В Автомобильном отделе Политехнического музея долгие годы было три примечательных экспоната – автомобили в разрезе. «Волга» ГАЗ-21, «Победа» ГАЗ М-20 и «Москвич»-401. Аккуратно распиленные в разных местах они наглядно объясняли, как устроена не только вся машина целиком, но и ее отдельные агрегаты. Распилы позволяли заглянуть в двигатель, оценить сложность мокрого воздушного фильтра, увидеть дифференциал, посчитать шестерни коробки передач и оценить изящество шкворневой подвески.
Дети норовили потрогать срез металла пальцем, а обязательные в любом музее бабушки гоняли их громкими окриками. Но ковырнуть внутри блока цилиндров хотелось непреодолимо и бабушки отворачивались, потакая любопытству. А потом три экспоната исчезли. Автомобильный отдел не был любимцем в Политехническом, а в его фондах всегда было гораздо больше единиц хранения, чем вмещал единственный подвальный зал.
Но замечательные сотрудники музея умудрялись оживлять статичную жизнь подземелья тематическими выставками и перестановками, для чего часть экспонатов приходилось убирать в запасники. Но, поскольку они мало интересовали администрацию, покинув зал, замечательные образцы техники оказывались не в спецхране, а в сарае с протекающей крышей. Хотя уникальному автомобилю NAG повезло еще меньше.
Директор музея Григорян бессовестно обменял его на банальный Ford-T, после чего внезапно купил квартиру на Арбате (про сделку работники музея шушукаются до сих пор). Тот NAG правильней называть AAG и он был сделан еще до слияния Allgemeine Automobil Gesellschaft с электротехнической AEG. Сохранился в единственном экземпляре.
«Волгу», «Победу» и «Москвича» из экспозиции Политеха убрали лет 20 тому назад. Их не видело несколько поколений детей. Про них забыли. А хранение в запасниках было настолько условным, что автомобили начали погибать.
На ММАС-2014 в Крокус-Экспо случилось чудо. Политехнический музей, в котором искренних и чутких специалистов всегда было больше чем административно озабоченных начальников, вернул нам все три машины. Их достали из сарая, починили, подремонтировали, даже отреставрировали и опять показали на людях. За это время из экспонатов они превратились в историческую ценность. И если раньше они демонстрировали устройство современного автомобиля, то сейчас дают представление о том, как в давнюю старину выглядели незатейливые автомобили прошлого. Что не делает их примитивными. У «Волги», о чем мало кто знает, установлена автоматическая коробка передач. Не заимствованная, как это принято теперь, а нашей разработки. С этой коробкой машина немало пробегала по дорогам страны и только потом стала экспонатом. Всего с 1957 по 1960 год таких автомобилей было сделано около 700 экземпляров. Сохранилось несколько единиц.
На стенде Политеха машины были под присмотром потрясающих стариков, выживших в музее – наравне с уникальными машинами – вопреки официальной политике. Они ожили, как и возрожденные экспонаты и были счастливы, что среди посетителей нашлись понимающие люди, пришедшие с детьми и удержавшие в своей памяти те секунды, когда в собственном детстве трогали руками эти автомобили.
Президент Российской Академии Художеств, основатель и директор ММОМА Зураб Церетели предоставил для проекта специальное исполнение… Read More
Exlantix ES дебютировал на Пекинском международном автосалоне 2024 года как четырехдверное электрическое купе, предназначенное для… Read More
Дизельная версия рамного внедорожника Read More
Exeed объявляет о начале продаж нового среднеразмерного кроссовера TXL Автомобиль доступен в четырех версиях: Business,… Read More
Во время международного автосалона в Пекине Chery планирует представить робота Mornine Read More
Прямая скидка увеличена до 250 000 рублей, а общая выгода может достигать до 470 000… Read More
Комментарии
автомата не помню, а вот переключение передач на руле помню изо всех сил, очень было удобно, даже на мой супер детский возраст в то время
А мне очень нравилась эта часть Политеха. И увлеченных "стариков" в зале помню. Рада, что у них появилась возможность показать свои экспонаты!