Рубрики НовостиСпорт

Laurin & Klement SLAVIA B: спортивная история Škoda началась 120 лет назад на гонке Париж – Берлин

Вторая по счету модель мотоцикла марки Laurin & Klement, получившая название SLAVIA B, сыграла особую роль в истории компании

С ее появления в 1901 году на гонке Париж-Берлин началось участие предприятия из Млада-Болеслава в различных международных спортивных соревнованиях. Заводской пилот Нарцис Подседничек (Narcis Podsedníček) не просто финишировал в этом сложнейшем для того времени состязании, что уже было бы достижением, но и с первой попытки вошел в историю. Он приехал в Берлин настолько рано, что никого из официальных лиц, способных засвидетельствовать приезд, на месте не оказалось, а потому победа чешского гонщика не получила официального признания, хотя сомнению и не подлежит.

Когда храбрость и бесстрашие сочетаются с небольшой долей безумия, рождаются легендарные успехи. Особенно это справедливо для авто- и мотоспорта начала прошлого века. В то время одержимые новыми рекордами гонщики непрестанно расширяли границы возможного, вдохновляясь техническим прогрессом и веря в его всесилие.

Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент, основавшие в 1895 году фабрику по производству велосипедов в городе Млада-Болеслав в чешском регионе Богемия, были в числе визионеров своего времени. Компания быстро набирала обороты: всего лишь год спустя она выпускала на рынок пять различных моделей велосипедов под брендом SLAVIA. Помимо создания качественных и доступных велосипедов, Лаурин и Клемент также страстно
увлекались гонками.

Всего четыре года спустя, 18 ноября 1899 года, молодой бренд представил два мотоцикла – модели SLAVIA A и SLAVIA B. Чтобы улучшить управляемость и устойчивость двухколесных машин, двигатель разместили в нижней части рамы, а ведущим колесом сделали заднее.

Сегодня такая компоновка является стандартом, но в те годы детище талантливого инженера Вацлава Лаурина стало сенсацией. У французского образца, послужившего отправной точкой, мотор находился на руле, а привод был передним.

Немалую роль в стремительном развитии предприятия сыграл и предпринимательский талант Вацлава Клемента: бывший книготорговец смог получить много заказов в своей стране и одновременно сделал бренд Laurin & Klement узнаваемым на многих важных и индустриально развитых рынках, таких как Германия и Великобритания. А успехи в гонках на большую дистанцию привлекли к компании внимание прессы и клиентов по всему миру.

Нарцис Подседничек – первый заводской гонщик производителя из Млада-Болеслава

В 1901 году «двухколесные транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания» из Млада-Болеслава дебютировали на крупнейшей гонке того времени – заезде из Парижа в Берлин. Маршрут длиной 1 196 км через Аахен и Ганновер был труднейшим испытанием как для людей, так и для техники. Заводской гонщик Laurin & Klement Нарцис Подседничек стартовал в этой трехдневной гонке среди 10 экипажей в классе двух- и трехколесных транспортных средств. К тому времени Нарцис уже построил успешную карьеру в компании. Благодаря своим навыкам и трудолюбию он быстро продвинулся по служебной лестнице от мастера по изготовлению инструментов до торгового представителя. Позже, на пике своей карьеры, Подседничек стал управляющим производства.

Маршрут гонки в основном пролегал по грунтовым дорогам и булыжным мостовым, причем на пути – примета времени – попадалось множество гвоздей для подков, из-за которых часто случались проколы шин. Чешский гонщик держал в голове это коварное обстоятельство и придумал накануне старта интересное решение: в колеса, между шиной и камерой, он подложил простеганную ткань, что существенно, как подтвердилось на практике, повысило живучесть резины.

Related Post

И хотя перед стартом гонки Подседничек считался аутсайдером, именно он на мотоцикле Laurin & Klement первым добрался до финиша в Берлине. Его победа стала для всех сюрпризом, так как никто не ожидал, что он пересечет линию финиша в три часа утра. Пост хронометрирования был закрыт, и вообще никого из организаторов гонки на месте не оказалось. Город спал.

Прибытие Подседничека в Берлин подтвердили местные полицейские – он сам к ним обратился, перед тем, как пойти в гостиницу поспать с дороги, однако организаторы гонки не приняли во внимание свидетельство сотрудников правоохранительных органов и присудили победу четырем французам на трициклах De Dion-Bouton, в то время как Подседничеку осталось довольствоваться лишь моральной победой.

О невероятной сложности той гонки говорят следующие цифры: на маршруте произошло 57 аварий, 28 человек погибли. Из 110 экипажей лишь 48 смогли добраться до финишной черты.

И тем не менее, благодаря личному достижению Подседничека и ходовым качествам мотоциклов Laurin & Klement на чешский бренд обратили внимание в разных странах мира. В 1905 году компания выпустила свой первый автомобиль. Это стало для Laurin & Klement пропуском в успешное будущее и в мир авто- и мотоспорта.

Мотоцикл Laurin & Klement SLAVIA Type B

Компания Laurin & Klement начала выпуск мотоциклов SLAVIA B в 1899 году. В ноябре того же года две модели, SLAVIA A и SLAVIA B, дебютировали на велосипедном гоночном треке в Праге-Бубны.

Мотоцикл с индексом B (Type B) – тот самый, на которой неформально выиграл гонку Париж-Берлин Нарцис Подседничек – оснащался одноцилиндровым двигателем воздушного охлаждения объемом 240 см 3 , который развивал 1,75 л.с. и позволял разгоняться до 40 км/ч. Как было принято в то время, у мотоцикла не было коробки передач и сцепления. Двигатель приводил заднее колесо в движение напрямую посредством плоского кожаного ремня. Для запуска двигателя водитель использовал педали велосипедного типа. К 1904 году компания Laurin & Klement выпустила 540 мотоциклов SLAVIA B.

В 1956 году эта историческая модель Laurin & Klement была удостоена особой чести: ее сняли в фильме «Винтажный автомобиль» (Dědeček Automobil) об «автомобильном веке». Сюжет картины был основан на одноименной книге Адольфа Бранальда.

AMSRUS

C 2014 года amsrus.ru

Share
Автор
Метки Skoda

Недавнее:

Hongqi представляет свой специальный проект «Шелковый путь» на выставке «Солнечный сад» в ММОМА

Президент Российской Академии Художеств, основатель и директор ММОМА Зураб Церетели предоставил для проекта специальное исполнение… Read More

20 часов назад

Exlantix ES дебютировал на Пекинском автосалоне

Exlantix ES дебютировал на Пекинском международном автосалоне 2024 года как четырехдверное электрическое купе, предназначенное для… Read More

2 дня назад

Exeed представляет новый кроссовер TXL

Exeed объявляет о начале продаж нового среднеразмерного кроссовера TXL Автомобиль доступен в четырех версиях: Business,… Read More

3 дня назад

Робот Mornine: от консультанта до повара

Во время международного автосалона в Пекине Chery планирует представить робота Mornine Read More

4 дня назад

Faw/Bestune предлагает уникальные условия на покупку Bestune B70

Прямая скидка увеличена до 250 000 рублей, а общая выгода может достигать до 470 000… Read More

5 дней назад