Сегодня компания является одним из самых старейших автопроизводителей в мире. История ее международного успеха началась незадолго до Рождества 1895 года, когда Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент основали в городе Млада-Болеслав мастерскую по ремонту и изготовлению велосипедов. Позже они также начали разрабатывать и выпускать мотоциклы и автомобили. С 1925 года компания работает под брендом ŠKODA.
Ровно 125 лет назад, в канун Рождества 1895 года, механик Вацлав Лаурин и продавец книг Вацлав Клемент заложили фундамент будущей компании ŠKODA AUTO. Двух основателей объединило общее увлечение велоспортом. Они хотели предложить своим клиентам велосипеды лучшего качества по доступной цене. Помимо самих основателей, в небольшой мастерской работали три человека. Всего через год компания предлагала уже пять моделей велосипедов с патриотичный названием SLAVIA (славянская Чехия входила тогда в состав Австро-Венгрии), а штат предприятия насчитывал уже 21 сотрудника. Вскоре модельный ряд стал включать детские и женские велосипеды, тандемные модели и двухколесные велосипеды с цепным приводом или карданным валом, а также трехколесные для перевозки грузов или пассажиров.
Отцы-основатели компании Лаурин и Клемент не остановились на велосипедах, продолжая качественное развитие бренда. Так, 18 ноября 1899 года они представили публике два первых мотоцикла L&K: модели SLAVIA A и B. В инновационных новинках двигатель был установлен в нижней части рамы, что обеспечивало более простое управление и устойчивость на ходу. Такая компоновка стала мировым стандартом для всех производителей, и до сих пор считается примером инженерного мастерства Вацлава Лаурина. Для лучшего понимания сути инновации: мотоцикл из Франции, взятый в качестве отправной точки, имел передний привод и двигатель на руле.
Своим стремительный ростом компания обязана дальновидности и предпринимательскому таланту Вацлава Клемента. Он добивался получения крупных заказов как на внутреннем рынке, так и на зарубежных, включая такие развитые страны, как Германия и Великобритания. Превосходное качество мотоциклов из Млада-Болеслава также подтверждалось в многочисленных соревнованиях. 1196-километровая гонка из Парижа в Берлин 1901 года, которую с огромным преимуществом выиграл Нарцис Подседничек (Narcis Podsedníček), вошла в историю: чех приехал на место раньше, чем на финише появились судьи и хронометристы – никто просто не ожидал такой скорости прохождения дистанции. Помимо этого, важной вехой мотоциклетной эры марки стала победа модели L&K CCR в неофициальном чемпионате мира по мотогонкам в городе Дурдан недалеко от Парижа 25 июня 1905 года.
К концу 1905 года компания из Млада-Болеслава представила свой первый автомобиль – Laurin & Klement Voiturette A. Легкая и маневренная модель из Богемии оснащалась двухцилиндровым двигателем объемом 1 л и разгонялась до 40 км/ч. Менее чем через год автомобильное портфолио чешского бренда состояло уже из целого ряда моделей с двух- и четырехцилиндровыми двигателями. Продукция компании стала еще более престижной после того, как в 1907 году L&K первыми в Европе выпустили автомобиль с восьмицилиндровым двигателем – модель Type FF. Успехом также пользовались выпускаемые компанией из города Млада-Болеслав коммерческие и гоночные автомобили. К началу Первой мировой войны L&K была крупнейшим автопроизводителем Австро-Венгрии и экспортировала свою продукцию в десятки стран на всех континентах.
Спустя три десятилетия с момента основания компании в 1925 году Laurin & Klement объединяется с сильным стратегическим партнером – машиностроительной группой Škoda из Пльзени. Выгодное для обеих сторон слияние стало основой будущего развития, а крылатая стрела на логотипе с тех пор символизировала скорость и прогресс. Вскоре была модернизирована автомобильная фабрика в Млада-Болеславе. Запуск нового поколения автомобилей также считается важной вехой в истории компании: успех моделей POPULAR, RAPID, FAVORIT и SUPERB с 1936 года обеспечил бренду лидерство в своей стране – позиция, которую ŠKODA сохраняет по сей день. Надежность автомобилей из Млада-Болеслава продемонстрировали множество автопробегов и экспедиций того времени по Европе, Азии, Африки и Америке.
После Второй мировой войны компания была национализирована, но ŠKODA продолжала развиваться и выпускать конкурентоспособную продукцию даже в условиях плановой экономики. Заводы в Квасинах и Врхлаби получили дополнительные мощности, и компания продолжила самостоятельно разрабатывать новые модели. Первая OCTAVIA, вышедшая в 1959 году и ставшая впоследствии легендарной, и элегантный кабриолет FELICIA продемонстрировали инженерный потенциал чешского бренда. В марте 1964 года в Млада-Болеславе открылся новый главный завод компании, что позволило значительно увеличить выпуск автомобилей. Уже в том же году дебютировала модель ŠKODA 1000 MB – новый седан с заднемоторной компоновкой, который считался одним из самых совершенных с технической точки зрения автомобилей в мире с двигателем объемом 1 л. Легендарное спортивное купе ŠKODA 110 R, появившееся в 1970 году, обозначило еще один важный этап развития. Построенная в 1975 году на его базе ŠKODA 130 R стала одной из самых успешных раллийных машин своего класса и получила прозвище «ВосточныйPorsche».
Непосредственно перед эпохой больших политических перемен в стране и всем социалистическом блоке компания представила в 1987 году модель ŠKODAFAVORIT. Новый хэтчбек, облик которого разрабатывался в итальянской дизайн-студии Bertone, имел современную компоновку с поперечно установленным спереди двигателем и приводом на передние колеса. Отчасти этот успешный автомобиль и стал поводом для покупки ŠKODA AUTO крупнейшим в Европе автопроизводителем. 16 апреля 1991 года ŠKODA стала четвертым брендом в составе Volkswagen Group. Как и в 1925 году, привлечение сильного стратегического партнера позволило компании продолжить свой динамичный рост. Благодаря сотрудничеству с немецким концерном, чешскому бренду удалось улучшить качество своей продукции, расширить модельный ряд автомобилями более высокого класса и, в долгосрочной перспективе, завоевать новые привлекательные сегменты рынка, включая SUV.
Представив в 2019 году plug—in гибридную модификацию SUPERB iV и полностью электрическую модель CITIGOe iV, ŠKODA вошла в эру электромобилей. В 2020 году чешский бренд провел премьеру ENYAQ iV – своего первого полностью электрического SUV, базирующегося на модульной платформе MEB концерна Volkswagen Group. Помимо трех заводов в Чехии, ŠKODA AUTO производит автомобили в Китае, России, Индии, Словакии и Украине, а также представлена более чем в 100 странах. Внутри Volkswagen Group ŠKODA управляет деятельностью концерна в России, Индии и Северной Африке. В рамках своей стратегии развития до 2025 года ŠKODA AUTO активно трансформируется из классического производителя автомобилей в компанию Simply Clever, предоставляющую лучшие решения для индивидуальной мобильности. Так, чешский бренд и по сей день следует курсу, заложенному его отцами-основателями Лаурином и Клементом 125 лет назад.
C 2014 года amsrus.ru
А теперь компанию давно выкупил VAG и штампует модели VW под другими названиями, типа марка Шкода 🙂
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.