День рождения у крупнейшего в мире завода грузовиков

День рождения у крупнейшего в мире завода грузовиков
17 февраля 19:22 2014

В СССР было две задачи – простоять до подхода основных сил и даль ответ супостату. Этим жила страна, дифференцируя исполнение от большого к малому, от самого верха на уровне партии и правительства, через промежуточные слои исполнения в виде Госплана и министерств, распространяя обязательствами на заводы, фабрики, колхозы и совхозы и плавно спуская вниз, весомо озадачивая всех, то есть население.

International COF-220

International COF-220

Новый автомобильный завод в Набережных Челнах строили методом трудовых подвигов под красными знаменами обеих задач: продержаться и дать. Чтобы дать ответ супостату, замахнулись на зарубежные аналоги и прямо на кульмане их превзошли. Отвечал за техническую сторону завод ЗИЛ. Он, вообще-то, и не собирался делиться с новым предприятием задумками и степенно делал для себя новое семейство ЗИЛ-170/175. Чтобы опередить супостата и выиграть в соперничестве с лучшими зарубежными образцами, ЗИЛ взял за основу International COF-220. Мы так всегда делаем: берем вчерашнее для борьбы завтра. Когда машина стала превращаться в ходовой прототип, обретать черты и демонстрировать жизнеспособность, ее отобрали и отдали в Н.Челны, получив КАМАЗ-5320.

Чем страшнее становятся будни, тем чаще проводятся праздники. Поэтому каждый день у нас в стране что-нибудь отмечается. 16 февраля 1976 года – день рождения КАМАЗа. Дата некруглая. 38 лет тому назад первый автомобиль новой марки сошел с конвейера. С небольшой поправкой на нормальное обстоятельство, что в условиях могучего производства первый день – это парадная дата, назначенная для галочки, чтобы начальники перерезали ленточку, а журналисты написали о свершениях. Опередив в этот день империалистов, завод взялся за решение второй главной задачи – держаться до подхода основных сил.

В этом смысле КАМАЗ был точной идейной калькой любого иного предприятия страны и копией ВАЗа. Оба завода создавались под ограниченный модельный ряд, оба завода должны были опираться на собственных смежников, оба завода обязаны окупиться и приносить прибыль, избегая смены модельного ряда и модернизации. Точно так же фабрика Скороход с 1942 года шила сапоги, не меняя технологии, поставщиков и модель, сохранив ее на 60 лет, до перехода армии на «берцы». Поэтому держаться предстояло долго, десятилетия, избегая перемен и выполняя план.

Продержаться удалось. СССР умер раньше завода, поставленная им задача была выполнена. Когда два года тому назад (15.02.2012) предприятие собрало на конвейере (опять начальники, ленточки, пресса, праздник) двухмиллионный КАМАЗ-6522, он мало чем отличался от самого первого грузовика 36-летней давности. Разницу смаковали только специалисты, а обыватели вообще порадовались, что это все та же привычная машина. Зато завод окупился за первые восемь лет и всё остальное время приносил только прибыль, с перерывом на один пожар и пару чуть не случившихся банкротств.

Гордость охватывает за крепкое предприятие. Крупнейший в мире завод грузовиков. Два миллиона машин. Производственная и технологическая стабильность. Иностранцы завидуют: им не дано оставлять на конвейере машину так долго, приходится суетиться, обновляться, модернизироваться и за попытку продавать в наши дни автомобиль разработки конца 60х годов прошлого века им не только руки оторвут, но еще и заставят съесть инженерные дипломы. Не умеют они держаться до подхода основных сил.

А мы смогли! Продержались. Основные силы подоспели вовремя. Немецкие. Все 38 лет КАМАЗ стоял насмерть для того, чтобы сдаться немцам. (ВАЗ сдался французам, ГАЗ немцам, американцам и чехам, а вот АЗЛК не дотянул). Сейчас на КАМАЗ потихоньку вползает Mercedes. К 40-летию предприятия они заставят нас сменить невыносимую кабину на немецкую от модели Axor, двигатель OM 457 LA, коробку ZF, мосты Daimler.

Все, что произошло с отечественным легковым производством, хоть и болезненно, но не так уж важно и носит вкусовой оттенок «нравится – не нравится», а вот грузовики, это серьезно. Нам на них воевать. До подхода основных сил. Немецких?

  Article "tagged" as:
  Categories:
Сергей Асланян
Сергей Асланян

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) АСЛАНЯНОМ СЕРГЕЕМ СТЕПАНОВИЧЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ (УЧРЕДИТЕЛЕМ, ЧЛЕНОМ, УЧАСТНИКОМ, РУКОВОДИТЕЛЕМ ИЛИ ЛИЦОМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ОРГАНА ЛИЦ, УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 9 ФЗ «О КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ»), ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ. Сергей Асланян - автоэксперт

Больше статей
Напишите комментарий

0 Комментариев

Еще нет комментариев

You can be the one to start a conversation.

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.