Маркетинг в нашей стране превратился в лженауку не сразу. Первое время он был осмысленным, разумным и академичным. Занимался им ВЦИОМ. Созданный в 1987 году, имея в названии слово Всесоюзный, ВЦИОМ брался не только за изучение общественного мнения, но и за изучение рынка, т.е. за маркетинг. Если сегодня спросить у студента определение «маркетинга», он сделает неправильное ударение на первом слоге и запутается в формулировках, изобилие и неоднозначность которых отменно иллюстрируют нынешнюю деградацию изучения рынка до состояния лженауки.
В 1989 году ВЦИОМ с присущим ему фундаментальным подходом взялся за сокровенное – провел опрос по проблеме автомобилизации. Во все времена, включая смуту того периода, нашему человеку сильнее всего мечталось о своей машине. Даже видеомагнитофон отходил на второй план. А компьютера тогда еще не было. Он казался узкоспециализированным прибором, не нашедшим места в обывательской среде.
Машину хотелось для статуса и для свободы. Автомобиль окрылял и возвеличивал. Он позволял сорваться с места и просто-напросто уехать вдаль, избежав мучительной смерти в кассе вокзала за плацкартным билетом.
И хотя население обожало ВЦИОМ и мечтало высказаться по любому поводу, откровенничать с интервьюером не позволяла привычка к осмотрительности. Поэтому однородного желания купить машину не получилось. К тому же, свободного рынка еще не было, и автомобили приобретались по распределению через профсоюзные очереди предприятий. Чтобы купить машину в 1989 году, на нее надо было записаться лет за семь до этого, получив одобрение «треугольника» — начальника, парторга и профорга.
И вот ВЦИОМ, утративший всесоюзность, репутацию и доверие, но не методики, подход и профессионализм, повторил опрос и сопоставил картину советской автомобильной мечты 1989 года с реальностью 2015 года.
Самое показательное изменение за эти годы произошло в мотивации. В конце прошлого века 68% советских людей мечтали купить машину, чтобы поехать на ней отдыхать – в выходные или летом в отпуск. Сейчас ради этого иметь машину готовы лишь 33% населения. Одна из причин в том, что в СССР ездили по стране, и максимальной точкой приключений считался Крым, а сейчас еще принято грезить отдыхом за границей, куда совсем недавно было проще добираться на самолете.
В 1989 году заметно выделялась еще одна причина для владения машиной – добывание продуктов. 42% населения считало автомобиль важным помощником в борьбе за еду.
Сейчас, когда магазин опять вернулся во двор и пока не перестал источать изобилие, машина для поездки за провиантом нужна 32%.
Примечательно, что на излете советской эпохи, когда дачу строили своими руками и таскали доски на горбу, покупка автомобиля для помощи на участке была необходима 29% респондентов. А в наши дни, когда дачу строят гастарбайтеры, машина для этой цели интересна лишь 11%.
Кстати, в советское время покупать машину, чтобы ездить на работу, хотелось 21% населения страны. А сейчас это стало необходимо 33%. Дело в том, что за эти десятилетия народ стал всерьез озабочен заработком и готов ездить на работу в другой город, область, страну… Прежде подобное считалось дикостью и выходило за рамки приличия. Люди предпочитали работать возле дома…
Реальных пижонов, обосновывающих покупку велением времени, стандартами жизни и прочей пафосной ерундой, тоже стало больше. В конце советского периода ВЦИОМ обнаружил таких всего 17%, а сейчас 31%.
Но кроме жаждущих машину, удалось найти и противников покупки. По самой уважительной причине – отсутствия денег – об автомобиле в 1989 году не мечтали 39% респондентов. Удивительно, но с тех пор цифра не колыхнулась. В 2015 году на машину нет денег у 39% населения. Но сильнее всего в советскую эпоху людей сдерживали затраты на содержание. В этом призналось 70%. Сейчас от цены владения вздрагивает 64%.
Опрос ВЦИОМ, да еще с ретроспективой 26 лет – блестящий пример маркетинга, то есть профессионального изучения рынка. Современные представители нынешней лженауки подобную простоту маркетинга не одобряют.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) АСЛАНЯНОМ СЕРГЕЕМ СТЕПАНОВИЧЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ (УЧРЕДИТЕЛЕМ, ЧЛЕНОМ, УЧАСТНИКОМ, РУКОВОДИТЕЛЕМ ИЛИ ЛИЦОМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ОРГАНА ЛИЦ, УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 9 ФЗ «О КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ»), ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ. Сергей Асланян - автоэксперт
Только цифра 16 в заголовке перепутана с 26 🙂
Сомнительные результаты опроса. Особенно учитывая пробки и платную парковку в центре люди наоборот отказываются от поездок на работу на машине.
Интересная тема и подана хорошо.
регклярно возникают мысли на тему «жизни без машины». основной посыл — дижения властей, которые норовят всё больше и больше народа отказаться от личного транспорты. основной довод «ну ведь раньше как-то жили без машины и ничего». рожали детей, ездили в отпуск и прочее. и даже на дачу ездили.
но почему-то всенда вывод одн — с машной удобнее, как ни крути. в столицах основная причина в том, что общественный транспорт за время дмократии стал менее пригоден для жизни из-за перегруженности.а часть его вообще утрачена. конечно, в него можно сунуться с вещами, а маленьким ребенком в коляске, с какими-нить досками для дачи. но это неудобно, а в некоторые часы и невозможно.
за городом и в регионах полно мест до которых без мащины не добраться. общественный транспорт упразднён, в т.ч. и едомственные автобусы, развозившие дачников отдалённым от Ж/Д станций дачам.
даже если на работу ездить не «с окраин в центр», а например, в соседний округ — на машине поездка занимает пол-часа, а на общественном транспорте с несколькими пересадками 1.5 часа и больше.
хотя, относительно необремененному человеку, которому не надо никуда ездить кроме как дом-работа и не надо никого возить, можно обойтиь и без машины.
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.