Почему-то вдруг из АвтоВАЗа посыпались новости: одна удивительнее другой. При этом АвтоВАЗ порядка сорока лет прожил, стиснув зубы, без единой улыбки, без какого-либо информационного сопровождения своих действий, и таким общим собирательным лицом был больше всего похож на непримиримого бойца с империализмом. Вдруг ухмылка стала разжиматься, появились какие-то слова, тексты и пресс-релизы. За последнее время с приходом с Бо Андерссона стали поступать, как по конвейеру. С такой же периодичностью, как горячие пирожки и автомобили марки Lada.
Бо Андерссон
Если помните, по зиме, как только Бо Андерссон сел в свое кресло, вдруг, откуда ни возьмись, появился специальный отдел по работе с жалобами клиентов. АвтоВАЗ, которому всю жизнь было абсолютно наплевать, как к нему относятся, и репутации своей он не имел, утратив ее донельзя, вдруг стало интересно, какие у людей есть пожелания, обращения и на что они жалуются. Причем эта система имеет прямой вход, а также обобщает дилерскую статистику.
Это был первый шаг к Европе, который насторожил и даже где-то как-то порадовал, хотя целых два предыдущих директора по качеству должны были сделать, в принципе, все то же самое. Этот статистический итог их деятельности несколько противоречит заявлениям, благо оба директора отчитывались про невероятный рост качества. Причем всегда в каких-то кратных единицах: в 3 раза, в 10 раз возросло, улучшилось, сократилось. И вдруг – отдел по изучению и обобщению жалоб.
Любопытно, но дальше еще интереснее. Появилось сообщение о том, что теперь будут новые модели. Опять-таки, с совершенно невероятной скоростью и по европейскому лекалу, когда европейцы, благо они ребята достаточно примитивные, можно обмануть и, например, всунуть им недокроссовер, то есть, двухколесную машину, имитирующую какую-то псевдовнедорожность.
Бо Андерссон приготовил сразу три таких модели, которые заявлены на осень и уже вот-вот появятся, причем не одна из них не является новинкой. Это будет Granta Cross, Largus Cross и Lada 4х4, то есть Нива. Причем Нива назвали Urban, и народ сразу прозвал ее «чурбан». Есть два отличия этой Niva от предыдущей. Первое в том, что наконец-то у нее поменяли задний дворник, который появился более-менее оптимальной формы (он не торчковый, а слегка набок), а второе: из раздатки убрали «понижайку». Просто взяли и упростили конструкцию, и машина стала действительно «чурбан», потому что на бездорожье на ней соваться не надо, она просто-напросто полноприводный автомобиль, не имеющий своего внедорожного потенциала.
Хорошо, предположим, что это еще три модели. Была заявлена Lada Vesta. Вот-вот она появится. Причем она как-то стремительно из ниоткуда появилась, потому что Шмелев, в свою бытность главным конструктором, написал очень серьезное письмо не только Комарову, но и Путину о том, что переход на платформу B0 и на патентованную сборку чужого приведет к потере компетенции. Единственной компетенции в стране, где еще можно было сделать машину под ключ с нуля.
То есть все разработки закончились и больше АвтоВАЗ ни над чем своим не работает, и в этот момент вдруг новая модель, которая придет на смену Priora. Причем придет она вот-вот, родилась она из ниоткуда, появилась она внезапно и полностью готовой к производству. Отправилась она на ижевскую площадку, где и канула. Нет ее. Вот она туда не дошла. Ее туда отправили и сказали: «До встречи, дорогая». А дорогая не получилась.
Вслед за этой новостью пришла еще одна удивительная о том, что Lada Priora будет жить вечно. Ее сейчас в 125-й раз модернизируют. Благо, это замечательная машина, и поэтому она-то уж точно остается на конвейере, но получит несколько опций. Сюда же в стык новость о предзаказе, как в Европе. Получается АвтоВАЗ идет вообще-то логичным европейским маршрутом, он интересуется точкой зрения клиентов, собирает машины только те, которые нужны клиенту, расширяет модельный ряд, модернизирует старое, оснащая новыми дополнительными параметрами. Красивая картинка. Любопытно.
Потом появляется Шмелев, который кладет на стол заявление. Причем в этот момент он уже в ранге вице-президента. Когда несколько лет тому назад, в 2009 году, он написал письмо Путину, то достаточно толковый Комаров вместо того, чтобы пинком под зад его вышвырнуть за коллаборационизм и предательство, повысил его до разряда вице-президента. Правда, это вице-президент хоть по технике и развитию, но, тем не менее, не главный конструктор. Конечно, портфель вице-президента – шикарный, но только полномочия уж больно размытые.
Lada 4×4 Urban
Тем не менее, Шмелев это старая гвардия. Это тот самый человек, который нес в себе определенную культуру АвтоВАЗа, если по отношению к АвтоВАЗу вообще уместно слово культура. Он сейчас уходит, и делает это именно потому, что в действительности задача Бо Андерссона осталась прежней – никакой Европы не будет. Все эти сказки про расширения модельного ряда, про то, что Priora получит какие-то опции, — это все лукавства.
Потому, что в действительности у Бо Андерссона стоит задача сократить издержки. Добиться от поставщиков комплектующих снижения затрат, чтобы, по большому счету, делать то же самое, только лучше и дешевле. И задача вообще – чисто финансовая. Перед Бо Андерссоном стоит финансовая задача сделать предприятие, как можно более прибыльным. Бизнес-показатели важнее стратегического планирования. Хотя стратегия была определена, и она в том, чтобы не делать свое, а делать чужое.
Шмелев как раз против этого и выступил, а после чего положил заявление на стол, и послесловием ко всему этому вороху новостей с АвтоВАЗа пошли пояснения. В основном, инсайдерские, суть которых сводится к тому, что АвтоВАЗ возвращается на свои прежние рельсы – не будет никакой Европы. Задача АвтоВАЗа изначально, когда он был запущен в 1970 году, состояла в том, что локализовать пару моделей, и гнать максимальную прибыль.
Когда ты ставишь на конвейер ботинок один, у тебя есть подметка, кусок кожи, шнурки, каблук и стелька. И все – один фасон на протяжении 10, 20, 30, 40 лет… Зато прибыльно. Потому, что у тебя нет затрат на разработку, а есть только затраты на поддержание производственного уровня. АвтоВАЗ именно для этого и был сделан. Для того, чтобы не выпускать много моделей, а для того, чтобы зажаться и держаться на двух-трех моделях ровно до тех пор, пока есть спрос. Причем государство этот спрос обеспечивало.
Сейчас, когда пришел Бо Андерссон и стал позиционировать предприятие, как европейское, – все это для отвода глаз. Оно как было нашим, советским, так советским и остается. При том, что, конечно, руководство у него поменялось. И поэтому не будет никаких всерьез новых моделей. Будут старые.
Вот то, что есть, то и будет ровно до тех пор, пока мы это покупаем. До тех пор, пока мы терпим Priora; до тех пор, пока мы считаем, что Granta – новая машина; до тех пор, пока нам можно наврать, что Datsun – ни в коем случае не Granta, а настоящая японская машина с настоящим японским качеством без единой японской детали. Вот до тех пор АвтоВАЗ будет себя чувствовать более-менее стабильно.
Правда, здесь есть разногласия. Карлос Гон гордится тем, что у него крупная производственная площадка в управлении. И на сегодняшний день АвтоВАЗ может сделать 500 тысяч, а это полмиллиона, автомобилей. Полмиллиона Жигулей, которые никому не нужны. И он хочет миллион! Карлос Гон по-прежнему гонит план, а Бо Андерссон прекрасно понимает, что миллион не продаст. Он действительно может произвести, но кому это нужно?
Lada Largus Cross
Именно поэтому появился предзаказ. Это единственная здравая идея, как так же не реализуема, как и все остальные здравые идеи, но, по крайней мере, это попытка сделать товар востребованным и производить хоть то, что кому-то нужно. Естественно, предзаказ будут делать дилеры, причем неуполномоченные клиентом. Предзаказ будет совершенно стандартной отпиской дилера. Дилер станет заполнять этот листочек, и будет писать: «Дайте мне 20 машин зеленого цвета с гидроусилителем, 35 машин синего цвета с электрозамками…». Будем считать, что это тот самый предзаказ. «А я уж как-нибудь разберусь там по старинке, я так всегда жил и так работаю, потому бегать за каждым клиентом я не собираюсь. Если что, то пошли вы все в баню». Конечно, да, этот момент остается.
Помимо всего прочего, уход Шмелева обнаружил довольно интересное информационное сообщение о том, что на АвтоВАЗе была внедрена система цифрового проектирования. И сейчас, когда Бо Андерссон вводит карательные меры по борьбе с качеством, то есть, нет качества – нет премии, как раз старики и Шмелев, в том числе, печалятся по этому поводу. Поскольку говорят, что наконец-то сейчас от французов получили способ по-новому работать.
А что такое вот это цифровое проектирование? Что это за технология? Это тот самый PLM, который «технология жизненного цикла изделия», которая и позволяет ставить в производство сырые модели. А это какие? Как раз те, которые не прошли полного цикла испытаний. Это Granta Cross, Largus Cross, вот это именно они. Сделаны по методике цифрового проектирования PLM.
И именно для этого Бо Андерссон сделал отдел по приему жалоб населения, потому что будет, как в Европе. Сырая модификация быстро кидается на конвейер, чтобы на нее, как на новинку, набросились и купили, а всю ее сырость дилер будет сопровождать перечнем жалоб, которые он отправляет Бо Андерссону. Там будут обобщать то, что не доделали, исправлять. И вот таким образом, на самом деле, каверзная Европа возвращает нас в Азию.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) АСЛАНЯНОМ СЕРГЕЕМ СТЕПАНОВИЧЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ (УЧРЕДИТЕЛЕМ, ЧЛЕНОМ, УЧАСТНИКОМ, РУКОВОДИТЕЛЕМ ИЛИ ЛИЦОМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ОРГАНА ЛИЦ, УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 9 ФЗ «О КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ»), ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ. Сергей Асланян - автоэксперт
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.