Техническое развитие в автоспорте: рулевое колесо

Техническое развитие в автоспорте: рулевое колесо
03 апреля 10:11 2020

Автогонки экстра-класса как стимул для развития техники – именно этим правилом на протяжении многих десятилетий руководствуется Porsche, принимая активное участие в мировых гоночных сериях

«Экстремальные нагрузки в гонках позволяют выявить слабые места и тем самым заставляют специалистов искать новые, более эффективные решения» – сказал Фердинанд «Фери» Порше, который в 1948 году разработал легендарный 356 № 1 Roadster и заложил основы марки Porsche.

Этим принципом до сих пор руководствуются инженеры из Вайссаха. Острая борьба в ходе гонок заставляет находить решения, которые позднее используются при разработке серийных автомобилей.

Вряд ли найдется какая-нибудь другая деталь, которая подвергалась в автоспорте таким частым усовершенствованиям, как рулевое колесо. На первых гоночных автомобилях из Штутгарта в середине прошлого века устанавливались стандартные рулевые колеса от серийных моделей. Даже у легенды Ле-Мана, Porsche 917, на руле не было никаких органов управления или индикаторов. «Серьезные разработки в этом направлении – в это просто трудно поверить – начались только в 2000 году. С тех пор произошли огромные изменения, которые теперь заметны каждому», – разъясняет Паскаль Цурлинден, директор автоспортивной программы Porsche. Всего за 20 лет обтянутое кожей рулевое колесо превратилось в многофункциональный контроллер. У современного 911 RSR на руле находится более 30 органов управления, которые задействуются в определенных комбинациях и позволяют управлять различными функциями автомобиля. Два специалиста в Вайссахе непрерывно работают над новыми решениями, которые позволили бы расширить возможности настроек при одновременном повышении комфорта.

От обычного руля до многофункционального контроллера всего за 20 лет

Современный руль: как телевизионный пульт дома

«В 1999 году я, будучи еще юниором Porsche, выступал в кубке Carrera. Тогда на руле не было ни одной кнопки: не было радиосвязи, не было лепестков переключения передач, не было ограничителя скорости на пит-лейне. Заезжая в боксы, мы всегда должны были смотреть на спидометр», – рассказывает посол марки Тимо Бернхард (Германия) о своих первых годах в гонках.

Многолетний заводской пилот и чемпион мира в гонках на спортивных автомобилях 2016 года стал свидетелем громадных перемен. Кубковый Porsche к сезону 2001 года получил на руле кнопку радиосвязи, в 2004 году у Porsche 911 GT3 RSR в Американской серии Ле-Ман количество органов управления выросло до шести. Переключатели и кнопки устанавливались тогда в обычные модифицированные спортивные рулевые колеса, которые находились в свободной продаже. При этом расположению этих органов управления отводилась лишь второстепенная роль.

Porsche

Но со временем и по мере развития техники именно этот фактор стал выходить на первый план. Расположение переключателей находится в центре внимания разработчиков, стремящихся обеспечить пилотам возможность интуитивного управления.

«Все это напоминает ситуацию с домашним телевизором – говорит Паскаль Цурлинден. – Пульты дистанционного управления получают все больше кнопок для приложений, Amazon Prime и прочего. Тем не менее мы быстро привыкаем к ним. Если я покупаю другую модель той же самой марки, то я сразу же понимаю, как мне ей пользоваться. В компании Porsche мы действуем аналогичным образом. Так как расположение всегда следует определенной схеме, гонщики, пересаживаясь из одной модели в другую, не сталкиваются с какими-либо проблемами».

Эргономика: когда победа зависит от одного нажатия кнопки

При определении мест расположения органов управления решающую роль играет мнение пилотов. Во время разработки они дают ценные советы, позволяющие обеспечить оптимальную эргономику. На первом этапе определяется место расположения четырех самых главных кнопок: ограничителя скорости на пит-лейне, ограничения скорости под желтыми флагами, запуска/выключения двигателя и радиосвязи. Затем согласно списку приоритетов распределяются места для других органов управления. При этом разработчики всегда помнят о том, что некоторые функции задействуются комбинациями клавиш – подобно комбинации Ctrl+Alt+Del на персональном компьютере.

«Важность правильного расположения и оптимальной эргономики мне, к сожалению, пришлось ощутить на себе», – вспоминает Ромен Дюма о неприятной ситуации в 2012 году.

«Тогда я выступал за рулем Porsche 911 GT3 R в гонке на горе Пайкс-Пик и был лидером, однако наверху пошел дождь, а потом даже снег. И тут я все проиграл. Почему? На руле была установлена кнопка стеклоочистителей. Ее надо было нажимать одну секунду, чтобы перевести стеклоочистители в прерывистый режим, и три секунды, чтобы включить непрерывный режим работы. Это было слишком сложно. Ведь на Пайкс-Пик один поворот следует за другим. Пока я включил стеклоочистители, прошло много времени», – рассказывает француз, который уже четыре раза становился победителем в подъеме на известную вершину в штате Колорадо. Подобный опыт заставил разработчиков существенно переосмыслить свои подходы.

Передача данных между рулевым колесом и бортовой электроникой: достаточно одного кабеля

В настоящее время гонщики с самого начала принимают участие не только в определении схемы расположения органов управления, но и в составлении соответствующих инструкций по эксплуатации. Инструкция к рулевому колесу Porsche 911 RSR состоит из 27 страниц.

«Все это довольно быстро остается в голове, что позволяет полностью сосредоточиться на управлении, – говорит заводской пилот Porsche Мэтт Кемпбелл (Австралия). – И все благодаря тому, что мы вовлечены в процесс разработки. Заводские пилоты Porsche наиболее часто принимают участие в длительных гонках на выносливость. Поэтому управление должно быть не только интуитивным, но и максимально легким, не вызывать физического напряжения. При выборе новой схемы расположения органов управления на руле это является главной задачей».

С автомобилями, используемыми в соревнованиях клиентских команд, как например Porsche 911 GT3 R, также ведется серьезная работа. Рулевое колесо должно быть в равной степени удобным как для заводских пилотов, так и для гонщиков-любителей. И здесь в ходе разработки важно найти соответствующий компромисс.

Porsche

За последние десятилетия рулевые колеса быстро изменились не только по своей функциональности. Многократно адаптировались также их форма и материалы. Круглое рулевое колесо с ободом из дерева или позднее стали превратилось в настоящий контроллер, который по своей форме напоминает лежащую на боку восьмерку – как у современных самолетов.

«Если сравнивать старые и новые рулевые колеса, то сложно поверить в то, что новые благодаря использованию алюминия и карбона оказываются легче старых. И это несмотря на органы управления, индикаторы и всю электронику», – говорит Паскаль Цурлинден.

Руль в современном кокпите легко снимается, чтобы водитель мог быстро и безопасно покинуть автомобиль или занять свое место. Связь между рулем и электроникой автомобиля осуществляется через так называемую CAN-шину.

«Обмен данными в обоих направлениях идет по одному проводу. Это просто потрясающе», – говорит Цурлинден.

Porsche

  Article "tagged" as:
  Categories:
AMSRUS
AMSRUS

C 2014 года amsrus.ru

Больше статей
Напишите комментарий

0 Комментариев

Еще нет комментариев

You can be the one to start a conversation.

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.