Игорь Латкин. Повелитель Льда

Игорь Латкин. Повелитель Льда
05 мая 10:53 2021

Байкал – самое древнее озеро мира, возраст которого насчитывает около 30 миллионов лет, расположилось в центральной Азии и граничит с Иркутской областью и республикой Бурятия.

Часто Байкал называют морем за его размеры и неспокойный нрав. При этом различают Малое и Большое море. Малое море – это то, что расположено между северным побережьем острова Ольхон и материком, а все остальное – Большое море.

Зимний Байкал называют самым большим катком в мире. Зимой это огромное озеро, по площади сравнимое с Бельгией, замерзает целиком — кроме того небольшого участка, где из него вытекает река Ангара. Лёд на Байкале настолько прочный, что по нему спокойно ездят внедорожники, а в 1904 году даже ходил поезд по специально проложенной зимней железной дороге.

Казалось бы, это идеально место для круглогодичного туризма. Однако, прохладное и короткое лето не способствовали возникновению интенсивного туристического потока, а длинная зима по сути была мертвым сезоном. Настолько, что даже немногочисленные отели и рестораны были закрыты на зиму. Все изменилось около 10 лет назад, когда благодаря энтузиазму местных жителей и стечению обстоятельств зимний сезон на Байкале неожиданно привлек корпоративных клиентов, а потом и массового туриста.

Игорь Латкин

Одним из энтузиастов, который положили дорогу для остальных, стал Игорь Латкин, житель Иркутска, который с самого детства увлекался спортом, потом стал автомобильным энтузиастом и в итоге превратил свою страсть в профессию.  В детстве Игорь увлекался легкой атлетикой и лыжами. Позднее увлекся горным велосипедом, стал участвовать в соревнования и вышел на уровень кандидата в мастера спорта. Потом пришла очередь велотриала, где он стабильно выступал в пятерке лучших на чемпионате Сибири и Дальнего Востока.

Жизнь в окрестностях Иркутска, где родился Игорь, сама по себе полна экстрима. Байкал под боком, до Монголии рукой подать и  практически полное отсутствие дорог на сотни километров вокруг. Логичным продолжением экстремального пути стала покупка своего первого автомобиля в 2008 году. Им, как не сложно догадаться, стал Toyota Land Cruiser 60, который Игорь доработал и даже поучаствовал в нескольких соревнования.

В последствии в качестве экспедиционной машины был выбран Land Cruiser 105, который Игорь тоже построил под себя. Еще одним автомобилем для спорта стал доработанный Suzuki Jimny, на котором он участвует в региональных соревнованиях, что принесло несколько призовых мест.

Однако, в итоге основным призванием Игоря стала организация заездов по льду озера, сопровождение, техническая поддержка мероприятий и постройка внедорожников, которые для этого подходят. Разумеется, учитывая специфику региона. Ведь до ближайшего сервиса может быть несколько сотен километров, поэтому нужно было уметь строить не только надежную, но и ремонтопригодную технику, которую можно починить с помощью подручных инструментов и нецензурной брани.

Когда первым корпоративным клиентам пришла идея провести мероприятия на Байкале, то логично, что позвали Игоря. Он выступал один из соорганизаторов и гидов для мероприятия компании Bosch. Дальше больше. Один из этапов «Экспедиции» Мурманск-Владивосток проходил по льду Байкала, гонка на скорость «Байкальская миля», мотосоревнования «Байкальский разлом». И пошло поехало…гонки, тест-драйвы, презентации с участием знаменитостей, а следом и массовый турист потянулся.

Первый лед формируется в декабре — в Малом Море. К февралю он уже достаточно крепок, чтобы по нему можно было ездить на машинах. Толщина льда на озере около 1 метра, а в заливах 1.5-2. Ровно в этот момент начинается зимний автомобильный сезон. Минимальная программа это 3-4 дня в окрестностях Байкала. Обычно группа движется в сторону Малого моря, проезд через Тажеранские степи – это уникальный реликтовый природный комплекс на территории Иркутской области,занимает территорию от реки Анга на юге, до пролива Ольхонские Ворота на севере, располагаясь между берегом озера Байкал на востоке и Приморским хребтом на западе.

По пути масса пещер, где каждый год лед замерзает по-разному, мраморные пещеры, где в советские времена добывали мрамор и многое другое. Особенно привлекательными для туристов стали байкальские пузырьки, которые возникают в процессе замерзания поднимающегося метана. Байкал прекрасен своей уединенностью и дикой природой, которой не коснулась цивилизация. Чистота и прозрачность льда обусловлена особенностями климата и самого озера, а его толщина достигает 2 метров. Небольшое количество снега, которое там выпадает, сдувается и зашлифовывает лёд до зеркального блеска.

Помимо этого, встретишь ледовые гроты и наплески — небольшие пещеры и прибрежные скалы с тысячами причудливых сосулек. А торосы (глыбы льда, образующиеся в результате давления и трещин) идеально дополняют образ. Дорог мало, а на бóльшую часть береговой линии попасть можно только по льду. И если дороги мы строить не научились, то придется строить автомобили для преодоления бездорожья.

Частью профессии Игоря стала подготовка автомобилей к путешествиям по льду с упором на надежность, т. е. живучесть в экстремальных условиях. Во все узлы подвески залито трансмиссионное масло, чтобы не допускает попадания воды и упрощает ремонт. В качестве рулевого демпфера используется компоненты фирмы ARB, которая на практике доказала, что может служит дольше остальных (более 3 лет). Применяются специальные рычаги (клюшки) для изменения угла кастора.

Кастомные пружины, амортизаторы фирмы OME, нитрочарджер выдерживает до -45 градусов по цельсию. Тяги проварены и усилены уголками, чтобы не гнулись при езде по ледяным торосам. Резина только нешипованная, которая хорошо едет по льду. Отдельное внимание уделено свету, т. к. в условиях плохой видимости можно легко провалиться под лед. Лебедка с тяговым усилием 12 Тон поможет в тяжелых условиях, особенно в лесу.

Холод, пожалуй основная проблема зимнего сезона на Байкале. Моторный отсек традиционно утепляется в зимний сезон. Для подогрева дизельного топлива используется теплообменник, который отлично себя показал. Решение показало свою эффективность, что даже один из официальных дилеров Тойоты в Иркутске начал применять такое решение на автомобилях туристов, пересекающих регион в зимний сезон.

Еще одним сибирским лайфхаком стали прозрачные топливные фильтры, которые показывает состояние топлива до основного фильтра и после него. Таким образом можно сразу понять, удастся завестись или нет. Дополнительный электрокотел на случай если вебасто не запустится. Салонный фен для прогрева воздуха. Стекла заклеиваются утеплителем, чтобы можно было спать внутри.

Дополнительное запасное колеса подвешивается на «калитке» на двери багажника (итого запасок две), дополнительные свет на крыше. В дорогу обязательно две радиостанции для связи с другими экипажами: одна CB, а другая профессиональная для связи с МЧС. Топор и лопата для выживания в лесу. Пешня для строительства мостов и проходов сквозь ледяные торосы.

К сожалению, в последнее время государство обратило свой взгляд на зимний туризм. Казалось бы, ну и хорошо, а нет. Все путешественники в одночасье стали нарушителями, а все модернизированные машины в соответствии с новым техническим регламентом в одночасье стали вне закона. И даже если все или почти все можно легализовать, то с колесами промашка вышла. Их узаконить почти невозможно, но и без них никак нельзя. Вот и получается, что любая инициатива наказуема. Впрочем, стоит ли этому удивляться.

Основным отличием байкальского туристического сервиса от других популярных направления является то, что каждый житель или сотрудник туристической компании сделает все возможное, чтобы турист вернулся на Байкал, а возвращаться есть ради чего. Хотя бы ради того, чтобы еще раз его увидеть, ведь Байкал каждый год разный.

 

 

AMSRUS
AMSRUS

C 2014 года www.amsrus.ru

Больше статей
Напишите комментарий

0 Комментариев

Еще нет комментариев

You can be the one to start a conversation.

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.