Напряженности в отношениях между парой Renault-Nissan и французским государством, как отмечает руководство альянса, начались с апреля 2015 года и сейчас достигли своих пределов. Выходом из кризиса может стать новая версия этого альянса.
Если некоторые боятся, как всегда, распада пары Renault-Nissan, но оба партнера похоже, скорее, ориентируются на выход из кризиса мирным путем. С начала первой недели 2015 года заседания Совета директоров Nissan, неформальные встречи умножились с членами Совета директоров компании Renault, включая представителей правительства.
Ситуация, уже напряженная с конца апреля, и увеличение доли государства на 20% в капитале компании Renault, что позволило ей удвоить права голоса, еще более ухудшилась в последнее время. Хирото Саикава, № 2 компании Nissan, и японский представитель совета директоров Renault угрожали в начале сентября, что они заявят о соглашении RAMА 2002 года, которое закрепляло юридически Альянс Renault-Nissan в его нынешнем виде. Может быть, эти явления приведут к Альянсу-бис?
Два директора Renault взяли на себя роль «шерп», чтобы предложить преобразование баланса сил в совете директоров «Рено» и ослабить напряженность. Обычный совет директоров Renault в пятницу 11 декабря отметил важный шаг в устранении напряженности и позволил нарисовать контуры того, чем может быть версией Альянса 2. «Дела пойдут, мы не может оставаться в этой ситуации», — говорил тонкий знаток дела. «Сегодня Renault более рад, чем Nissan, быть в этом союзе», — подвел итог Бертран Рaкoтo, основатель консалтинговой фирмы D3 Intelligence.
Дисбаланс и равенство власти
Остается сообщить,что сформировать Альянс-бис в зеркале существующей организации оказывается чрезвычайно трудно. Альянс Renault-Nissan существует с 1999 года и был оформлен в 2002 году, но его пятнадцать лет истории опирались на изначальный дисбаланс. Renault купила Nissan. С его 43% акций французский автопроизводитель является, таким образом, его крупным акционером. По соглашению 2002 года также создается дочернее предприятие Renault-Nissan BV, которое управляет всей стратегией альянса.
Renault и Nissan остаются параллельно хозяевами своих собственных стратегий. RNBV пилотировал генеральный директор Renault, но силы уравновешены: Renault-Nissan владеют каждый по 50% и весят, следовательно, одинаково в принятии стратегических решений.
Начиная с 2012 года, Альянс расширяется, чтобы привести в 2014 году к созданию четырех общих направлений (производство, проектирование, людские ресурсы и закупки). Два из них управляются менеджерами из Renault, две других — из Nissan. Эта организация воплощает в себе идею, предложенную с самого начала Луи Швейцером, а затем Карлосом Гоном: о дополнительном равенстве между Renault и Nissan (совместное использование технологий, географических районов и др….) без нарушения внутренней культуры каждого конструктора. Объединение также сложное юридически, так как перекрываются три права: японское право соглашения 1999 (Renault выкупает Nissan), французское право соглашения РАМА 2002 года, и голландское право для RNBV.
Экономический дисбаланс
Таким образом, 16 лет спустя компания Nissan становится в два раза больше, чем Renault, как по объему продаж, так и по обороту.
«За последние пять лет Карлос Гон пытался таким образом вернуть права голоса Nissan в Renault, и в течение пяти лет государство отказывается,
— напомнил Бертран Рaкoтo. — Запросы Nissan не были согласованы. Не всегда можно сохранить отношения равновесия, основанные на изменившейся ситуации [в 1999 году Nissan был практически банкротом, когда Renault его купил]».
Через 16 лет Renault уже разместился на трудных рынках (Европа, Южная Америка) с инновационными технологиями, поэтому обладал позицией силы в Альянсе. «Альянс – это успех», — признал Франк Дaут, представитель профсоюза CFDT Renault.
В распределении постов поровну между Renault и Nissan в рамках общего управления альянса Renault преобладает.
Позиции Renault представляются структурно более сильными.
По тексту РАМА, «президентство фирмы RNBV принадлежит генеральному директору Renault, который будет иметь решающий голос в случае равного разделения голосов».
Следует добавить к этому двойному дисбалансу конкретные трудности, чтобы работать вместе с момента начала реальной конвергенции 18 месяцев назад. «Renault хочет действовать в альянсе, когда как Nissan, скажем, быть более самостоятельным», говорит один сотрудник. «Культура проектирования у Nissan гораздо больше в соответствии с нормами, в то время как Renault обладает лучшей реализацией инженерных проектов», — подвел итоги Бернард Жюльен, директор Gerpisa и научный консультант Кафедры Управления Сетями Группы Essca.
Каков же итог?
Перед лицом всех сложностей, включая важную роль, которую решило сыграть государство-акционер, трудно представить себе преобразование альянса, которое даст Nissan автономию принятия решений, которую он просит. «После всех этих эпизодов, Renault и Nissan собираются вернуться на круги своя, делая вид, что двигаются вперед. Версия 2 RNBV будет выглядеть как сестра предыдущей, — продолжает Бернард Jullien. — Если Nissan достигнет 25% в Renault , то ситуация самоконтроля установится, на этот раз, за счет Renault. Французское правительство не согласится с этим решением».
«Нет никаких оснований для Nissan отменять эту организацию, даже если он в два раза крупнее, чем Renault, — добавляет бизнес-адвокат. — Это также благодаря Renault Nissan достиг этих результатов. Трудно прийти к согласию по структуре организации и изменить ее через десять лет. Если Nissan хочет повысить уставной капитал Renault, он должен внести что-то новое, а не просто претендовать на его нынешний размер».
Агентство «Рейтер» напомнило несколько недель назад, что вопрос о разделе с Nissan был уже поднят в 2011 году, после дела о шпионаже Renault. Он не был приведен в действие. При всей своей сложности, альянс сегодня является четвертым в мире производителем: 8470610 автомобилей, проданных в мире в 2014 году.
Собственный корреспондент AMSRUS во Франции
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.