Репортаж из кабины летящего КАМАЗа

28 сентября 11:40 2014

Сложно представить ощущения пилота в кабине гоночного автомобиля в «боевом» режиме. Пофантазировать можно, но это будет далеко от реальности. Гонки на грузовиках большинству людей даже в страшном сне присниться не могут. Уму не постижимо, как многотонная махина может гнать по бездорожью, обгоняя даже легковые спортпрототипы. Нашему корреспонденту удалось это прочувствовать всем телом.

КАМАЗ-мастер
Чемпионы Дакара

Мы прибыли в город Набережные Челны по приглашению команды «КАМАЗ-мастер» и компании «Газпром газомоторное топливо». Целью мероприятия была демонстрация специального спортивного грузовика КАМАЗ, использующего в качестве моторного топлива природный газ и знакомство с работой спортивного центра, где базируется прославленная команда.

По пути на тренировочный полигон, представитель команды, Евгения Быкова, рассказала нам о последних новостях в команде, результатах и планах на ближайшее будущее.  Уже буквально с первых минут было заметно, как Евгения Геннадьевна болеет за свое дело. За свою многолетнюю карьеру в КАМАЗе она рассказывала подобные истории сотни раз, но каждый раз, как первый. С огнем в глазах и гордостью за то дело, которое делает команда.

Перед въездом на полигон, нас предупредили о возможных обострениях травм спины и рекомендовали тем, у кого не все в порядке, отказаться от поездки. Мы подписали соглашение, где говорилось, что мы осознаем все опасность предстоящего мероприятия и отказываемся от каких-либо претензий в адрес организаторов. Дальше отступать было некуда. Шанс прокатиться в кабине гоночного грузовика, которым управляет заслуженный пилот, выпадает раз в жизни и упускать его никак нельзя.

Шибалов Антон и Дмитрий Сотников
Шибалов Антон и Дмитрий Сотников

На полигоне нас встречали организаторы, механики, пилоты и три спортивных автомобиля. Два из них были «классическими» на «тяжелом» топливе, а один приводился в движение смесью метана и солярки. Это совместный проект банка ВТБ, команды КАМАЗ-мастер и компании «Газпром газомоторное топливо». Нам предстояло проехаться по 15-ти километровой трассе тренировочного полигона, который преимущественно состоял из песочных насыпей, а часть его пролегала по лесополосе с достаточно твердым покрытием. Дорог в традиционном понимании на полигоне не было. По этим «направлениям» не то, что ехать, по ним ходить достаточно тяжело. В добавок покрытие регулярно разбивается многотонными грузовиками. Поездочка предстояла веселая.

Эдуард Николаев
Эдуард Николаев

В качестве пилотов выступили гонщики молодой волны КАМАЗовцев: Победитель «Дакар-2013» и призер «Дакар-2014» Эдуард Николаев, победитель «Africa Race 2013» и ралли «Шелковый путь — 2013» Дмитрий Сотников и Шибалов Антон, которые вместе заняли первое место в ралли «Africa Race» в 2013 году.

 

 

Летящей походкой

Мне «посчастливилось» оказаться в стартовом заезде в первой машине с пилотом Дмитрием Сотниковым, а в качестве машины нам достался именно «газовый» КАМАЗ. Баллоны с метаном смонтированы на раме в центральной части кузова для лучшей развесовки. Дизельное топливо смешивается с газом в пропорции 70% на 30% соответственно. По словам Дмитрия, грузовик на газомоторном топливе стал экономичнее и динамичнее. Нам предстояло убедиться в этом на собственном опыте. Начнем с того, что гоночный грузовик — это огромный автомобиль, в который даже забраться нелегко. Кабина, расположенная на высоте около 2 метров над землей, оборудована мощным каркасом безопасности и тремя спортивными сиденьями с 5-точечными ремнями безопасности. Приборная панель больше похожа на кабину самолета с многочисленными датчиками, цифровыми и стрелочными указателями, переключателями, мониторами и средствами связи.

Гоночный КАМАЗ

Первый тестовый участок трассы, как оказалось, являлся разминочным. Под колесами мягкий песок и не слишком много «трамплинов», поэтому скоростная езда на грузовике чем-то сверхъестественным не казалась. Второй, и самый протяженный участок, проходил по более неровной местности. Здесь прыжки уже стали нормой. Честно скажу, страх уходит уже после первого отрыва и приземления. Буквально сразу проникаешься к машине уважением. Ведь речь идет о почти 10- тонном грузовике, который скачет по холмам со скоростью 150 километров в час и не дает ни малейшего шанса усомниться в том, что он тут главный. Например, когда Дмитрий на высокой скорости подъезжал к высокому холму, то грузовик взмывал вверх с невообразимой легкостью. На пути «обратно к земле» я мысленно готовился к удару и сгруппировался. Однако, КАМАЗ мягко проглатывал неровности так, что даже мощные «клевки» после приземления не приводят к потере управляемости. На крутых поворотах грузовик почти не кренится. Создается впечатление, что опрокинуть его просто невозможно. Разумеется, ощущение это во многом сформировалось благодаря профессионализму пилота. Дмитрий выбирал оптимальную траекторию и «упирался» в поворот, что и создавало это ощущение безнаказанности.  Очевидно, что главным был именно он, а машина лишь послушно исполняла его волю.

Подвеска спортивного КАМАЗа
С такой подвеской грузовик способен преодолевать сотни километров бездорожья

Когда страх ушел, пришлось учиться бороться с тряской и толчками. Специально для этого на полу смонтирована стальная платформа под углом к полу так, чтобы в нее можно было упереться ногами. Пятиточечные ремни безопасности хоть и фиксируют тело в «ковше», но это страхует лишь от вылета из сиденья. Само сиденье не оборудовано пневмоподвеской и намертво прикручено к полу. Если неподготовленный пассажир расслабится и попробует «просто ехать», то, мне кажется, без травм не обойтись. Вы, наверное, замечали, когда в обычной машине водитель резко нажимает на тормоз, то пассажиры «кивают», а водитель остается неподвижен. Он готов, а пассажиры нет. В гоночном КАМАЗе нужно постоянно быть готовым, т.е. стараться предугадать и отыграть мышцами все вибрации, которым только предстоит случиться. Я, например, упирался ногами в стальную платформу и использовал согнутую стопу в качестве демпфера. Кроме этого, рукой приходилось держаться за горизонтальный поручень, а второй еще держать камеру. Одно из слабых мест это голова.

Даже в шлеме создается ощущение, что мозг — это самый незащищенный «орган». Как потом оказалось, во время проезда по глубокой и твердой колее, возникает очень сильная, жесткая и непредсказуемая горизонтальная тряска. В этот момент голова ведет себя, как шейкер в руках у бармена, внутри которого мозги. Ощущение не самое приятное.

В целом поездка произвела неизгладимое впечатление. Автомобиль заставляет себя уважать. По моему мнению, именно гоночные грузовики лучше всего ассоциируются со словом «мощь», т.к. здесь мощный не только двигатель. Здесь мощное все!  Чтобы не быть голословным приведу пару цифр. Современный гоночный КАМАЗ – это автомобиль длиной 6.9 метра и высотой без малого 3.3 метра, массой почти 10 тон, который приводится в движением двигателем объемом 16 литров с отдачей 920 лошадиных сил и 4000 Н*м крутящего момента! Расход топлива от 70 до 200 литров на 100 километров в «боевом» режиме в зависимости от типа покрытия. Максимальная скорость 163 километра в час

По иронии судьбы, в стране, где нет дорог, люди научились делать лучшие машины для скоростной езды по бездорожью.  Все логично!

Спортивный центр

Спортивный центр КАМАЗ
Спортивный центр — место, где рождаются спортивные КАМАЗы

Программа визита в спортивный центр КАМАЗ, где базируется команда, началась с пресс-конференции семикратного чемпиона «Дакара» и множества других ралли-марафонов Владимира Чагина, победителя «Дакар-2014» Андрея Каргинова и директора филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» в г. Казани Булата Газизуллина.

Владимир Чагин завоевывает титул семикратного победителя ралли-марафона «Дакар» в 2011 году. При этом, он 5 раз поднимался на высшую ступеньку пьедестала в составе «золотой тройки» вместе с руководителем и основателем команды, штурманом Семеном Якубовым и механиком Сергеем Савостиным. На счету Чагина 63 победы на этапах «Дакара», что является абсолютным рекордом в истории этой гонки. В том же году он заявил об окончании спортивной карьеры и сосредоточился на подготовке молодых спортсменов, участие в разработке боевых автомобилей, административной и хозяйственной работе, а с июля 2013 года Владимир Геннадьевич стал руководителем команды «КАМАЗ-мастер».

Андрей Каргинов, Владимир Чагин, Булат Газизуллин
Андрей Каргинов, Владимир Чагин, Булат Газизуллин

Второй участник пресс-конференции, Андрей Каргинов, продемонстрировал колоссальную волю к победе на «Дакаре» 2014-го года. Второй этап Андрей проехал с высокой температурой, а после финиша этапа был госпитализирован и провел ночь под капельницей в госпитале. На следующее утро он сел за руль грузовика, что повергло местных медиков в шок. Никто не предполагал, что Андрею удастся продолжить гонку. Перед стартом последнего спецучастка, преимущество россиян перед Де Роем достигало 7 минут 25 секунд, но по ходу гонки перевернулся и блокировал дорогу автомобиль китайского спортсмена Жу Йонга. Экипаж Жерара Де Роя не стал останавливаться для оказания помощи и формально финишировал первым. Экипаж Каргинова и Николаева пришли на помощь коллегам, с их помощью автомобиль был поставлен на колеса. Время, затраченное командой «КАМАЗ-мастер» на оказание помощи было возмещено и, несмотря на протесты конкурентов, экипаж Каргинова завоевал заслуженную и волевую победу.

Газовое оборудование гоночного КАМАЗа
Газовое оборудование гоночного КАМАЗа

Руководитель филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» Булат Газизуллин рассказал о проекте «газового КАМАЗа». Автомобиль создан командой «КАМАЗ-мастер» при поддержке ОАО «Газпром» и банка ВТБ. Цель проекта — демонстрация возможностей природного газа в качестве моторного топлива. В 2014 году грузовик успешно преодолел маршрут второго этапа Чемпионата России по ралли-рейдам «Золото Кагана» и стал серебряным призером третьего этапа Чемпионата России по ралли-рейдам «Великая Степь». В планах команды – участие в ралли-марафоне «Африка Эко Рейс — 2015».

Формула 50×50

Беляев Айдар Раисович
Беляев Айдар Раисович

В ходе общения с членами команды «КАМАЗ-мастер» я неоднократно слышал, что 50% общего успеха они отводят технической составляющей, а вторые 50% — людям. Деление успеха ровно пополам подчеркивает равнозначность этих двух компонентов, но у меня на этот счет есть свое мнение. Разумеется, техника без людей сама не приедет на подиум, а люди без техники не покажут блестящих результатов. У команды длинная история успеха в 25 лет. Начиная с 1998 года, «камазовцы» регулярно демонстрировали свою способность создавать современные, а главное быстрые автомобили. Неоднократно менялись технические требования к грузовикам, участвующим в «Дакаре», а иногда это происходило всего за полгода до старта, но российская команда из раза в раз доказывала свою способность адаптироваться и найти лучшее решение, что приводило к победам.

КАМАЗ-мастер

Конструктивные особенности современных спортивных грузовиков КАМАЗ не являются секретом. Нам разрешали снимать в помещении сборочного цеха без каких-либо ограничений.  Кроме того, не является тайной и тот факт, что многие комплектующие поставляются иностранными производителями. Сейчас на гоночных машинах стоит двигатель Liebherr, коробка, сцепление и «раздатка» ZF, амортизаторы Reiger и резина Michelin. Смею предположить, что технологический разрыв между КАМАЗом и ближайшими преследователями не слишком велик.

Кто-то может сказать, что создать из запчастей, работающий и надежный автомобиль – это тоже «ноу-хау», но это только подчёркивает мою главную мысль, что главное в команде – люди. За время визита, я видел огонь в глазах абсолютно всех: от пресс-секретаря до пилота, от повара в столовой до руководителя команды. Всепоглощающая и безоговорочная вера в свое дело, помноженная на уверенность в успехе, двигает команду вперед.

Именно эти люди создают современный и высокотехнологичный автомобиль, способный побеждать лучших из лучших, в условиях общего упадка в отечественном автопроме. Пилоты с высокой температурой выигрывают спецучастки, а затем и всю гонку. Именно эти люди ремонтируют автомобиль в условиях знойной пустыни. Эти люди останавливаются на помощь, попавшим в беду участникам ралли-марафона, а потом с гордостью ждут вердикта судей. Именно этим людям удается последние 25 лет оставаться командой, что и составляет основу их общего успеха.

Подвиг как образ жизни

«Дакары» команды КАМАЗ-мастер
«Дакары» команды КАМАЗ-мастер

Визит в штаб-квартиру команды «КАМАЗ-мастер» оставил странное впечатление. Несомненно, проникаешься гордостью за наших людей, которым удаётся сохранять лидерство в таком сложном и высокотехнологичном виде спорта на протяжении последних 25-ти лет, на фоне далеко не лучшего состояния отечественного автопрома. К сожалению, в нашей стране многие успехи происходят не благодаря, а вопреки. Ведь объективных предпосылок для таких «прорывов» у нас нет. Так и просится назвать это словом «подвиг». Это слово, кстати, часто звучало из уст многих, кто работает в команде, кроме пилотов и механиков. Они, как водится, скромны.

Рецепт успеха никто не скрывает. Никаких приглашенных пилотов. Все гонщики — это сотрудники КАМАЗа, прошедшие так называемый «путь Чагина», который сначала подметал полы на заводе, а потом был допущен к более квалифицированной работе и сейчас возглавляет команду после семи титулов в «Дакаре». В команде много представителей одной фамилии. Сыновья идут по стопам своих опытных отцов, поэтому во время поломки на трассе ребята ремонтируют автомобиль не по инструкции, а с закрытыми глазами.

Промышленный шпионаж не является угрозой, потому что нельзя украсть то, что невозможно или очень сложно повторить. Вера в победу, воля и профессионализм нарабатываются годами с «младых ногтей» и впитывается в кровь молодых специалистов, как адреналин во время гонки.

Опыт КАМАЗа уникален и от этого особенно ценен, а очень бы хотелось, чтобы таких команд было много по всей стране. Надеюсь, мы когда-нибудь доживем до этих дней.

Алексей Дмитриев
Алексей Дмитриев

Редактор AMSRUS.ru

Больше статей
Напишите комментарий

7 комментариев

  1. Sergey Zelenov
    28 сентября, 15:36 #1 Sergey Zelenov

    мановские мосты, мерсовский мотор и коробка, проводка тамошняя,- ну камаз — ага..фтопку. Зачем мне гонки камаза- я его каждый день вижу- дохлого — на горку не могущего заехать ..

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.