Это Брест, «Варшавский мост» — место, которое не спит, не знает праздников и выходных. По крайней мере, так было долгие годы до ночи 15 марта. Но сегодня шлагбаум опустят — и, возможно, надолго. Все из-за карантина, из-за коронавируса.
МИД сообщил: «С 00:00 15 марта 2020 года (ночь с субботы на воскресенье) польской стороной приостанавливается пограничное движение на белорусско-польском участке границы, прекращается международное авиа- и железнодорожное сообщение, в том числе транзитный проезд». Весть, возможно, предсказуемая, однако от этого не менее неожиданная.
Только таким парадоксом можно объяснить тот факт, что за два часа до часа икс в очереди на въезд находилось не менее десяти автомобилей. Немецкие, польские, украинские номера, таблички с первым, седьмым и третьим регионами — контингент собрался разношерстный. Мотивы у всех разные, но цель одна — во что бы то ни стало оказаться сегодня ночью на западном берегу Буга.
Ушлый на вид, приземистый мужчина объясняет группе растерянных кавказцев:
«Еще вчера был там. Стояли люди в химзащитных халатах, померили температуру электронным градусником — который, как пистолет, ко лбу прикладывают. На какой-то тряпочке постоять требуют — типа дезинфекция. А еще анкету новую выдают. Нужно заполнить личные данные, обязательно указать телефоны — вроде как для экстренной связи, если у тебя обнаружат вирус. Короче, чуть что — найдут, где бы ни был. Тебя и тех, с кем ты контактировал».
То ли от холодного ветра, то ли от нервов слушатели переминаются с ноги на ногу — им явно нужно быстро и срочно. Впрочем, как и всем другим.
– А много машин сегодня проехало — в последний день перед закрытием? — спрашивают у девушки, заканчивающей смену в будке с надписью «Страхование», у конца очереди. Ее работа — выписывать «зеленую карту» и наблюдать за всем происходящим.
– На самом деле поток не останавливался. Я тоже слышала о перекрытии границ. Еще удивилась: с утра было все заполнено, но многие уже проехали. Куда они едут? Прямиком в карантин?
Здесь, в конце очереди, нет прямой связи с самим пунктом пропуска. Пограничники и таможенники не сообщают, каков дальнейший план действия. Отсюда и много вопросов, задать которые некому. Все в неведении, в переживаниях: что дальше? успеем ли? а если выйдет, то что там ждет — карантин или все как обычно?
Еще в пятницу ГПК Беларуси официально заявлял: «Все наши пункты пропуска функционируют в штатном режиме, прекращение их работы не планируется. И ни от одной из сопредельных стран нам пока не поступало информации о том, что планируется прекращение работы».
А уже в субботу днем с диаметрально противоположным сообщеним выступает МИД: «Пересечение границы в некоторых авто- и железнодорожных пунктах пропуска Польши будет разрешено только гражданам Польши, их близким родственникам, людям, имеющим „карту поляка“, дипломатам, гражданам, имеющим право постоянного или временного пребывания, грузоперевозкам».
При этом, как отметили в МИД, граждане Беларуси из вышеперечисленных категорий будут уже в Польше направлены на 14-дневный карантин.
Журналисты «auto.onliner.by» подходят к Skoda с польскими номерами, спрашивают через форточку:
– Не боитесь, что попадете на родине в карантин?
– Сo?
– Nie boisz się kwarantanna?
– Честно — боюсь, — на сей раз поляк отвечает на русском. Его опасения серьезны. В понедельник нужно на работу, а тут такая история. Все планы разрушены.
Те самые кавказцы, которые слушали истории о градуснике-пистолете и тряпице-дезинфекторе, переживают не меньше. Говорят, у них вид на жительство в Германии. Планировали возвращаться завтра. Но как только услышали сообщение о закрытии границ, тут же рванули обратно. Все хотят проскочить. В карантин не хотят.
Мужчина, в конец очереди, не выдерживает: «Да ну его, точно не успею. Позвоню сейчас начальнику — пусть идет он лесом. Меня же только попросили машину из Бреста выгнать, в Польшу привезти. Чтобы я еще две недели на карантине завис? Нет уж. А черт! У меня же своя собственная тачка там осталась!»
Он выхватывает из кармана телефон, максимально резкими движениями набирает номер и отходит в сторону. Содержание его дальнейшего монолога можно передать разве что фразой «ураган виртуозного мата».
Никто в этой очереди не знает, что будет дальше, что их ждет на самом погранпереходе. Будет ли закрыта граница или удастся прорваться? Всех ли отправят в карантин или только тех, у кого температура? На сцене вновь появляется приземистый мужчина. Уверяет, что прямо сейчас в самом пункте пропуска стоит его человек.
Передает слова товарища: «Стоим у „дьютика“ (Duty Free), ничего не движется. По ходу, польские погранцы сами не знают, как быть дальше, что делать с потоком».
От себя говорит, мол, возможно, придется разворачиваться, несмотря на то, что в очереди перед ним всего одна машина. Заявляет о намерении уехать тем же уверенным тоном, что и фразу:
«Еще полчаса постою».
Настроение всеобщего неведения порядком надоедает. Ни одна машина не проехала за шлагбаум. Журналисты «auto.onliner.by» подходят к молодому человеку в форме с надписью «Приграничный сервис»:
«На табло в начале „отстойника“ никакой информации не появится, даже если границу перекроют. На табличке отображаются только номера машин. Но всех пропустят — не вижу проблем. Наши пограничники и таможенники тоже дадут проехать без препятствий. А вот поляки на своей границе уже будут решать: пустить или разворачивать. Отсюда связи с ними нет. Вот люди и стоят, надеются».
По словам премьер-министра Польши Матеуша Моравецкого, режим введен до 23 марта с возможностью дальнейшего продления вплоть до середины апреля.
В воскресенье после полудня, журналисты «auto.onliner.by», вновь подъехали к пункту пропуска, чтобы выяснить, на самом ли деле заработал запрет. По словам местных сотрудников, с начала смены проехало 8 машин. Четыре из них выехали обратно — то есть их развернули. Еще четыре пока не добрались до польских пограничников. По данным Госпогранкомитета РБ, на 13:00 очередь автобусов и легковушек составляла 0 (ноль) автомобилей. Онлайн камера показывала небывалую картину: совершенно пустой мост через реку Буг.
Президент Российской Академии Художеств, основатель и директор ММОМА Зураб Церетели предоставил для проекта специальное исполнение… Read More
Exlantix ES дебютировал на Пекинском международном автосалоне 2024 года как четырехдверное электрическое купе, предназначенное для… Read More
Дизельная версия рамного внедорожника Read More
Exeed объявляет о начале продаж нового среднеразмерного кроссовера TXL Автомобиль доступен в четырех версиях: Business,… Read More
Во время международного автосалона в Пекине Chery планирует представить робота Mornine Read More
Прямая скидка увеличена до 250 000 рублей, а общая выгода может достигать до 470 000… Read More