Если бы не «КамАЗ», то о Набережных Челнах вряд ли бы знали дальше, чем в Татарстане. А так, благодаря запущенному в 70-х годах производству и громкому выступлению спортивного подразделения на гонках о «КамАЗе» и Набережных Челнах знают не только в России.
Сегодня «КамАЗ» уже совсем не тот, что раньше. Во-первых, сам грузовик невероятно состарился, а его всяческие модернизации лишь стремление замедлить общий закат на фоне иностранных моделей. Новый «КамАЗ 5490», запушенный в прошлом году, чересчур опоздал. Завод уже погрузился в уныние, хотя и не истратил весь потенциал.
На подступам к цехам висит рекламное сообщение, предлагающее в аренду площади предприятия. А Автосборочный проезд, на котором они расположены, своим разбитым асфальтом, густыми зарослями и вывесками из 80-х сильно напоминает опустошенные Чернобыль и Припять. Разве что автомобили вокруг современнее… При этом цеха не пустуют, а чтобы припарковать машину в рабочее время приходится покататься.
Значительная часть территории сегодня закреплена за Ford Sollers, где в настоящее время выпускают компактный «паркетник» Ford EcoSport, а с этого года (2015) к нему должна присоединиться рестайлинговая Fiesta.
Одна из операций по проверке качества
Весь 2014 год на предприятии шли подготовительные работы: отладка, настройка, замеры. К лету в пилотном режиме запустили конвейер, автомобили с которого до осени не отгружались дилерам и проходили финальные испытания. Массовые поставки кроссоверов по стране начались ближе к зиме, а 2 декабря состоялась официальная церемония пуска, где мелькнул премьер Д. Медведев, открыто позавидовавший рабочим (он сказал: «Я вам завидую») и наградивший производство эпитетами «космос!» и «класс!».
Специальное оборудование проверяет качество сборки скелета кузова Ford EcoSport
Снаружи завод аккуратен, скромен и чист. В нем не видны амбиции стать индустриальным гигантом. Масштабы вполне обычны: заявленная производственная мощность 115 000 машин в год. Пару десятилетий назад в этих стенах выпускали «Оку», после чего в цехах весьма прочно обосновался Sollers, выпуская на производственных мощностях «Фиаты», «СсангЕнги» и даже чуть-чуть «УАЗов».
Перед пришествием «Форда» все оборудование обновилось, на что ушло 400 миллионов долларов. На глаз конвейер не сильно отличается от современного автомобильного производства в других странах. На предприятии царит союз машинного и ручного труда. Часть операций полностью лежат на плечах и микросхемах робототехники, часть отданы рукам и умам персонала.
Гамма собираемых и производимых в России моделей Ford
Увы, подробного знакомства не получилось. Экскурсия проходила в экспресс-режиме. Защитные очки на глаза, яркий жилет на грудь, каску на череп, наушник в ухо, фотоаппарат в руки и вперед в цех. В зале сварки рабочие орудуют варочными клещами, периодически летят искры, формируя из металла деталь. За стеной — комната испытаний уровня качества кузовного скелета машины. Инфракрасные лучи плавно движутся вдоль исследуемой поверхности, передавая результат на компьютер, у которого дежурят два специалиста. Разумеется, проверке подвергается не каждый кузов. Выборка происходит случайно.
Сейчас общий процент локализации трех российских заводов марки — 40%. И в нынешней ситуации он будет только расти. Во-первых, этого требует 166 постановление о промсборке, а во-вторых, стремительно дешевеющий рубль. Для EcoSport уже локализованы бампера, выхлопная система, обивка салона, сидения, радиатор, уплотнители аккумулятор, стальные детали кузова…
С этого года и мотор станет русским. Выпускать двигатели будут неподалеку — в особой экономической зоне «Алабуга», где у марки уже есть масштабное производство.
Пишу об автомобилях с 2010 года.
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.