«Дороги, которые мы выбираем»
У каждого в этой жизни своя дорога, но мне в 2002 году пришлось проехать по той, что притянула к себе на долгие годы.
А теперь, по порядку. В 2002 году обстоятельства заставили меня отправиться в путешествие, в которое я, откровенно говоря, и не собирался. Не то что бы это случилось против моей воли, скорее наоборот, в то время я и мои партнёры начали продавать минерал под названием – шунгит и наши постоянные покупатели попросили отвезти их на единственное месторождение шунгита в Карелию. При том, что я живу на севере Подмосковья, в городе Королёве, всё путешествие планировалось провести по восточной части Онежского озера, начиная от Вологодской Вытегры к Карельскому Пудожу и далее вдоль Онего к Медвежьегорску. Мы поехали следующим маршрутом: от Москвы до Ярославля, далее до Вологды, в Вологде свернули на трассу Вологда – Вытегра – Пудож – Медвежьегорск. Ну и уж оказавшись в столице Заонежья – Медвежьегорке мы начали поиск интересных мест связанных с камнем под названием – шунгит. Но речь здесь пойдёт не о полезных свойствах этого удивительного минерала, а о дороге, соединяющей центральный, Московский регион с Северо-Западом России.
По сути дела дорога Вологда – Медвежьегорск соединяет собой две очень важные магистрали: Санкт-Петербург – Мурманск и Москва – Архангельск. Она сокращает путь от Мурманска, а так же из Северных границ Карелии в Центральный регион страны. И, начиная с 2002 года, мне приходится ездить по этой дороге не менее чем 6-8 раз в год. Дорога изучена мной очень подробно и здесь я хочу поделиться с читателем своим опытом. Дело в том, что в 2013-2014 году трасса перешла из регионального подчинения, в федеральное и это очень облегчило жизнь людей за рулём автомобилей.
В 2002 году участок от Вологодской Вытегры до границы с Карелией ещё только строился и выглядел, примерно, таким образом.
Последнее улучшение дороги было связано с пуском в эксплуатацию этого участка: от Вытегры до границы с республикой Карелия. А дальше… «стиральная доска», ямы, аварийно-опасные участки дороги – это было правилом.
Каждую весну мы с ужасом ждали, когда сойдут снег и лёд с дороги и наружу выйдут громадные выбоины, оставленные тяжёлыми лесовозами на полотне. В мае – июле участок от Пудожа до Медвежьегорского района представлял из себя поле битвы с ямами и выбоинами, неровным асфальтом и разъезженной обочиной. И вот случилось невероятное. Росавтодор направляя и перенаправляя финансовые потоки, наконец попал в масть и направил на ремонт и благоустройство этой трассы некую, неизвестную нам сумму денег. И чудо случилось… Дорогу перевели из разряда региональных в разряд федеральных. Вот тогда то, ей и занялись «серьёзные люди». Дело в том, что в далёком 2002 году реконструкцию участка этой дороги у Вытегры вела, малоизвестная фирма ЗАО «ВАД». Для себя я расшифровал эту аббревиатуру как «ВологдаАвтоДор». Может это и не так, но эти ребята умеют строить дороги. Через некоторое время дорожные машины с эмблемой ЗАО «ВАД» появились на трассе Санкт-Петербург- Мурманск, Вологда – Ярославль и др.
Вовсе не преследуя цель рекламы этой достойной организации могу сказать – дороги строить умеют, строят их качественно, после того как ВАДовцы уйдут с дороги – асфальт стоит долго, выбоины не появляются и по этим участкам ехать просто приятно. Хочешь -100, хочешь 120 и более км в час, дело твоё. В последнюю поездку в сентябре 2014 года я заметил, что везде. где работали ВАДовцы дорога имеет профиль и дождевая вода на ней не задерживается. Видимо, в этом и секрет долговечного асфальтового покрытия.
Ну а теперь детали путешествия по трассе Вологда – Медвежьегорск совсем недавно, ставшей федеральной дорогой.
Заправки
Сервис
Животные на дороге
Асфальт
Если ехать от Вологды, то после Молочного дорога так себе. Кочкастая, тряская и ясное дело узкая. Ближе к повороту на Кириллов будет ровнее. Во многих местах идёт реконструкция. После Кириллова до Липиного бора вполне неплохо, местами даже очень ровно. После Липиного бора километров 5-7 ужасно тряского асфальта, но его видимо будут реконструировать, есть много меток на дороге и обочинах. Затем до деревни Татариха и реки Кемы вполне неплохая дорога, потом опять начинаются кочки. Здесь не пренебрегайте знаками ограничения скорости и знаком неровная дорога. Если это висит на столбе, сбавляйте скорость и не рассуждайте, иначе скакать будете до потолка, а то и колёса можно отбортовать.
После Вытегры километров 50 классного покрытия (такое бы, везде) и ещё около 20 км средней паршивости. Это уже начало республики Карелия. До Гакугсы и Нигижмы доедете неплохо. Далее держим ухо востро: около тридцати км очень неровного асфальта.
После Пудожа около 50 км такой же тряской кочкастой дороги, а затем после села Авдеево наступит благодать до конца Пудожского района и ещё километров около 20-ти Медвежьегоркого района Карелии. Дальше в районе Чёлмужей асфальт неровный, его делали не ВАДовцы, а какая-то фирма из Архангельска. Здесь лет 5-6 назад и встретил медведя на обочине дороги. Через некое время после Чёлмужей выедете на ровный замечательный асфальт и поедете до самого Медвежьегорска ровней некуда.
Зимняя дорога
Будьте осторожны на зимней дороге здесь и помните, что в случае чего помощь может придти не скоро.
ДПС
Достопримечательности
Если ехать по этой дороге неторопясь – здесь есть что посмотреть. Во-первых, Вологда. Вологодский Кремль и музей Вологодского кружева. Сам Кремль из себя ничего особенного не представляет (крепостью может считаться только номинально – в осаде не был), интерес представляет Софийский собор и колокольня. Музей вологодского кружева расположен рядом. Одна из жемчужин Вологды – это музей «Мир забытых вещей». Уникальная коллекция предметов быта 18-19 веков в вологодском особняке. В залах этого особняка в рождественские дни так же проходят детские ёлки и спектакли для взрослых. За это отдельное спасибо директору этого филиала вологодского музея Татьяне Владимировне. Те, кто нагрянут к ней в гости, передайте привет от фирмы Камелия из Москвы и от Наталии и Андрея, будем очень признательны.
Далее по дороге справа на выезде из Вологды Архитектурно-этнографический музей «Семёнково», проще говоря, Вологодские Кижи. В этом музее под открытым небом собраны деревенские дома и постройки из разных районов Вологодской области. Но, что бы экспозиция не была наполнена мертвячиной, сотрудники музея «оживляют» эти постройки. Здесь есть дом богатого крестьянина, дом охотника, дом гончара. В стенах этих крестьянских домов разыгрываются сцены проводов в рекруты, новоселья, свадьбы и др. Побывайте здесь обязательно. Зимой или летом – неважно, вы получите полное представление о том как жили крестьяне в Вологодчине в 19-20 веке, а если прочтёте «Лад» Василия Белова, то и совсем жизнь наших не очень далёких предков станет вам понятна и притягательна.
Далее по дороге от Вологды в пятнадцати километрах от трассы – Килиллов. Кирилловский кремль и Кирило-Белозерский монастырь покажут Вам уникальную коллекцию древнерусской живописи, быт монахов и трудные времена осады крепости. А рядом удивительное село Ферапонтово, где для нас чудом сохранились фрески на стенах соборов. Дело в том, что мастер-живописец Дионисий на исходе жизни пообещал здешнему монастырю расписать стены забесплатно. Условие было только одно – монахи Ферапонтова монастыря – поминают ежедневно Дионисия и его сыновей. Этим фрескам более 500 лет, в советское время храмы стояли без кровли открытые всем ветрам, дождям и морозам. И всё же они сохранились. Смотришь на эти стены, и в памяти всплывают заключительные кадры из «Андрея Рублёва» Тарковского. Хоть одним глазком взгляните – это того стоит.
Далее Вытегра. Здесь самое интересное это музей – Подводная лодка и музей Николая Клюева. Подводная лодка стоит на вечном приколе около порта и посещение её откроет вам тайну единения и дружбы подводников. Те кто прошёл через кубрики подводных лодок и побывал хоть раз в автономке – не разлить ни водой, ни керосином, ни даже ракетным топливом. Музей же Николая Клюева откроет перед Вами страницы жизни поэта, которого Сергей Есенин считал своим учителем. Судьба трагичная, как и у множества наших соотечественников явится перед Вами, а стихи покажут чистую и светлую душу этого поэта.
Достопримечательности Пудожского района – Онежские петроглифы и Муромский монастырь находятся далеко от дороги и несмотря на уникальность этих мест, увидеть их с наскоку не удастся.
На подъезде к Медвежьегорку, после посёска Повенец справа будет захоронение в Сандармохе. Около 9000 заключённых из Соловецких лагерей было расстреляно здесь. Могилы обнаружили совсем недавно. И хотя это всего лишь кладбище, сюда стоит заехать хотя бы даже для того что бы перелистать книгу памяти, хранящуюся в здешней часовне.
Ну и конец этой новой федеральной трассы в Медвежьегорске – столице строительства Беломорканала, городе, где снимался фильм «Любовь и голуби», столице Заонежского старообрядчества и прочее. В городе есть остатки финского укрепрайона, фабрика «Заонежская вышивка», с трудом сохраняющая этот немудрёный промысел и краеведческий музей, директор которого Сергей Иванович Колтырин так же с удовольствием примет привет от фирмы Камелия из Москвы. Короче, от Вологды до Медвежьей горы пароль – «Камелия», нас здесь знают.
Итого
С переходом трассы Вологда – Медвежьегорск из региональной собственности в федеральную жизнь на дороге забурлила. Активно работают дорожники – честь им и хвала, лишь бы не халтурили, а работали как ЗАО «ВАД». Средняя скорость движения явно возросла. Инфраструктура (сервисы и АЗС ждут своего развития). Ничего не сказал о гостиницах и местах отдыха, но этого добра вроде на дороге хватает. Хотя те, кто ездят здесь летом не останавливаются на ночлег в гостиницах порукой тому белые ночи с середины июня и почти до середины августа.
Путь от Москвы до того же Медвежьегорска через Питерскую трассу с её плотным и напряжённым трафиком не идёт ни в какое сравнение с дорогой от Москвы через Ярославль, Вологду, Вытегру и Пудож на ту же трассу Санкт-Петербург – Мурманск и короче километров на 200.
Счастливого всем пути и ровной дороги. Вперёд.
На Пекинском международном автосалоне Jaecoo представила две новейшие гибридные модели, открывая новую эпоху в своем… Read More
OMODA представляет «GREEN OJ»: новую экологическую платформу, нацеленную на устойчивое развитие и охрану окружающей среды… Read More
Президент Российской Академии Художеств, основатель и директор ММОМА Зураб Церетели предоставил для проекта специальное исполнение… Read More
Exlantix ES дебютировал на Пекинском международном автосалоне 2024 года как четырехдверное электрическое купе, предназначенное для… Read More
Дизельная версия рамного внедорожника Read More
Exeed объявляет о начале продаж нового среднеразмерного кроссовера TXL Автомобиль доступен в четырех версиях: Business,… Read More
Комментарии
Красота там!!!
Там не просто Красота, там хочется Жить.
Вот это вот лучший комментарий - когда ездишь по России разрываешься жить и здесь и здесь. Но нигде жить невозможно, потому что нет дорог, нет электричества, нет связи, нет газопроводов. И даже если наплевать на это, то невозможно получить участок земли, тем более возле речки на которой можно было бы поставить электрогенератор. До чего же советская власть ненавидит русских.