Снегоход Тайга – вариация Ski Doo от Bombardier
1 553

Снегоход Тайга – вариация Ski Doo от Bombardier
Январь 29 14:00 2015

Алексей Нарышкин: Доброе утро.

Александр Пикуленко: Мы всё говорим про автомобили. А я хочу вам рассказать про снегоходы. Вы когда-нибудь ездили на снегоходе?

Алексей Соломин: Никогда в жизни. Я даже не знаю, как он работает.

А. Пикуленко: Во-первых, снегоход ездит на гусеницах, как трактор. У некоторых одна, у некоторых две. Впереди лыжи, сзади гусеницы. Как правило, двигатели двухтактные и четырёхтактные. И вариатор – нет механических коробок.

А. Соломин: Что это такое?

А. Пикуленко:

Вариатор – это бесступенчатая передача крутящего момента от двигателя к ведущей оси, две тарелочки складываются или разжимаются.

Ремешок падает или на меньшее передаточное отношение или на большее. Всё контролируется ручкой газа и прекрасно работает. Где-то в конце семидесятых я столкнулся с советским снегоходом «Буран».

Буран

У нас в семидесятых годах была большая кампания, когда оборонка решила повернуться лицом к народу. У нас тогда появились стиральные машины Вятка-автомат, видеомагнитофон Электроника. И в это же время появился снегоход. Это была инициатива Красного директора большого Рыбинского моторостроительного завода. Мотор, как вы понимаете, был тогда как почтовый ящик. Хотя в основе этого мотора стоял завод «Русский Рено» замечательного человека Лебедева. Он там хотел выпускать автомобиль Лебедь-1, но потом большевики это всё передали в пользу авиации. И вот, заполучив на какой-то выставке снегоход Ski Doo канадской фирмы Bombardier, превратили его в наш «Буран». Его слизали с большой точностью. Единственное, что не смогли, – сделать качественный ремень вариатора. Это была страшно дефицитная запчасть. Её массово воровали с завода в Рыбинске, меняли на всякие хорошие вещи. Но, в целом, этот снегоход ездил. И неплохо. Дымил, но тогда он был нормальный.

А. Соломин: Я сейчас вижу чёрно-белую фотографию «Бурана». Он немного на танк похож.

А. Пикуленко: Но тогда ничего другого не было. И это был классный механизм, кстати дорогой.

А. Нарышкин: А я посмотрел нынешнюю цену. 203 тысячи.

А. Пикуленко: Прошло сорок с лишним лет. И тут я неожиданно для себя с дальнейшим развитием снегоходной техники из Рыбинска. Это, кстати, тоже заимствованная конструкция. Сорок лет назад мы заимствовали стиральную машину у итальянцев, видеомагнитофон – у голландцев, снегоход – у канадцев. вот так у нас выглядит импортозамещение.

Уже есть современная машина, называется «Тайга». Это всё тот же Ski Doo от Bombardier, но уже с 80-сильным четырёхтактный двигателем Weber.

Тайга

Машина тяжёлая – весит 300 с лишним килограммов. Сварена на совесть. Всё-таки оборонный завод должен делать надёжную технику. Поэтому вся металлическая часть этого снегохода массивная. Сиденьице из нашего доброго кондового кожзаменителя. Кстати, очень скользкое. Как был на «Буране» – так и тут. Зато все пластиковые детали сделаны прилично. Это тяжёлый вездеход с одной гусеницей сзади по центру. Причём гусеница широкая, 60 сантиметров. То есть это машина, которая может идти по рыхлому снегу. Сейчас много прогулочных снегоходов, на которых народ носится, скачет. А это больше рабочая лошадка. Но «Буран» работал на всём, начиная от бензина А72. На севере, говорят, в него лили что попало, даже газовый конденсат.

А. Нарышкин: А на водке может?

А. Пикуленко: Не знаю, вряд ли. Мы экспериментировали – на виски запускался. Новая «Тайга Барс» – машина дорогая. Она стоит четыреста с лишним тысяч. За современную технику приходится платить. Но он хорош, мне понравился. Таким вездеходом управлять очень легко. У тебя есть ручка газа, просто нажимаешь-отпускаешь и едешь. Тормоза нет, так как в гусеничной технике тормозить особо не надо.

Снегоход Тайга Барс

А. Нарышкин: А почему не надо? Инерции никакой нет?

А. Пикуленко: Отпусти газ – и он сразу затормозит. Хотя разгоняется до 100 километров в час. Но это уже, конечно, красивая надпись, потому что сто километров для такой машинки – нет. Для меня это оказалось интересным знакомством, потому что на Рыбинском заводе делают не прогулочные игрушки, но и дают тяжёлому снегоходу современное развитие.

Кстати, снегоход – техника внедорожная, поэтому на дорогах общего пользования на нём появляться нельзя.

А. Соломин: Это запрещено или невозможно физически?

А. Пикуленко: Запрещено.

А. Соломин: Я просто плохо себе представляю. У нас же не везде снег лежит ровным слоем. Приходится и овраги пересекать. Как там себя снегоход ведёт?

А. Пикуленко: Ведёт он себя хорошо. Он достаточно цеплючий, может идти по снегу, по льду. Некоторые сумасшедшие пытаются даже по воде, но на скоростных. Широкая лыжа позволяет ему идти по подмёрзшему болоту, по достаточно тонкому льду. Он действительно вездеход. Но на дороги общего пользования ему нельзя. ГАИ тебя сразу отловит и накажет, потому что даже права у тебя должна быть соответствующие.

 Снегоходы на льду

А. Нарышкин: А права должны быть?

А. Пикуленко: А как же! Он должен быть зарегистрирован, и на него нужно получить удостоверение тракториста-машиниста категории A1. Раньше, по-моему, был машинист третьего класса, а сейчас категории A1.

А. Нарышкин: Но ведь трактор имеет право выезжать на дорогу.

А. Пикуленко: А снегоходы и квадроциклы не могут. Они должны ездить там, где нет дороги. Потому что это специальная внедорожная техника, непредназначенная для дорог общего пользования. Он мешает движению, потому что не так управляется. Да и вообще, ему там нечего делать. Ведь к чему приведёт появление на дороге карьерного самосвала грузоподъёмностью 200 тонн? Поэтому есть техника дорожная и внедорожная. Снегоход – это техника внедорожная, но очень нужная. Если подходить к этому с головой, то очень интересно. Ты можешь никуда не торопиться, ехать спокойно по абсолютно заснеженному лесу, спускаться вниз, подниматься вверх. Тебе открываются виды, которые из окна автомобиля не увидишь. Причём ты должен быть и одет соответствующим образом.

А. Соломин: Это хорошо, например, для Якутии.

А. Пикуленко: Там снегоход – это просто рабочая лошадка. Как только они эти снегоходы не используют! Они уезжают на охоту, добывают лося и везут его за снегоходом. То есть он там ходит с большим перегрузом. Это только такая техника как «Буран» выдерживает.

А. Соломин: А летом всю эту красивую технику использовать нельзя.

А. Пикуленко: Летом ты свою технику приводишь в порядок. Это время как раз для того, чтобы его помыть, почистить и законсервировать до следующей зимы. А на такой случай можно использовать квадроцикл. Очень хорошая техника. О ней мы поговорим летом.

 

  Article "tagged" as:
  Категории:
Александр Пикуленко
Александр Пикуленко

Больше статей
write a comment

0 Comments

No Comments Yet!

You can be the one to start a conversation.

Only registered users can comment.