты, интернет радио, датчики, OBD диагностику, фильмы и привычные музыкальные плейеры.

Из того, что я, за все усилия, получил, чего нет даже на топовых моделях лучших автомобилей:

выбор системы навигации: конечно же великий и могучий навител для оперативной навигации, OsmAnd для обзорной карты с помощью которой только и можно не заблудиться напрочь в незнакомом городе, экзотичные для большинства, но необходимые вне асфальта геодезические карты. И незаменимый 2Gis.

Интернет-радио — прекрасное приложение PC Radio, которое в отличии от подобных вначале буферизирует радиостанции на своем сервере, а потом отдает в интернет с тремя доступными битрейтами (качеством звука/экономии трафика). Как не удивительно, но сейчас покрытие трасс интернетом гораздо полнее, чем FM диапазоном. Если FM вещание заканчивается в 20-40км от города (30 минут), то разрывы в 3G покрытии редко бывают больше тех же 20-50км. Поэтому можно спокойно простить исчезновение из машины штатного FM-приемника.

Подкасты радиопередач — очень удобное своей простотой и управлением приложение, чтобы прослушать передачи, которые были в эфире несколько дней назад. Можно даже перед выездом из города в одно касание скачать файлы передач, послушать их на междугородней трассе, а потом также в одно касание удалить.

Трекинг — уникальный в своем роде Way.Today (в русском варианте «ПростоПуть.рф») трекер, который вообщем-то даже и не трекер в том, смысле, что не сохраняет весь маршрут, а только показывает текущее положение за какой-то вменяемый промежуток времени. По сравнению с аналогами невероятно удобное решение — мало того, что отслеживать автомобиль можно в реальном времени на сайте, но при этом не требуется ни регистрации ни пароля — каждое приложение имеет цифровой код, который сразу вводится на сайте и тут же отображаются последние точки за указанный интервал времени (от 30 минут до 2х дней). Без этого приложения я сейчас пожалуй никуда не езжу — никто не дергает по-телефону «ты где, ты когда» — все родные знают сайт, знают мой код. Когда нужна приватность, то код меняется одним нажатием, сообщается заинтересованным лицам и опять очень просто приехать на встречу не нервируя людей непонятным ожиданием. Ограниченное время хранения точек трека избавляет от забот с хранением удалением. Очень рекомендую.

Заправки. В поездках по незнакомым дорогам найти газовую заправку можно или опросом местного населения или кривым-косым, но все таки работающим мобильным приложением от https://www.benzin-price.ru

Как можно сделать еще лучше:

Правильное решение по питанию, на которое уже не хватило задора, это замена LiPo на LiFePo4 и перевод питания на непосредственно 3.7в. Неизвестно как это переживет интеллектуальная система контроля питания, но если безболезненно, то проблема пожаро-опасности решается на корню.

Правильное решение по звуку: планшет должен иметь HDMI выход и проводка по салону должны выполняться именно HDMI-кабелем. В непосредственной близости от усилителя HDMI-RCA преобразователь и короткие толстые провода на его вход — отличное качество, никаких помех, минимальные потери.

3G я вынес из планшета вообще в отдельный 3G-модем с WiFi роутером. Во-первых, это улучшило прием, во-вторых упростило подключение других устройств в машине — в ней просто всегда есть безпарольная WiFi сеть. Сел — подключился. На этом, кстати, можно сэкономить в стоимости планшета — ему не нужен свой 3G приемник.

В чужом городе неимоверно нервирует задумчивость GPS навигации — дело в том, что практически все GPS-приемники обновляют свою позицию не чаще одного раза в секунду (привет чудакам измеряющим разгон до сотни по GPS’у с точностью до сотых) — а одна секунда в машине, это уже запросто «позняк метаться». Поэтому под пластиковой крышкой стоит специализированный GPS приемник с частотой обновления 10 раз в секунду связанный с планшетом по Bluetooth — несмотря на сложность, работает все идеально.

Бортовой компьютер. За 300 рублей покупается Bluetooth ODB2 передатчик, подключается на соответствующий разъем

ELM327 Bluetooth OBD2 Scan Tool

и планшет превращается в устройство перебивающее по функционалу и продающиеся отдельно и, тем более, встроенные БК

DashCommand

Как можно сделать проще:

Кроме готовых 2Din Андроид-систем, которые всем хороши, но как-то неприлично дороги, продаются зеркала со встроенным планшетом. Вполне хорошее, годное решение, если не аудиофильствовать. Такое у меня тоже есть — штатный динамик достаточен для речевых программ, GPS-антенна загерметизирована и выкинута на крышу под «плавник», но это пижонство — под лобовым стеклом работает не хуже, можно подключить камеру заднего вида, есть свой видеорегистратор, но качество такое, что лучше бы его не было, чтобы не привлекал вандалов. Недостатки этих зеркал такие же, как и готовых ГУ на Андроиде — убогое железо, мало памяти, устаревшая версия Андроида, часто даже нет Bluetooth’а. Но запустить трекинг, слушать радио и при этом иметь работающий навител — вполне хватает. Хотя построение маршрута раздражающе медленно.

Сергей
Сергей

Являюсь владельцем УАЗ Патриот с 2012-го года, купил после приезда из США плохо понимая, что именно беру, с мотивацией "хочу русский пикап". Купленный, как фан-мобиль, постепенно превратился в единственную машину на каждый день.

Больше статей
Напишите комментарий

5 комментариев

  1. Vadim Vladimirov
    01 августа, 10:17 #1 Vadim Vladimirov

    Есть мнение,что обычный планшет сдохнет навсегда в первый же мороз.

    • Сергей
      01 августа, 13:47 Сергей Автор

      Мнение не подтверждается уже тремя зимами. Максимум, что может быть случилось — просела емкость батарейки, но кого она волнует при такой эксплуатации.

  2. Dmitry Trunov
    01 августа, 10:49 #2 Dmitry Trunov

    Имхо, овчинка выделки не стоит….

  3. Boris Lyadin
    01 августа, 15:39 #3 Boris Lyadin

    Менял штатную два раза. Сначала поставил Интро в фирменном центре, отдал 25000 с установкой. За 1,5 года горела три раза, делали по гарантии, но обидно стало — продал эту хрень и купил на алиэкспресс навороченный мультимедиацентр с навигацией за 15000. Говнище полное по всем параметрам- пользоваться невозможно. В итоге вернул штатную мыльницу.

    • Сергей
      01 августа, 17:00 Сергей Автор

      Вот поэтому и лучше Андроид-устройства, а не какие-то там «мультимедия-системы». Открытость платформы, стандартность решений позволят адаптировать ГУ под себя.

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.