24 часа Ле-Мана. Воскресенье, 20 сентября 2020 года. На часах 14:07. Заводской пилот Лоран Вантор заезжает на своем Porsche 911 RSR на пит-стоп. Последний раз механики команды Manthey заливают бензин в бак 515-сильного болида со стартовым номером 92. Они в очередной раз протирают стекла и меняют бутылочку с водой для пилота. Через несколько секунд автомобиль опускается, его шестицилиндровый оппозитный двигатель снова оживает, и под его грозный рык болид выезжает с пит-лейна. Вантор снова возвращается на кольцевую трассу длиной 13,626 км. Полный газ на вираже Dunlop, затем динамичный проезд по поребрикам в следующих поворотах, максимальное ускорение в Tertre Rouge перед первой шиканой, а затем жесткое торможение. И так снова и снова. В ходе 24 часов Ле-Мана Porsche 911 RSR подвергается невероятным нагрузкам.
В Ле-Мане за рулем автомобиля друг друга сменяют три пилота, а вот автомобиль должен в одиночестве выдержать самую сложную марафонскую гонку мира. В ходе напряженного состязания люди и прежде всего машины доходят до самых пределов возможного.
«Разумеется, наш Porsche 911 RSR рассчитан на это – мы разрабатывали его для экстремальных условий гонок на длинные дистанции, – разъясняет Александр Штелиг, менеджер команды в FIA WEC. – Компоненты автомобиля проектируются и тщательно тестируются с учетом этих требований. Мы проводим многочисленные испытания на стендах, проверяем все в ходе многочисленных тестовых поездок. В теории 24-часовая гонка не должна создавать никаких проблем. Но на практике все выглядит несколько иначе». «Наши автомобили на протяжении всей дистанции должны выполнить около 20 000 переключений передач, – описывает ситуацию Ромен Жинест, главный инженер в команде Porsche GT. – Не следует забывать, что речь идет не только о гонке. Коробка передач должна безупречно работать также в ходе всех тренировок и квалификации». В отличие от прошлых лет, когда все команды использовали пятницу для установки полностью нового привода, с 2018 года компоненты остаются в автомобиле в течение всей гоночной недели. «Для нас это был важный момент, – говорит Александр Штелиг. – Мы всегда должны принимать во внимание нагрузку, выпадающую на команду. Мы меняем детали после предварительного теста и оставляем их в автомобиле до самого конца. Это позволяет нашим механикам в пятницу сосредоточиться на самом важном, чтобы наилучшим образом сделать свою работу в ходе длинной гонки. Этот подход себя оправдал. Многие другие команды поступают таким же образом».
«Разумеется, наш Porsche 911 RSR рассчитан на это – мы разрабатывали его для экстремальных условий гонок на длинные дистанции, – разъясняет Александр Штелиг, менеджер команды в FIA WEC. – Компоненты автомобиля проектируются и тщательно тестируются с учетом этих требований. Мы проводим многочисленные испытания на стендах, проверяем все в ходе многочисленных тестовых поездок. В теории 24-часовая гонка не должна создавать никаких проблем. Но на практике все выглядит несколько иначе».
«Наши автомобили на протяжении всей дистанции должны выполнить около 20 000 переключений передач, – описывает ситуацию Ромен Жинест, главный инженер в команде Porsche GT. – Не следует забывать, что речь идет не только о гонке. Коробка передач должна безупречно работать также в ходе всех тренировок и квалификации». В отличие от прошлых лет, когда все команды использовали пятницу для установки полностью нового привода, с 2018 года компоненты остаются в автомобиле в течение всей гоночной недели. «Для нас это был важный момент, – говорит Александр Штелиг. – Мы всегда должны принимать во внимание нагрузку, выпадающую на команду. Мы меняем детали после предварительного теста и оставляем их в автомобиле до самого конца. Это позволяет нашим механикам в пятницу сосредоточиться на самом важном, чтобы наилучшим образом сделать свою работу в ходе длинной гонки. Этот подход себя оправдал. Многие другие команды поступают таким же образом».
Для коробки передач Porsche 911 RSR это означает, что она должна выполнить почти 7000 переключений – всегда быстро и безупречно. Процесс переключения передач занимает у секвентальной шестиступенчатой коробки передач «девятьсот одиннадцатого» всего 15 миллисекунд. Высокий крутящий момент оппозитного двигателя с рабочим объемом 4,2 литра уверенно тянет вперед гоночный автомобиль из Вайссаха практически без разрывов в потоке мощности. В нынешнем 911 RSR – в отличие от предшественника – используется не пневматическая система переключения передач, а электромеханическая.
«Она работает точнее и прежде всего быстрее», – объясняет Александр Штелиг. «В этом отношении мы действительно очень, очень хороши», – улыбается Ромен Жинест: каждый из около 28 миллионов циклов зажигания шестицилиндрового агрегата во время 24-часовой гонки должен быть преобразован в максимальную тягу.
Тот, кто позднее тормозит, имеет большее преимущество в скорости. Этим подходом руководствовались в Porsche при разработке тормозной системы Porsche 911 RSR. В Ле-Мане ей приходится основательно вступать в дело на 13 участках каждого круга. Перед крутыми поворотами – например, перед обеими шиканами на знаменитой прямой Hunaudières или перед виражом Mulsanne – пилоты выполняют жесткие торможения. В общей сложности в ходе гонки они изо всех сил давят на левую педаль около 4000 раз. Температура колодок и стальных тормозных дисков в эти мгновения быстро вырастает до 400 градусов Цельсия. Но мощная система охлаждения всего за несколько метров снова возвращает температуру к нормальному уровню.
«На 24-часовой гонке тормоза действительно работают на пределе. Системы сейчас настолько хороши, что мы обходимся в Ле-Мане всего одной процедурой обслуживания», – подчеркивает Александр Штелиг. Опытный инженер хочет избежать любых потенциальных рисков: «Чтобы быть уверенными на все сто процентов, мы меняем тормоза по крайней мере на передней оси. Это занимает у нас меньше минуты, потому что все детали собраны заранее. Мы можем сделать это, например, пока на трассе находится автомобиль безопасности, без какого либо ущерба нашей позиции в гонке».
Испытанию на прочность подвергается не только шестицилиндровый двигатель 911 RSR, мощность которого ограничена требованиями регламента (Balance of Performance) на уровне 515 л.с. В течение 24 часов Ле-Мана амортизаторы автомобиля принимают на себя многочисленные мощные удары, которые они должны выдержать без повреждений. Вся подвеска должна безболезненно сопротивляться тысячам сотрясений на неровностях покрытия трассы.
«20 раз на круге при проезде поребриков происходит полное сжатие системы. И столько же раз амортизаторы срабатывают на отбой. В общей сложности в ходе всей гонки система амортизаторов принимает на себя почти 7000 ударов», – приводит Ромен Жинест новые впечатляющие цифры.
Часть возникающих горизонтальных сил поглощают шины Michelin. В преимущественно сухих условиях напряженной 24-часовой гонки разрешается использовать только 60 шин. По завершении этого жесткого марафона, если все компоненты отработают как надо, настанет время заслуженной награды – большой вечеринки в Ле-Мане.
C 2014 года amsrus.ru
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.