Мы протестировали Tesla Model S в Соединенных Штатах, где сеть зарядных станций уже исчисляется сотнями, а отдать машину в сервис можно, оставив её на любой парковке.
Первое, чему учат на различных бизнес тренингах — умению «выходить за рамки», но мало кто, понимает истинный смысл этой фразы. Старая школа подразумевает слепую веру в то, как устроена жизнь. Нам преподают шаблоны и одновременно учат не следовать им. Не удивительно, когда настоящего успеха добиваются именно те, кто ставит под сомнение даже самые очевидные вещи. Единственным ограничителем является фантазия. Главное верить, что возможно все.
В свое время Стив Джобс сказал: «Бог дал нам десять стилусов, так зачем придумывать ещё один?» и перевернул все индустрию мобильных телефонов. Теперь все смартфоны, как один, почти не имеют кнопок, а для управления ими, люди используют пальцы. Главное наследие Джобса – это концепция удобного интерфейса. Электроника для людей, а не люди для электроники. Он научил детей и стариков пользоваться смартфонами. До него с ними могли совладать только продвинутые студенты или IT-шники. Про Джобса снято много фильмов и написано много книг, что сделало из него фигуру почти мифическую. Мол, такое бывает раз в 100 лет, но, к частью, не оскудела еще земля талантами.
Илон Маск
Одним из ярких представителей новой волны бизнесменов, работающих в сфере высоких технологий, является Илон Маск, который, только вдумайтесь, за свои сорок с небольшим лет умудрился запустить платежную систему PayPal, основать первую в мире частную космическую компанию SpaceX, которая создает и запускает корабли в космос, в том числе к МКC. Маск входит совет директоров компании Solar City, которая занимается солнечной энергетикой. Вдобавок он стал основателем автомобильной компании Tesla Motors, которая выпустила на рынок первый массовый электрический автомобиль, способный проезжать более 400 километров на одной зарядке, а главное успешно его продает десятками тысяч по всему миру.
Первой попыткой продемонстрировать миру настоящий электромобиль была предпринята компанией Tesla в 2008 году. Это была модель Roadster. Tesla покупала готовые шасси Elise у Lotus и ставила на них собственный электродвигатель и батареи. Tesla Roadster должен был проверить аудиторию на готовность покупать электромобили, а адекватный запас хода в 300 с лишним километров и разгон до сотни за 3.7 секунды должны были увеличить шансы на успех. Первой полноценной коммерческой моделью стала Tesla Model S.
Model S построена с использованием уже имеющихся технологий, то есть говоря прямо, любой из автомобильных концернов смог бы сделать нечто подобное, если бы вышел за рамки… или захотел выйти.
Представьте на секунду, что некий автомобильный гигант выпустил бы машину, которая требует минимального обслуживания в течение гарантийного срока службы. Это же разрыв всей бизнес-модели, которая существовала до сих пор! Скучно без дорого ТО или дополнительных работ. Скучно и в животе урчит. Нет уж, лучше мы по-старому будем продавать машины из прошлого века, которые лишь обвешиваются дорогими электронными помощниками.
Tesla Motors решила не останавливаться на достигнутом, и в этом году передала несколько сотен разработанных ею технологий и патентов в открытое пользование. С помощью этого шага компания надеется простимулировать развитие индустрии электромобилей, т.е. фактически, заставить автомобильные гиганты отказаться от выпуска устаревших и неэкологичных автомобилей.
Тогда мы идем к вам
Вместо попытки описать философию Tesla лучше спросить самих автомобилистов, что бы они хотели получить от автомобиля. Клиент желает как всегда все и сразу, а именно автомобиль, который не нужно заправлять и регулярно обслуживать. В идеале, чтобы он был быстрым, практичным и красивым. Создатели Tesla решили, что так тому и быть.
Шоурум Tesla в обычном торговом центре
Начнем с того, что у Tesla нет понятия автосалона, куда нужно ехать как в храм на поклон великому и могучему «бренду». Производитель приходит туда, где клиенту это наиболее удобно. Шоурумы компании находятся в торговых центрах. Ровно как мы покупаем одежду, обувь или электронику, так мы должны покупать и автомобили. Посмотрел, посидел, прокатился… оформил заказ на месте или онлайн. Просто, как все гениальное.
Tesla постоянно находится онлайн и регулярно получает обновления программного обеспечения. В случае возникновения каких-то критических поломок, автомобиль сообщит о них в сервисный центр и вам предложат приехать на обслуживание. Кроме этого, автомобиль постоянно совершенствуется с помощью обновлений. Например, многим владельцам Tesla не нравилось, что после отпускания педали тормоза, автомобиль не катился вперед, как это обычно происходит на обычных машинах с автоматической коробкой передач. В новой версии софта это пожелание было учтено. Обслуживать Tesla в Соединенных штатах необходимо раз в год или после наступления пробега в 12.5 тысяч миль (20 тысяч километров). Стоит такое ТО, включающее также замену колодок и «дворников», 600 долларов
Вы можете не посещать сервисный центр, а оставить машину на парковке. Сотрудники Tesla заберут ваш автомобиль и вернут его обратно после выполнения всех работ. Без дополнительной оплаты!
Есть возможность купить пакет обслуживания на 4 года за 1900 долларов и забыть про все технические вопросы.
Почем будущее?
Купить костюм или электромобиль? Вот в чем вопрос!
Сама Tesla относит автомобиль к премиальному сегменту. В Соединенных штатах Tesla Model S конкурирует с бизнес-седанами от Mercedes-Benz и BMW, т.е. не является экстремально дорогой. Самая доступная Tesla с 60Квт батареей обойдется в 75 тысяч долларов в зависимости от налога в конкретном штате. Где-то больше, где-то меньше. Более старшая модель с батареей на 85 КВт стоит уже 82 тысячи, а модель P85 с 420-сильным мотором, способным разогнать машину до 60 миль в час за 4.2 секунды, оценивается примерно в 95 тысяч долларов.
По умолчанию Testa имеет привод на задние колеса. Опциально доступен вариант с полным приводом, который реализован с помощью двух электромоторов. Для младших моделей оба мотора развивают 188 лошадиных сил (суммарно 376 л.с.), а стоимость такого пакета составляет 4 тысячи долларов. Такая машина набирает «сотню» за 3.2 секунды.
Старшая модель P85 с пакетом Dual Motor Performance за 11 тысяч долларов получает два мотора большей мощности (221 л.с. на передней оси и 470 на задней). В сумме электромобиль получает 691-сильную силовую установку и разгон до 60-ти миль в час за 3.1 секунды. Итоговая стоимость составит примерно 105 тысяч долларов.
Зарядная станция Tesla становится привычным явлением в США
Предполагается, что владелец Tesla сможет существенно сэкономить на заправке и налогах в тех штатах или странах, где существуют льготы для владельцев электромобилей. К сожалению, в России машина обойдется раза в полтора дороже, а налоговых льгот мы дождемся еще не скоро. Радует только, что стоимость электричества у нас несколько ниже. В любом случае, здравого смысла в покупке электромобиля в нашей стране пока мало. Покупатели «серых» Tesla скорее делают это по велению сердца или в силу того, что единожды побывав за рулем этого незаурядного автомобиля сразу начинаешь его хотеть.
Как она?
Не слишком оригинально, но Tesla угадывается безошибочно
Снаружи и внутри автомобиль производит приятное впечатление. Дизайн экстерьера нельзя назвать уникальным, но и в явном подражании чему-либо ее тоже не упрекнешь. Сзади Tesla немного напоминает Aston Martin Rapide или Maserati Ghibli. Однако за время пребывания в Америке мой глаз научился без труда выхватывать Tesla из потока, а значит что-то неповторимое в ней все-таки есть. Автомобиль поставляется с системой бесключевого доступа. Ручки дверей автоматически выдвигаются, когда владелец приближается с брелоком, который выполнен в виде миниатюрной машинки.
Качество материалов хоть и с некоторой натяжкой в целом соответствует уровню премиум сегмента. Сказывается шаблонность мышления. Мы все привыкли к тому, что салон дорогого автомобиля больше похож на кабину самолета. Салон Tesla скромноват, потому что приборов мало, а кнопок всего две. И это несмотря на то, что в отделке используется много кожи и настоящего карбона. На месте традиционного центрального тоннеля и коробки передач, расположилась ниша для мелочей. В салоне откровенно мало мест хранения, отсутствуют карманы в дверях и передних сиденьях, нет ниши в подлокотнике, а заднего подлокотника нет вовсе. Все это создает ощущение какой-то недоделанности. На самом деле так оно и есть. Качество сборки и отделки пока еще не дотягивает до лучших образцов «большой немецкой тройки».
Салон пока не дотягивает до премиум-конкурентов, но Тесле можно это простить
Передняя панель состоит из огромного центрального «монитора», на который выводится вполне понятный интерфейс, как на многих смартфонах. Навигация от Google, управление всеми системами на экране, камера заднего вида высокого разрешения и управление голосом — это лишь часть опций. Размер экрана позволяет делить его на две части. В одной можно оставить навигацию, а в другой — разместить меню настроек. Tesla понимает голосовые команды, и для воспроизведения любой песни достаточно произнести имя исполнителя и название песни или альбома. Автомобилем можно управлять и дистанционно, через приложение на смартфоне, которое позволяет следить за процессом зарядки, включать климат-контроль или определить точное местоположение машины на карте, если вы забыли, где оставили машину.
Передние сиденья имеют спортивный профиль с выраженной боковой поддержкой и встроенными подголовниками. Задний диван достаточно плоский и жесткий, но качество отделки радует. Отсутствие кардана и выхлопной системы позволяет сделать пол ровным. На заднем ряду места не меньше. чем в Audi A6 или BMW 5-ой серии. Конечно, есть автомобили и более просторные, но это уже представители более высоких классов или отдельные случаи вроде Skoda SuperB. Простора ровно столько, сколько необходимо.
Цифровые приборы — эффектно и просто
За рулем расположен еще один цветной дисплей, на который выводится скорость, режим потребления мощности и другая информация. На подрулевые переключатели вынесено все то, чем неудобно управлять на «тачскрине», а именно — селектор выбора режима движения, управление светом и круиз-контролем. Кстати, сами переключатели хорошо знакомы по моделям Mercedes-Benz, что логично, ведь концерн Daimler который до недавнего времени являлся миноритарным акционером и технологическим партнером Tesla Motors.
Забыл сказать, что Tesla – не седан, а хэтчбек. Создатели постарались сделать автомобиль не только модным, но и практичным. Model S неожиданно большая — без малого пять метров. Задняя дверь открывает доступ к большому багажнику, а под полом притаилась еще ниша, куда можно спрятать что-то весьма крупное. Сложив задний ряд сидений, вдруг осознаешь, что электрический хэтчбек может соревноваться по объему даже с некоторыми универсалами. В качестве последнего и убийственного аргумента вспоминаем то, что у Tesla в привычном месте нет мотора.
Под капотом прячется еще один багажник объемом 150 литров, куда может поместиться человек средней комплекции в позе эмбриона.
Так что с полезным пространством у Tesla полный порядок. Если в грузовом пространстве нет необходимости, то его можно заменить двумя дополнительными детскими сиденьями, которые устанавливаются против хода движения. А ниша в полу, предназначена для ног пассажиров третьего ряда.
По части техники Model S тоже обладает рядом уникальных особенностей. В основу автомобиля лег плоский алюминиевый поддон для хранения элементов питания, в который помещается от 5 до 7 тысяч литий-ионных аккумуляторов Panasonic. Спереди и сзади закреплены подрамники с элементами подвески (двухрычажной спереди и многорычажной сзади) и электромотором (одним или двумя). Все это накрывается алюминиевым кузовом. Подобная конструкция позволяет добиться очень низкого центра тяжести, который вдобавок еще и находится ниже оси вращения колес. Машина получилась максимально безопасной, т.к. под капотом нет большого и тяжелого двигателя, который норовит влететь в салон, поэтому вся передняя часть Model S способна эффективно гасить энергию удара. К минусам можно отнести достаточно высокую массу автомобиля (около 2 тонн). И почти половина этой массы приходится на батарею.
Крены кузова становятся меньше, а жесткость кузова повышается, что позволяет автомобилю намного лучше вести себя в поворотах.
Платить за большой пробег придется длительным временем заряда: на полный заряд аккумулятора от бытовой розетки уйдет больше 15 часов. Если есть возможность подключиться к более мощной линии (до 40А), то купив специальную зарядную станцию за 1200 долларов, можно заряжать машину за 9 часов. В США есть целая сеть бесплатных и быстрых зарядочных станций, где на одну зарядку уходит всего 30 минут. Кроме того, есть возможность заменить батарею на полностью заряженную, заплатив 80 долларов.
Не едет… летит!
Tesla не заводится в традиционном смысле слова. Достаточно нажать на тормоз и выбрать направление движения. При отпускании тормоза машина начинает катиться вперед, а касание педали газа позволяет дозировать мощность. При желании можно управлять автомобилем только одной правой ногой. Режим работы акселератора можно менять: при отпущенной педали газа, автомобиль может активно замедляться и накапливать энергию в режиме рекуперации, а можно сделать так, чтобы машина двигалась накатом с прежней скоростью. Логичнее выбрать вариант с рекуперацией, т.к. расход энергии меньше и колодки прослужат дольше, а степень замедления можно выбирать в меню.
Езду на Tesla нельзя назвать бесшумной, шелест шин и аэродинамические шумы в салон все-таки проникают, но отсутствие шума обычного двигателя действует завораживающе. Нажатие на педаль газа «в пол» переворачивает все представления об автомобилях. Во-первых, это действительно быстро (3.2 секунды до «сотни»), а главное все это также тихо, как и в режиме городской езды. Нет никакого нарастания оборотов двигателя и шума, которым сопровождается работа двигателей внутреннего сгорания. Просто чистое ускорение.
Полноприводная машина просто выстреливает вперед без какого-либо напряжения, словно кто-то дернул ее за веревку спереди, как детские санки на льду, или дал хорошего пинка под зад.
Model S влюбляет в себя с первого знакомства. Можно сколько угодно рассуждать о её недостатках, но после первой же поездки возникает непреодолимое желание обладать машиной, которая разрушила представление об электромобиле, как о чем-то экзотическом и бесполезном. Tesla произвела революцию в умах потребителей, как это в свое время сделал Iphone. Раньше мы считали, что нормальный телефон должен держать зарядку неделю. Сейчас мы готовы заряжать свои смартфоны по 2-3 раза на дню, чтобы получать от них нечто большее. Tesla дарит ощущение прогресса и сопричастности к чему-то новому, а за все, как известно, надо платить.
Текст и фото: Алексей Дмитриев
Редактор AMSRUS.ru
Замечательная машина! Но ее главный недостаток — информационная безопасность. Открытые сервисные протоколы дают возможность посторонним лицам дистанционно вмешиваться в управление авто, а для того чтобы вытащить симку, нужно пол приборной панели разобрать. Так что Ваша тачка всегда будет онлайн:) Китайцы уже поприкаловались http://auto.onliner.by/2014/07/18/tesla-30
Кстати после написанного мною выше комментария, я впервые увидел Теслу в живую. Как говорится легка на помине:)
Много воды!
Гыгы. Богатые катаются нашару в электромобилях, а дорожные сборы, которые вобщем и определяют высокую цену моторного топлива, будут платить нищуки и лохи))))
Поправили текст
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.