Вы не поверите, но в моем детстве (году в 1970 и чуть ранее) доллар стоил всего 60 копеек, но полагался он не каждому, а только самым достойным из достойных гражданам. Попытка купить валюту (хотя бы с рук) вступала в противоречие со ст.88 УК РСФСР и гарантировала маленькое наказание – от трех лет до расстрела…
Вот в те времена мы с приятелями однажды забрели в комиссионный магазин на Комсомольском проспекте. А там продавали такое!!! В СССР в комиссионные магазины самые достойные из достойных граждане сдавали излишки привезенного ими из заграницы барахла для перепродажи менее достойным гражданам, то есть тем, кто не имел доступа к загранице. Цены были «социально приемлемые», например, за цену нескольких трёхкомнатных московских квартир можно было купить американскую кассетную автомагнитолу, но не в формате компакт-кассет, а на удивительных однокатушечных кассетах, почти неизвестных в Советском Союзе.
Автомагнитола, а в особенности кассета, производили неизгладимое впечатление. Глубина детского потрясения немного сказалась на детской психике и, как ни странно, сформировала любовь к необычным техническим штучкам. Естественно, тогда автомобиля не было не только у меня, но и у пап-мам-дедушек-бабушек и вообще ни у кого из родственников, но неординарная конструкция крепко запала в мою память – представьте себе пленочную кассету с одной единственной катушкой внутри, с которой пленка сматывается и на неё же наматывается в одно и тоже время. Придумать такое человек в здравом уме точно не может….
Приведу фотографию внутреннего устройства той самой древней кассеты:
Прошли годы, СССР не стало, а интернет изобрели и тут однажды я наткнулся на какой-то «вражеский» электронный аукцион и увидел, что там продают те самые магнитолы из 1960-х. Неожиданно для самого себя я решил вспомнить детство и испытав немного ностальгии, приложил усилия да и купил сразу два подобных аппарата. Так я осуществил свою детскую мечту, став обладателем автомагнитол полувековой давности. Но не хранить же мечту в шкафу… Но и в современные машины ставить их бессмысленно. И я купил Москвич-2140SL. Хотя эта машина не совсем ровесник магнитоле, но тоже древняя, всеми забытая и воспринимается, как сопоставимая по возрасту. Установка подобной магнитолы в такой автомобиль отлично завершит реставрацию, конечно же не автомобиля, а самой магнитолы. В советское время импортная техника была чрезвычайной редкостью и стоила немалых денег, так что данный аппарат позволит стилизовать Москвич под личную машину крупного советского начальника, имевшего доступ к загранице.
Приведу фотки внешнего вида моих приобретений с небольшими комментариями:
Автомагнитола начала 1960-х годов. Предназначена для подвешивания под «торпеду» – врезание магнитол в саму «торпеду» тогда еще не сформировалось как стандарт.
Неординарное техническое решение – шкала приемника откидная, она одновременно является крышкой кассетного отсека. При фотографировании пришла помощь в лице котёнка Кошмарика, контролирующего все процессы в доме на правах главного хозяина.
А эта магнитола посвежее, из 1970-х. Сборка уже не родная американская, а японская. Сейчас об этом мало кто помнит, но в те годы символом качества была надпись Made in USA, а не Made in Japan… Но тогда японцы не халтурили как сейчас. Данный аппарат уже можно вставить в «торпеду», его размеры мало отличаются от современного формата «1-DIN», пилить торпеду придется не сильно.
У данного девайса шкала приемника тоже совмещена с крышкой кассетного отсека…..
Сравнение размеров древней магнитолы с современной…
А это та же магнитола, но со вставленной кассетой.
Реставрация магнитол оказалась несложна – подшипники были смазаны свежим маслом, царапины были заполированы, поиск проблем в электронной части кончился неудачей – проблем вообще нет….
Вскрытие показало – в механизме надо сменить смазку (что и было сделано). Схема еще на натуральных радиодеталях и настоящих проводах – теперь так не делают….
Раньше японцы в конструкторы не лезли, подшипники железные на пластиковые еще не меняли, при пайке олова не экономили и вслед за американцами держали качество на должном уровне.
Покопался в закромах и нашел кое-какие приборчики. С их помощью обследовал электронные системы – проблем не нашел….
Испытав мои ретромагнитолы, убедился – работают отлично. Звук лучше, чем у всяких уважаемых современных аппаратов «Мистери», «Пролоджи», «ВВК»……
Слева вверху горит лампочка «ST» – это индикатор настройки на станцию ведущую стереопередачу. В то время стереосигнал в эфире был не у всех.
PS. Несколько «продвинутых» специалистов мне сказали, что Американские магнитолы из-за разности в частотных сетках работать у нас не будут. Не верьте! Эти магнитолы аналоговые и настраиваются ручкой – как «дошел до ручки» такая и сетка получится….
История вопроса и краткое описание конструкции:
Первоначально этот формат кассет был придуман для профессиональных радиостанций. Представьте несчастного ведущего прямого эфира, которому надо говорить что-то умное и одновременно включать рекламные ролики. На обыкновенных магнитофонах после каждого проигрывания пленку необходимо перемотать назад и еще выставить точно на начало записи, а копаться в катушках и одновременно внятно излагать мысли может не каждый. Это была проблема – компьютеров еще не придумали и тыкнуть «мышкой» в нужный аудиофайл было невозможно. В 1952 году изобретатель по фамилии Мюнц предложил решение проблемы – магнитофон с кассетами (картриджами). Носителем информации в них был кусок магнитной пленки желаемой длины, склеенной в «бесконечное кольцо». За счет особого профиля центра катушки пленку можно было вытащить из центра рулона без риска порвать. Пройдя по звукоснимающим головкам и прочим частям лентопротяжного механизма, пленка опять наматывалась на этот же рулон. За счет разницы в диаметре внешней и внутренней частей рулона пленка при намотке немного проскальзывала, чем достигалось необходимое для работы натяжение ленты – просто и гениально. Кроме того наличие всего одной катушки вместо двух позволяло сделать конструкцию вдвое компактней. Концы пленки в тех кассетах склеивались металлизированным скотчем и он же был меткой для «датчика положения» – приехала пленка в начало и стоп, ждет нужных указаний чисто автоматически. В кассете было четыре дорожки и на каждую из них можно было записать что угодно, например рекламный ролик или позывные радиостанции. Радиоведущему оставалось только нажать кнопку и аппарат сразу играл что надо. Далее кассета сама докручивалась до «начала» и останавливалась в ожидании дальнейших указаний. А еще кассеты можно было мгновенно поменять – вынул-вставил и готово…..
Господин А.А.Пикуленко сообщал, что автомобильные проигрыватели граммофонных пластинок появились в 1936 году. Сам их не видел, но думаю, что подобное чудо было малопригодным для практического пользования – граммофонный диск хрупок, громоздок, звучит недолго и каждые две-три минуты его надо менять без отрыва от руления.
В 1950-е годы происходило мощное развитие радиотехники – и телевизоры стали цветными, и радиовещание стало стереофоническим. Как бы там ни было, к концу 1950-х автолюбителям одного радиоприемника уже не хватало. Тут и начались попытки встроить магнитофон в автомобиль – это лучше, чем граммофон, но большое время звучания требовало магнитофона с большими катушками, да и менять катушки на ходу тяжко. Решение предложил малоизвестный у нас изобретатель – Уильям Лир, тот самый, который в 1920-м году спроектировал первый в мире автомобильный приемник названный «Моторола» – даже фирма производившая его, в честь того приемника сама позже переименовалась в «Мотороллу». Лир предложил в качестве автомобильного магнитофона аппараты на кассетах. Взяв за основу кассеты Мюнца 1952 года, Лир их усовершенствовал, сделав восьмидорожечными, что позволило сохранить четыре дорожки, как на кассетах Мюнца, но уже в «стерео» звуке. Алгоритм воспроизведения стал такой – после проигрывания первой дорожки (то есть всей длины пленки) аппарат автоматически переключался на вторую и играл ее, после чего играл третью и четвертую дорожки, после чего снова переходил на первую и так до бесконечности. Было предусмотрено и принудительное переключение на следующую дорожку нажатием кнопки – что в движении очень удобно:
Слева вверху включена лампочка «4» – это индикатор проигрывания четвертой дорожки на кассете. Нажатие на ручку громкости вовнутрь переключит дорожку на следующую.
Автомагнитолы на таких кассетах производились в основном в США с 1964 года до конца 1970-х. Кассеты производились подольше – по моим данным последняя такая кассета была продана в 1982 году, уже после изобретения компакт-кассеты (которая была у всех) и CD-диска.
Жалко, что данный формат звукозаписи ушел, передав эстафету более дешевым, но худшим по качеству звука компакт-кассетам. Как это ни печально, но прогресс пошел не по пути улучшения, а по пути удешевления…
Для справки приведу некоторые советские цены в конце 1960-х, начале 1970-х годов:
– трехкомнатная квартира на окраине Москвы, возле деревни Коньково – 2200 рублей;
– автомобиль Запорожец – 3500 рублей;
– автомобиль Москвич-412 – 4500 рублей;
– музыкальный виниловый диск с советской эстрадой – 1 рубль 60 копеек (диск с речами Брежнева стоил дешевле);
– простейший проигрыватель виниловых дисков – 30 рублей;
– мужской костюм (отечественный) – от 60 до 250 рублей;
– брюки мужские отвратительного покроя из ткани хуже половой тряпки – 5 рублей 50 копеек;
– пальто мужское (страшное) – примерно от 60 рублей;
– маленький батон белого хлеба – 7 копеек;
– нормальный батон («Нарезной») – 13 копеек;
– батон черного хлеба (квадратный) – 18 копеек;
– булочка типа «Рогалик» (если кто помнит) – 3 (три) копейки;
– бутылка водки, что попроще – 3 рубля 62 копейки, водка «Экстра» – аж 4 рубля 12 копеек!
– пол-литровый пакет молока (что в виде треугольной пирамидки) – 15 копеек;
– звонок по телефону-автомату (уличный таксофон) – 2 копейки;
– стакан газировки без сиропа – 1 копейка, с сиропом – 3 копейки;
– мороженое типа шербет в бумажном стаканчике – 6 копеек, пломбир в вафельном стакане и с кремовой «розочкой» – 19 копеек;
– сигареты считавшиеся приличными (Ява) – 30 копеек, а неприличные (Дымок) – 7 копеек за пачку (сам не курю и цен на сигареты и папиросы средних ценовых категорий не помню);
– билет в кино – 10 копеек детский и 25 – 30 копеек взрослый;
– билет на трамвай – 3 копейки, билет на троллейбус – 4 копейки, автобус и метро стоили по 5 копеек, такси – 10 копеек километр плюс 10 копеек «за посадку»;
– цветной телевизор (советский) – 650 или 750 рублей (в зависимости от диагонали), а импортный телевизор в том комиссионном магазине 10000 (десять тысяч рублей);
– японский магнитофон в той же комиссионке – от 3500 до 7000 рублей (в зависимости от модели);
– видеомагнитофон (опять же в комиссионке) – от 7000 рублей;
– та самая автомагнитола, о которой я рассказываю – 10000 (десять тысяч рублей);
– зарплата инженера – 120 рублей минус 13% подоходного налога и еще 6% налог «за бездетность» с тех, кто алиментов не платит (от 25%)…..
Президент Российской Академии Художеств, основатель и директор ММОМА Зураб Церетели предоставил для проекта специальное исполнение… Read More
Exlantix ES дебютировал на Пекинском международном автосалоне 2024 года как четырехдверное электрическое купе, предназначенное для… Read More
Дизельная версия рамного внедорожника Read More
Exeed объявляет о начале продаж нового среднеразмерного кроссовера TXL Автомобиль доступен в четырех версиях: Business,… Read More
Во время международного автосалона в Пекине Chery планирует представить робота Mornine Read More
Прямая скидка увеличена до 250 000 рублей, а общая выгода может достигать до 470 000… Read More
Комментарии
крутая штука
Рад Андрей, что Вам понравилось.
Это чудо будет поставлено в специальной машине, рассчитанной если не для поездок в прошлое, то для передачи духа той эпохи.....
Подход вызывает уважение. Душевно!
А за найденные девайсы и отчёт — отдельное спасибо.