Рубрики Экипаж

День рождения у крупнейшего в мире завода грузовиков

В СССР было две задачи – простоять до подхода основных сил и даль ответ супостату. Этим жила страна, дифференцируя исполнение от большого к малому, от самого верха на уровне партии и правительства, через промежуточные слои исполнения в виде Госплана и министерств, распространяя обязательствами на заводы, фабрики, колхозы и совхозы и плавно спуская вниз, весомо озадачивая всех, то есть население.

International COF-220

Новый автомобильный завод в Набережных Челнах строили методом трудовых подвигов под красными знаменами обеих задач: продержаться и дать. Чтобы дать ответ супостату, замахнулись на зарубежные аналоги и прямо на кульмане их превзошли. Отвечал за техническую сторону завод ЗИЛ. Он, вообще-то, и не собирался делиться с новым предприятием задумками и степенно делал для себя новое семейство ЗИЛ-170/175. Чтобы опередить супостата и выиграть в соперничестве с лучшими зарубежными образцами, ЗИЛ взял за основу International COF-220. Мы так всегда делаем: берем вчерашнее для борьбы завтра. Когда машина стала превращаться в ходовой прототип, обретать черты и демонстрировать жизнеспособность, ее отобрали и отдали в Н.Челны, получив КАМАЗ-5320.

Чем страшнее становятся будни, тем чаще проводятся праздники. Поэтому каждый день у нас в стране что-нибудь отмечается. 16 февраля 1976 года – день рождения КАМАЗа. Дата некруглая. 38 лет тому назад первый автомобиль новой марки сошел с конвейера. С небольшой поправкой на нормальное обстоятельство, что в условиях могучего производства первый день – это парадная дата, назначенная для галочки, чтобы начальники перерезали ленточку, а журналисты написали о свершениях. Опередив в этот день империалистов, завод взялся за решение второй главной задачи – держаться до подхода основных сил.

В этом смысле КАМАЗ был точной идейной калькой любого иного предприятия страны и копией ВАЗа. Оба завода создавались под ограниченный модельный ряд, оба завода должны были опираться на собственных смежников, оба завода обязаны окупиться и приносить прибыль, избегая смены модельного ряда и модернизации. Точно так же фабрика Скороход с 1942 года шила сапоги, не меняя технологии, поставщиков и модель, сохранив ее на 60 лет, до перехода армии на «берцы». Поэтому держаться предстояло долго, десятилетия, избегая перемен и выполняя план.

Related Post

Продержаться удалось. СССР умер раньше завода, поставленная им задача была выполнена. Когда два года тому назад (15.02.2012) предприятие собрало на конвейере (опять начальники, ленточки, пресса, праздник) двухмиллионный КАМАЗ-6522, он мало чем отличался от самого первого грузовика 36-летней давности. Разницу смаковали только специалисты, а обыватели вообще порадовались, что это все та же привычная машина. Зато завод окупился за первые восемь лет и всё остальное время приносил только прибыль, с перерывом на один пожар и пару чуть не случившихся банкротств.

Гордость охватывает за крепкое предприятие. Крупнейший в мире завод грузовиков. Два миллиона машин. Производственная и технологическая стабильность. Иностранцы завидуют: им не дано оставлять на конвейере машину так долго, приходится суетиться, обновляться, модернизироваться и за попытку продавать в наши дни автомобиль разработки конца 60х годов прошлого века им не только руки оторвут, но еще и заставят съесть инженерные дипломы. Не умеют они держаться до подхода основных сил.

А мы смогли! Продержались. Основные силы подоспели вовремя. Немецкие. Все 38 лет КАМАЗ стоял насмерть для того, чтобы сдаться немцам. (ВАЗ сдался французам, ГАЗ немцам, американцам и чехам, а вот АЗЛК не дотянул). Сейчас на КАМАЗ потихоньку вползает Mercedes. К 40-летию предприятия они заставят нас сменить невыносимую кабину на немецкую от модели Axor, двигатель OM 457 LA, коробку ZF, мосты Daimler.

Все, что произошло с отечественным легковым производством, хоть и болезненно, но не так уж важно и носит вкусовой оттенок «нравится – не нравится», а вот грузовики, это серьезно. Нам на них воевать. До подхода основных сил. Немецких?

Сергей Асланян

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) АСЛАНЯНОМ СЕРГЕЕМ СТЕПАНОВИЧЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ (УЧРЕДИТЕЛЕМ, ЧЛЕНОМ, УЧАСТНИКОМ, РУКОВОДИТЕЛЕМ ИЛИ ЛИЦОМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ОРГАНА ЛИЦ, УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 9 ФЗ «О КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ»), ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ. Сергей Асланян - автоэксперт

Share
Метки MercedesКАМАЗ

Недавнее:

Hongqi представляет свой специальный проект «Шелковый путь» на выставке «Солнечный сад» в ММОМА

Президент Российской Академии Художеств, основатель и директор ММОМА Зураб Церетели предоставил для проекта специальное исполнение… Read More

20 часов назад

Exlantix ES дебютировал на Пекинском автосалоне

Exlantix ES дебютировал на Пекинском международном автосалоне 2024 года как четырехдверное электрическое купе, предназначенное для… Read More

2 дня назад

Exeed представляет новый кроссовер TXL

Exeed объявляет о начале продаж нового среднеразмерного кроссовера TXL Автомобиль доступен в четырех версиях: Business,… Read More

3 дня назад

Робот Mornine: от консультанта до повара

Во время международного автосалона в Пекине Chery планирует представить робота Mornine Read More

4 дня назад

Faw/Bestune предлагает уникальные условия на покупку Bestune B70

Прямая скидка увеличена до 250 000 рублей, а общая выгода может достигать до 470 000… Read More

5 дней назад