Добрый вечер! Поговорим мы сегодня о событии, которое бывает у нас нечасто – раз в два года – Московский международный автомобильный салон. Салон, признанный категорией А, и являющийся действительно событием вне всякого сомнения. Потому, что автомобильные выставки, хотя, равно как и любые другие, это смотры, в основном, конечно, рассчитанные на автомобилиста непрофессионального, и являются экспозицией новинок, где есть возможность пощупать, примерить на себя новые автомобили. В идеале – выбрать себе следующую машину.
Автомобильная выставка для посетителей – это большой showroom. После этого надо пройтись, посмотреть, и заказать машину у ближайшего дилера. Честно говоря, я всегда воспринимаю автосалоны для обычного потребителя, как посещение выставки, что можно будет купить сегодня, что можно будет купить завтра, да и просто полюбоваться красивыми машинами.
Хотя для современной журналистики, наверное, новостей почти нет, потому что все, что мы видим, скажем так, представительства производителей информируют нас загодя, и самое главное, что на конференциях и даже закрытых презентациях с эмбарго. В последнее время я стал обращать внимание, что просьба эмбарго не выполняется, появляется на каких-то непонятных сайтах. То есть, здесь идет борьба за эксклюзив, кто быстрее выстрелит. Это хорошая часть работы журналисты, но порядочность здесь отпадает на второй план.
Что можно увидеть? Некоторые новинки специально припрятаны, которые можно пощупать живьем, и, честно говоря, удовлетворить какой-то минутный интерес. Все больше и больше идут разговоры о том, что автосалон в таком виде, в каком он есть сейчас, не нужен, что его можно вполне заменить на какое-то виртуальное действо, поэтому здесь мы можем говорить только о том, кто это сделает первым. Наверное, так и будет, но для меня любые крупные автомобильные выставки – это площадки для проведения встреч, для неформального общения.
И самое главное, что здесь крупные фирмы привозят не только концепты и автомобили, но и появляются инженеры, дизайнеры, конструкторы. Самое интересное, что с ними можно поговорить. Попробуйте договориться об интервью с каким-нибудь топ-менеджером. Так надо будет очень долго искать возможности, тебя будут записывать, будут предварительно просить рассказать о том, о чем мы будем говорить, а здесь такие руководители и инженеры находятся на стенде и открыты для общения. Это для них что-то вроде похода в народ. Кстати, на таких интервью они хорошо открываются и даже рассказывают вещи, которые не всегда рассказывают.
Так что статусные автосалоны, и такие крупные, как Московский, позволяют под одной крышей получить всю информацию о стратегии и развитии марки для своего домашнего рынка. В своих информационных материалах компании часто делают упор на развитие того или иного региона. То есть, профессионально можно почерпнуть много информации, и, в первую очередь, от общения.
Что интересного происходило на Московском автосалоне? Когда мы приходим на автосалон, два первых зала (справа и слева) – это вотчина Mercedes и BMW. Ну, положение обязывает. Как привыкли они во Франкфурте, когда каждый занимает отдельный павильон, а у нас здесь решили занять отдельный зал. Mercedes раскинулся хорошо, выставив на стенде 33 автомобиля.
Хорошая цифра, правда, я всегда с осторожностью отношусь к тройкам, иногда напоминает тридцать серебряников, но что поделаешь – 33 автомобиля. Среди них были и те, которые мы не видели. И можно с интересом на них посмотреть. Например, есть трехосный Gelaendwagen – такая себе мечта.
У BMW показали тоже новинки, присоединили к себе новый Mini, но нельзя сказать, что было что-то очень выдающееся. Соседний павильон меня порадовал гораздо больше, поскольку Volkswagen Group развернулся так, что показал, кто на сегодняшний день в мире хозяин. Обладая от самых, что ни на есть, доступных марок, например, Skoda, марок мне непонятных, зачем они вообще существуют, таких как Seat. До активно растущего BMW отвоевывающего каждый раз что-то новое и что-то интересное, потрясающее. До семейной Skoda, которая все больше и больше становится понятным автомобилем. Ну и, конечно, Porsche, Bentley. Обладание таким автомобилем переводит владельца на другой вариант.
А если конкретно, то как новинка – Audi TT – у нас ее не видели. Не видели и Audi RS7 Sportback. Я считаю, что на сегодняшний день один из интереснейших автомобилей, вот то, что говорили Grand Turismo. Автомобиль, на котором можно пересечь европейский континент быстро, с комфортом, не задумываясь о том, какая погода за окном. Для совсем уж искушенных знатоков показали Audi R8 LMX. Всего таких 99 штук. Вне всяких сомнений суперкар. Потрясающий автомобиль, которым можно просто полюбоваться.
Я, например, с удовольствием понаблюдал за посетителями стенда, хотя в первый день там были профессиональные журналисты, на второй добавились еще люди из бизнес-сообщества. Вполне детский восторг одолевал людей, когда они видели всякие интересные машинки. Что самое интересное, их можно потрогать. Никогда не думал, что вот этот процесс вызовет такой большой интерес.
Понятно, что не обошлось без концептуального автомобиля. Тоже ведь, одно дело, когда мы видим эти автомобили на фотографиях, а другое, когда эти машины появляются у нас воочию. И вот показанный автомобиль – концептуальный кроссовер – пожалуй, самый маленький кроссовер Audi, который показал нам то направление, которое у нас будет.
Теперь по Skoda. Я уже говорил, что у Skoda были две машины, которые доставили мне удовольствие. Понятно, что это Skoda Octavia Scout и самый распространенный на сегодняшний день автомобиль – Skoda Rapid. Как ни странно, получается, что Skoda Rapid – наиболее достойное предложение, на мой взгляд, в массовом сегменте. Это добротно сделанный автомобиль, с корнями Volkswagen’а, но совсем с другой ценой. Самое главное, что он вместителен, просторен и это машина, за которую не стыдно. Знаете, бывает, говорят, что «да, вот, я купил бюджетный автомобиль». В данном случае действительно деньги небольшие, но автомобиль хороший.
Про Porsche и Bentley все понятно, что там говорить… Эти машины не для многих существуют и неплохо себя чувствуют. Дальше мы переходим в другие павильоны, но хочется сказать, что на всех стендах, которые были представлены, а там были и европейские производители… Вот опять же, все разговоры о том, какой производитель представлен, это все пустое. Потому, что у нас есть китайский производитель, и индийский производитель, и турецкий и все это под разными большими марками. Поэтому надо говорить конкретно.
Мне уже присылают вопросы в эфир: «Расскажите, пожалуйста, про новую Chevy Niva. Кому она составит конкуренцию?». Вы знаете, в данном случае машина полностью разработана инженерами General Motors, как бы обидно от этого не было Тольятти. И никакого пересечения с полноприводной Lada 4х4 уже не будет, потому что разработка была сделана не нами. Для производства автомобиля будет построен еще один завод. Ни для кого не секрет, что часть комплектующих, кузова, получали с основного производства. АвтоВАЗ занимался только сборкой.
Сейчас будет полностью создана машина, но она займет самую младшую линейку внедорожников Chevrolet. Линейка будет выстраиваться следующим образом – Chevy Niva, потом Tracker, Trailblazer, Tahoe и для тех, кому Trailblazer хорош, но не очень устраивает, стоит на выставке очень интересный автомобиль, который называется Chevrolet Traverse. Это не значит, что машина будет выпускаться. Это попытка Chevrolet попробовать рынок, так же как и с большим пикапом Silverado.
Возвращаясь к Chevy Niva. Это будет полноприводный автомобиль, с понижающей передачей, но сделанный на современном уровне. То есть, это не кроссовер, а все равно старая добрая Niva. Не знаю, насколько экспортным потенциал, насколько это будет локальный внутренний продукт – пока непонятно. Но сказать, что машина получилась – да. В качестве концептуальной машины, в качестве проработки стиля я не вижу. Есть некое переплетение с нашей Нивой, но там уже все-таки больше Chevrolet. Будем ждать, потому что машина предназначена для нашего рынка, машина будет локализована у нас, так что ничего плохого в этом не будет.
Раз уж я плавно перешел к Chevrolet, то расскажу, что видел еще. На стенде была Chevrolet Corvette. Эту машину мы давно ждали на нашем рынке. Считаю, что машина достойная, у нас их не так много, это удел людей искушенных, богатых. Это так же, как и если мы будем говорить о машинах дорогих. Но Corvette, невзирая ни на что, все-таки автомобиль значимый, интересный, несомненно, мужской. И я считаю то, что появилась Camara на нашем рынке, появляется Corvette, это уважение к российскому автомобилисту. Потому, что такие машины должны быть. Для меня такие машины, как Corvette – это мировой автомобиль. Такие машины на дорогах вызывают у меня чувство радости.
Пишут еще мне: «Пожалуйста, расскажите поподробнее об удлиненном Range Rover». Ребята, на стенде стоял удлиненный Range Rover, но никак новинкой это не является. Jaguar и Land Rover показали два интереснейших концепта. В дальнейшем я буду зачитывать вопросы о новинках, но сейчас расскажу уже о Jaguar. Кто хотел посмотреть на будущий кроссовер Jaguar, вот вам, пожалуйста, концепт – CX-17. Это проработка стиля будущего кроссовера Jaguar. Цельно алюминиевого, с прекрасно проработанным салоном. То есть, это машина близкого будущее, реально существует.
Рядом стоящий концепт нового Discovery – это поисковая конструкция. Но видно уже, куда пойдет мысль, как будет оформлена машина внешне, что станет внутренне. Я уж не говорю о потрясающей электронной начинке.
Из мировых премьер выделю Range Rover Sport SVR. Это 550-сильная машина, совершенно дикая. Умчать может любого и очень быстро, содрав, по-моему, верхний слой асфальта при такой-то мощности. Ну, прекрасный автомобиль, который очень хорошо сделан.
«Что китайцы сделали с Volvo», – пишет мне слушатель. А Volvo, кстати, не приехало. Евгений из Саратова спрашивает, что показал Cadillac. Cadillac показал новый Escalade в двух ипостасях – длинной и короткой. Опять же, автомобиль монументален, такого надменного зада и агрессивного переда я не видел давно. Особенно, если это в черном цвете и удлиненная версия. Поверьте мне, даже в Америке, когда над тобой нависают эти ходовые огни, хромовая решетка, очень уважают и уступают дорогу. Так же и у нас. Простора в автомобиле через край. Качество отделки вполне европейское. Управляемость? Ну, понимаете, что управляемость такого огромного автомобиля даже при применении подвески Magnetic Ride – остается вальяжно мягким, будем так говорить.
Но, конечно, большой шаг вперед проделала фирма. У нас любят большие внедорожники. И здесь, я думаю, что интерес обеспечен, потому что красиво, здорово, надежно. Не по Cadillac-овски надежно. GM сделал очень серьезные выводы относительно качества. И я знаю, как идет борьба с поставщиками. Тем более, знаете, в Америке, где завязана многолетними контрактами, где очень жесткая борьба с профсоюзами, сократить количество рабочих, заставить трудиться качественнее не всегда получалось. А здесь явно GM старается делать шаг вперед.
Что показал Nissan? Они показали новый автомобиль, который будут делать в Ижевске. Знаете, жалкой памяти ИЖ-и наконец-то исчезли из рейтингов, когда про это говорили. Теперь же, если мы говорим Ижевский автомобиль, мы начинаем говорить про автомобиль вполне себе серьезный. И вот – Nissan Sentra. Это шестиоконный седан, приличных размеров, чем-то неуловимо напоминающий немного сплюснутую со всех сторон Teana. Вместим внутри, неплохо сделан. Такой себе, настоящий мировой автомобиль, с японскими корнями. Взглянул, отвернулся и забыл, как это выглядело. Будет ли пользоваться спросом? Не знаю.
По поводу Nissan Terrano могу сказать, что стоял на стенде этот автомобиль. Я не понимаю этого автомобиля, но честолюбие человеческое неискоренимо. Если брать, чтобы сказать соседу: «Duster – пенсионерско-экономный вариант, а у меня-то Terrano». За пошлость выглядеть богаче человек переплатил от 70 до 90 тысяч, особо не получив ничего, кроме изобилия хрома.
На этом американцы зарабатывали много лет. Badge Engineered – это их все. Повесил новую мордочку – получил новый автомобиль. Счастливый, но недалекий клиент, радостно получил и радостно поехал. Готовы заплатить за шильдик 70 или 90 тысяч – это ваше полное право. Так же как из этого всего можно сделать вывод, что у нас, скорее всего, не важен автомобиль, а важен шильдик.
Слушатель прислал сообщение: «»Можно потрогать» – это еще одна причина того, почему виртуальные салоны никогда не заменят реальные». Наверное, так, но это ведь действительно вещь хорошая, я тоже езжу на автосалон именно для того, чтобы все потрогать, везде посидеть. Но я хочу сказать, что все больше и больше люблю общаться на автосалонах с людьми, которых иначе никаким образом нельзя. Попробуйте поймать инженера по какому-нибудь уникальному двигателю, типа SkyActiv. А на автосалоне он сидит себе в уголочке и даже рад, когда ты к нему приходишь, и есть о чем побеседовать. Для них ведь тоже какая-то свежая струя – приехать на автосалон. Согласен, но я боюсь, что все-таки к виртуальному мы придем.
«Что нового в области автомобилей», – пишет мне Виктор. Вы знаете, на западных салонах любят сделать зеленый зал. Вот у нас был такой же кусочек зала, где любой желающий мог прийти и проехаться на электромобилях, на гибридах, причем выбор был очень интересным – от Mitsubishi Outlander PHEV (гибрид) через Mitsubishi i-MiEv (чисто электрический), там же можно было и на Tesla покататься. Понятно, что не раскроешь для себя всю Tesla. Можно было проехать на американском электромотоцикле. Вполне себе серьезный мотоцикл, который развивает скорость 130 км/ч. Говорят, что можно даже 150 выжать. Хватает его на 100 с лишним км. Это вещь. Я уже не говорю о всяких мелких элетрокарах, велосипедах, скутерах.
Электротема на автосалоне была представлена, причем было интересно тем, что это можно попробовать. Это очень хорошо. У нас еще не очень развито нормальное отношение к гибридам, электромобилям. Ну, скептики у нас. Чего это я буду ездить на электромобиле, если я крутой парень, у меня Жигули до сих пор на году. Ну, не знаю. Я думаю, что через какое-то время многие свое отношение поменяют. Особенно благодаря московскому мэру и товарищу Ликсутову. Они все-таки будут скоро брать деньги за въезд в отдельные районы города. Наверное, и за выезд. Электромобилям уже сделано послабление, сейчас если гибридам сделают, то очень быстро часть москвичей пересядет на такие машины. Где-нибудь в Тамбове и Саратове за экологию не борются, потому там могут поездить на чем попало.
Борис пишет: «Largus – это новый автомобиль?». Нет, Борис, Ларгус – заслуженный автомобиль. В девичестве Logan MCV, и от этого не стал хуже. Даже при всем моем неуважении к Волжскому дважды автомобильному заводу, они не сумели до конца испортить Ларгус. Хотя совершенно неожиданно вылезают эффекты. Но меня порадовали тольяттинские руководители. Они наконец-то сказали, что для того, чтобы им делать программу, им нужно всего 30 тысяч человек. Недавно было 202 тысячи, потом 100, сейчас, по-моему, тысяч 70. Вы знаете, когда там будет 30 тысяч человек и будут собирать контрактные машины, а не изобретать очередные Жигули, тогда завод пойдет по правильному пути. Это очень правильно.
Из того, что я увидел на стенде Волжского автозавода, меня порадовал концепт XRay 2, сделанный на платформе Duster, использующий платформу В0. Да, это хороший путь, так же как и у Nissan Terrano. Но давайте повесим на Duster эмблему Лады. Он от этого хуже не станет. И, конечно, Lada Vesta. Мне, например, интересно, будет ли развиваться своя платформа, которая создана на Волжском автозаводе. Хотя то, что показали на стенде – чистый концепт, но ходят уже машины – ездовые прототипы. Там мне рассказывали, что задний мост, например, позаимствован у Megane. Ну, с двигателем все понятно. Сейчас идет контрактная сборка французских двигателей. Думаю, что на Vesta это все появится. Единственное, к чему надо быть готовым, глядя на этот автомобиль, понятно, что дешевого автомобиля из него не получится. Это будет дорогая машина.
Дешевые автомобили, наверное, останутся Datsun. Может, для внутреннего рынка сохранят и Гранту, хотя она мне совершенно непонятна. А по поводу Datsun – да, я охотно верю. Когда шел разговор, зачем нам покупать Datsun, как On-Do, так и Mi-Do, то мне объяснили, что это для тех, кто не хочет ездить на подержанной иномарке. Я с трудом понимаю снобизм человека, который переплатил 70 тысяч за Duster под названием Nissan, но человек, который переплатил за Гранту, лишь бы на ней только появился значок иномарки, мне непонятен еще больше. И убедить меня, что «вот, у нас побольше багажник»… Ну, не знаю, надо быть очень странным. Причем видно, что этот автомобиль – переросток. Ему вытянули багажник, чтобы сделать объем побольше, а заодно ему вытянули и мордочку, чтобы он хоть как-то был пропорционален.
Понравился ли мне такой автомобиль? Ну, если сравнивать с Калиной, то все-таки есть шаг вперед. Если посмотреть на это каким-то непредвзятым взглядом, то я не понимаю клиента этой машины. Потому, что есть неплохо сделанная Гранта. Если ее доводить до ума, использую хорошие комплектующие, заниматься качеством поставок автомобилей, заниматься сервисом, а не тем, что у нас иногда происходит, да и вообще любить клиента. Я ведь не против того, чтобы ВАЗ существовал. Но столько лет он хамил клиенту, в памяти недобрый директор Каданников, который гордо говорил: «Да за такие деньги скажите спасибо, что оно вообще ездит», – выпихивая за ворота завода полуфабрикаты.
Сейчас этот номер не проходит, поэтому надо заниматься не только производством автомобилем, но и уважением клиента нужно заслужить. А если этот Datsun будет ломаться с тем же успехом, как и Лада Гранта… Мне долго рассказывали, что наконец-то наладили электроусилители. Я думаю, что ни для кого не секрет, что там они клинили, причем я не понимаю, почему сначала клинили отечественные, а потом корейские. Что сейчас будет? Непонятно. Поверю, что искренне хотят.
Еще вопрос написали: «Что показали Renault? Есть ли замена Symbol?». Вы знаете, достойная замена Symbol – Logan. Особенно в его обновленной ипостаси. Настоящая премьера на автосалоне была – Sandero Stepway в новом виде. Но я столкнулся с одним очень интересным моментом. Я уже, поездив на Logan московской сборки, марокканской сборки, хочу еще посмотреть колумбийскую и индийскую… Ну, машина мировая, делается в разных странах.
Здесь же я увидел автомобили, скажем так, предсерийной тольяттинской сборки. Что мне не понравилось: когда я сел в машину, то вдруг неожиданно пахнуло знакомыми запахи. Я с интересом закрыл дверь, принюхался – и действительно пахнет. Но мне объяснили, что это не новые пластики пахнут, а это так готовили к выставке. Ну, к выставке и правда всегда готовят автомобили, их моют, чистят, трут, поэтому может быть так.
Renault показал машины, которые готовятся к производству на Волжском автомобильном заводе. Я очень внимательно посмотрел на машины. Могу сказать, что от уровня производства автомобилей в Румынии и Москве особых отличий не нашел. Что покажет эксплуатация? Не думаю, что Карлос Гон разрешит Бо Андерссону испортить достойный продукт. Что для меня было очень важно, нет ли рационализаторских предложений. Потому, что новый Logan уже вовсю выпускается на головном предприятии, поэтому я посмотрел, чем это все может закончиться. Вы знаете, что у нас любят упростить, улучшить и угробить. Слава богу, обошлось. Машина осталась такой же.
Sandero Stepway будет поинтереснее в новом кузове. Он совсем уж так грезит бездорожьем, хотя ничего под этим нет, но это машина, которую можно смело рекомендовать. Просто у меня складывается такое ощущение, что с появлением Datsun и других моделей Волжского завода, цена на семейство Logan будет повышаться. Это неизбежно. Как шоу-стоппер на стенде стоял замечательный гоночный автомобиль – Renault Megane Trophy. 500-сильный автомобиль, очень красивый. Ну, слава богу, с дизайном у Renault все в порядке. Увидеть эти автомобили в боевом виде можно будет в будущем году, когда приедет к нам погоняться серия Renault на Moscow Raceway, и там мы посмотрим, как это все выглядит живьем.
Еще вопрос есть: «А сколько стоил билет на этот салон?». Сергей, знаете, не могу сказать, сколько стоит билет на сам салон. Я был на пресс-днях. Понятно, что проходил по журналистской аккредитации. Не знаю, сколько стоит билет на салон, но тест-драйв бесплатный. Получив билет на салон, поездить на электромобиле можно бесплатно.
Пишут нам: «Есть ли тенденция на увеличение доли дизельных двигателей?». Вы знаете, как-то двояко подходят к этому производители. Кто-то смело выводит дизельные моторы, кто-то с большой осторожностью рассказывает, что им не очень подходит российское топливо, и не выводит вообще. В целом, считаю, что можно смело приобретать дизельный автомобиль. И сейчас, когда топливо прилично дорожает, те, кто покупает дизельную машину, особенно те, у кого большие пробеги… Потому, что если мы говорим вообще об экономии какой-то, то я понимаю, что можно говорить об экономии дизельного или бензинового автомобиля при пробеге не менее 30 тысяч в год. Потому, что во всех остальных случаях страховка будет стоить больше, чем разница топлива, чем разница в обслуживании. На машину среднего класса на сегодняшний день страховка стоит 60-70 тысяч. Я говорю о реальных страховках, которые можно все-таки как-то получить. Такой разницы нет. Каждый выбирает сам для себя. Если вы много передвигаетесь, то тогда можно думать.
«Есть ли новая Camry?», – написал мне слушатель. Конечно, есть! Показали новую Camry. Я спросил: «Есть?». Мне в ответ: «Да, вот стоит, смотрите». Я посмотрел, причем подошел к машине сзади. Я сказал, что это не новая, и меня попросили посмотреть спереди. Вы знаете, действительно – к Toyota Camry прилепили новый бампер. Здесь японцы, конечно, молодцы! Они все здорово придумали! Приклеил новый бампер на автомобиль, который так хорошо продается – и можно продолжать, назвав это обновлением, продавать ее дальше.
Я считаю, что автомобиль, который называется у нас Toyota Camry – это достойный автомобиль, лидер в своем классе. И те деньги, которые за него просят, считаю, что с новым бампером или старым, с новой решеткой – он все равно стоит. Ну, освежили внешний вид? Спасибо, можете еще продолжать оставлять его на конвейере, потому что хуже не будет, а потребителю радость – новая машина. Вот посмотрите, появляются новые машины, а в них сразу закладывают столько, что потребитель должен заплатить еще одну цену автомобиля.
Пошли вопросы интересные: «Что скажете про концепт-кар на базе Лады, который представили «бауманские» ребята?». Вы знаете, мне вообще понравились студенты. Понравились не только «бауманцы». Никто не спорит, что технический университет имени Баумана готовит высококлассных инженеров. Это инженерная элита страны. И никуда это не делось, это традиции. Они пережили революцию, пережили Советский союз, живут в современной России, но все равно там светлые головы, классные ребята и там делают интересные вещи. Те вещи, которые выплеснулись наружу, я увидел. Замечательный проект «Крым». Хороший автомобиль, его реально делать, он хорошо проработан. С точки зрения инжиниринга нет никаких вопросов. Причем это делают студенты.
Я еще видел ребят с Нижегородского технического университета. Они сделали Формулу-Студент. Вы знаете, ребята сами конструируют. Сами создают продукт, причем который участвует в международных соревнованиях. Мы мало об этом говорим, мы мало об этом знаем, но это ребята занятые делом.
Мой родной институт МАДИ показал потрясающие машины. Это глубокий тюнинг. За супер-инвалидку низкий поклон всему коллективу Московского автомобильно-дорожного, потому что подобную игрушку, просто не могу это по-другому назвать… (улыбается). Представьте себе, что инвалидка с двигателем сзади от ВАЗ-2108, с пневмоподвеской, то бишь с регулируемым клиренсом – это здорово. Сделана руками студентов, и как сделана! В настоящей инвалидке две детали – крышка багажника, которая впереди, и крышка капота. Все остальное – стилизовано, но сделано шикарно.
И есть руки, и самое главное, что есть головы, поэтому за студенчество я вообще спокоен. Жаль только, что непонятно то, где они потом все это будут применять. Но, как показывает опыт, а я сейчас вижу столько наших людей в разных больших мировых концернах, что за них совершенно не волнуюсь.
Пишет мне Игорь про Kia Mohave. Представлен большой автомобиль, причем корейцы тоже позиционируют его, как переход на следующий уровень, повышение качества, они заявляют, что стоят одной ногой премиум-классе. Ну, хорошо хоть одной ногой, но развитие у корейцев. Весь мир понял, что давайте расскажем, что мы вам сделаем лакшери-бренд, и за это возьмем с вас немного денег. «Кожей молодых баварских бычков обобьем сидения, которые стоят на стандартном автомобиле, но денег возьмем побольше». Хорошо это или плохо, обидно или нет – та же самая история. Готовы заплатить, значит, люди верят, что этот продукт лучше. Еще наш великий поэт Пушкин сказал, что сам обманываться рад. Обманывайте себя, может вам это доставит удовольствие.
Теперь пишет Татьяна о дизайне Renault. Вы знаете, дизайн у Renault хороший и очень стильный. Я вообще считаю, что из французов, на сегодняшний день, у Renault получаются наиболее стильные машины. Citroen, увлеченный линией DS, непонятно в какую сторону идет, и уже совершенно точно, что потерял в дизайне Peugeot.
Марианна прислала сообщение в эфир с подсказкой, что билет на автосалон стоит 800 рублей. Так что можете пройтись. Есть еще сообщение: «Выставлял ли НАМИ проект «Кортеж»? Нет, не выставлял, потому что «Кортеж» пока явно не для выставки. Там идет работа. Думаю, что когда машина будет уже иметь что-то ездовое, то вполне возможно.
Что было еще на салоне? Была часть экспозиций, о которых даже сказать нечего. Пишут еще: «Чем порадовала Mazda?». Они порадовали гоночным автомобилем для американских гонок. Кстати, очень интересно. Посмотрите, это та техника, которая очень редко приезжает к нам. Штучка для знатоков, которая не имеет никакого отношения к серийной продукции.
У Subaru были два интересных, но уже не новых концепта. Кстати, концептов было много, но за исключением Волжского автозавода никто реально концептуальных новых машин не показал. Ну, не было такого, что концепт создан специально для Московского автосалона. Нет, такого не было.
Зато было изобилие китайцев. И тех, что у нас уже представлены на рынке, и тех, кто только пробуют. Так сказать, одной ногой вступают в холодную воду. Куда идут китайцы? По-моему, они идут тем же путем, что и корейцы. Трудолюбия хватает, денег с избытком. Хотя тоже странные местами. Всем хочется чего-то быстро, а китайцы еще не совсем понимают, что мы хотим.
Вот есть неплохая марка Great Wall. Есть машины, которые можно рекомендовать к покупке, такие как внедорожники и пикапы. Я знаю, что был построен завод в Тяньцзине со сверхсовременным оборудованием, который стал делать современные кроссоверы. И вдруг я вижу, что на рынок выходят, как они позиционируют, люксовый суб-бренд Great Wall со странным для русского слуха названием Haval. Причем показывают машины очень интересные, с неплохим качеством изготовления, вполне себе размерные. Скажем, Haval H9 – машина размерностью Toyota Land Cruiser Prado.
Показывали и двигатели. Там рядная шестерка, трехлитровый мотор, с восьмиступенчатой коробкой передач от ZF, с раздаточным приводом, плоской цепью. То есть, все современные решения. Качество материалов? Даже подсветка приборов ушла далеко от голубой азиатчины. Причем ценовая политика вполне приемлема, потому что машина размером с Toyota Land Cruiser Prado, с таким трехлитровым мотором, будет стоить 2 миллиона. Зная современные цены, я скажу, что это немного. Китайцы остаются в своей нише.
Были представлены автомобили откровенно слабые. Такие как Haima, Brilliance. Эта попытка вывести поделки на наш рынок – ну, не знаю, не вызывают у меня ни уважения, ни желания поглубже ознакомиться с конструкцией. Скажем, когда я вижу Changan, когда вижу, кто им делает машины, когда там Андреас Запатинас служит главным дизайнером, когда студия итальянского дизайна, когда появляется CS75, когда появляется новый большой кроссовер CS95… Changan идет по правильному пути.
Вот смотрите, одна и та же фирма показывает нам кроссовер и седан с хетчбеком. Кроссовер у них – обаятельная машинка, которую я бы мог рекомендовать для покупки, но совершенно невразумительный седан. Тот же mi-Do с массой недостатков как по эргономике, так и по езде… Было и совсем непонятное мне чудовище под названием Raeton. Это вообще вчерашний дней даже для китайского автопрома.
Мне говорят, что в Китае непритязательный покупатель. Нет, я вам скажу, что в Китае притязательный покупатель. Китайский средний класс предпочитает купить тот же самый Changan, только Changan Ford, Ghangan Mazda или FAW-Volkswagen. Но эти машины они используют для внутреннего потребления. А нам они норовят привезти то, что было сделано ими самими.
При всем изобилии китайцев, я пока не вижу особых перспектив роста этих автомобилей на нашем рынке. В условиях жесткой конкуренции человек с небольшими деньгами, скорее, пойдет и купит проверенную конструкцию, которая ему знакома. Есть еще предвзятое мнение по поводу китайских автомобилей. Его, конечно, надо ломать, надо этим заниматься. А человек с большими деньгами тем более пойдет к другим марками, потому что там встает вопрос престижа. Ну, раз они есть, то можно это рассматривать.
Я советую тем, кто все-таки соберется пойти на автосалон, обязательно зайдите в 15-й зал, посмотрите на все это внимательно, посидите, хлопните дверцей. Вы знаете, у современного автомобиля очень легко многое определить. Потому, как умение сделать хорошую дверь, сделать так, чтобы она хорошо закрывалась, сделать эргономичную посадку – и можно даже не ездить. Если вы сядете и увидите плохую эргономику, кое-как хлопающую дверь с железным звуком.
Вот такой вот автомобиль V2 есть у FAW. Ну, ребята, я такой жестянки не видел – это ВАЗ-2101. По-моему, они, что V2, что V5 убрали с нашего рынка. Я с самого начала сказал, что это уже не достойно нашего рынка. У нас достаточно капризный покупатель. Он четко поделен на сектора, поэтому часть людей с твердым мнением, что лучше я куплю трехлетнюю иномарку, чем куплю нового китайца. А еще лучше – семилетний Mercedes. Ну, это право потребителя, я ничего не имею против. Хотя я просто говорю, как мыслят люди.
Сергей спрашивает меня, была ли Tesla. Да, была, причем в самом дорогом варианте – 85+. Народ с интересом ее рассматривал. Я как раз очень радуюсь, когда появляется Tesla. Мне нравится эта машина. Model X появится в этом году. Я думаю, что она будет представлена как серийная машина в Париже. В крайнем случае – в Детройте. Вообще Tesla стремительно наращивает темпы, что после Model X появится Model R, и это очень правильно. А вот маленькая, городская Tesla меня как-то засмущала.
Еще спрашивают, почему нет Volvo. Volvo буквально за день до открытия московского автосалона представляла новый ХС90. Ну, не разорваться же им, потому что у них это действительно огромная мировая премьера. Кстати, мне пришлось лететь на эту премьеру, я вернулся поздно ночью, а рано утром уже надо было быть на Московском салоне, так как в первый день пресс-день открывался в 7 утра.
В целом, на Московском салоне было все. Может быть, не удивило обилие мировых премьер, но все равно их при желании можно было насчитать аж целых девять. Может быть, был дефицит концепт-каров. Перспективных разработок было немного и это обстоятельство говорит о том, что московское мотор-шоу пока рановато ставить в один ряд с грандами вроде Парижа или Женевы. Ведь концепт-кары строят не только для привлечения публики за счет основной диковинки, но и для того, чтобы показать один из дизайнерских витков фирмы.
В итоге получается, что автосалон удался, и интересного на нем было много. Я там побывал сам, потому с радостью предлагаю вам сходить и приобщиться к этому большому празднику автомобилей. До свидания.
Отличный обзор!
А я вот автосалоном недоволен. В прошлый раз было лучше — далеко не во всех машинах можно посидеть, даже новый mondeo и focus приходится смотреть издалека, премиям типа Porsche и Bentley недоступен вовсе. Да и в выходной день очень много народа, в очередь встаешь, чтобы потрогать новый Cherokee. Гораздо проще интересующимся приехать к дилеру и поковыряться в спокойной остановке в автомобиле, а заодно и проехаться, пусть и 15 минут.
Не увидел ни полигона с покатушками на электромобилях, ни Tesla, ни Бауманцев, ни родных МАДИшников, ни формулу «Студент». Куда это засунули так и не разобрался. Попытаюсь в последние два дня прорваться и поискать все эти чудеса.
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.