Правительство пускает на дороги беспилотники. Похоже только Яндекса

Правительство пускает на дороги беспилотники. Похоже только Яндекса
06 ноября 19:09 2018

Первые беспилотные машины на российских дорогах появятся уже в марте 2019 года, эксперимент пройдет в Москве и Татарстане

Минпромторг разместил на сайте проект постановления правительства РФ «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автодорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств» с 1 марта 2019 года по 1 марта 2022 года на территории Москвы и Татарстана. По улицам (их список не указывается) будут ездить автомобили с системами, не требующими «физического воздействия со стороны водителя».

Российские власти, напомним, уже несколько лет обсуждают возможность допуска полностью автономных авто на дороги. За рубежом уже активно тестируют подобные транспортные средства. Экспериментальный беспилотник на базе Toyota Prius есть у «Яндекса», беспилотные электробусы «Шатл» и «Матрешка» — у КамАЗа/НАМИ и Volgabus соответственно.

Проект беспилотной «Газели» недавно анонсировал и ГАЗ. С 2014 года по поручению президента Владимира Путина правительство реализовывает национальную технологическую инициативу (НТИ) «Автонет» — государственный план до 2035 года по развитию технологий беспилотных авто и электромобилей. Финансирование НТИ до 2020 года превышает 50 млрд руб., из них 28,5 млрд руб. — из госбюджета. Проект постановления подготовлен в рамках реализации дорожной карты «Автонета».

В документе подробно расписана процедура допуска беспилотных авто на дороги. Компания—владелец машины для начала должна иметь уставный капитал не менее 100 млн руб. Сама машина будет оснащена системами для «непрерывной видеорегистрации действий водителя и окружающей дорожно-транспортной обстановки», а также кнопкой для «активации и деактивации автоматизированной системы вождения», которую водитель сможет нажать, не отстегивая ремней безопасности.

Для участия в эксперименте подается заявка в государственный научный центр ФГУП НАМИ с перечнем беспилотных автомобилей (не более 200 в одном регионе) и списком страхующих водителей (стаж не менее трех лет, без лишения прав). НАМИ, проведя испытания, выдаст свидетельство о соответствии авто требованиям безопасности. Затем машину надо будет зарегистрировать в ГИБДД с отметкой о том, что в конструкцию внесены изменения для проведения «правового эксперимента». С этого момента машина имеет право выезжать на улицу, водителю необходим путевой лист с маршрутом следования беспилотника. Все параметры движения должны записываться и передаваться в НАМИ и МВД.

Интерес представляют нормы, описывающие возможное ДТП с участием беспилотника. Еще до подачи заявки в НАМИ владелец машины должен застраховать гражданскую ответственность на сумму не менее 10 млн руб. либо разместить эту сумму на депозите нотариуса или на эскроу-счете в банке, где деньги будут заблокированы и выплачены пострадавшим в случае аварии. Собственник понесет «полную ответственность за ДТП, происшедшие с участием принадлежащего ему транспортного средства при проведении эксперимента».

В пресс-службе «Яндекса» документ поддержали, уточнив, что разработка ведется рабочей группой НТИ «Автонет» по поручению вице-премьера Максима Акимова.

«Мы считаем его важным для развития сферы беспилотного транспорта в России, потому что особенности искусственного интеллекта требуют обучения в реальной дорожной обстановке,— заявили в компании.— Мы уверены, что итоговая редакция постановления будет предусматривать все необходимые меры безопасности для участников дорожного движения при тестировании беспилотных автомобилей». В пресс-службе «КамАЗа» подтвердили, что «заинтересованы в документе».

Президент компании Cognitive Technologies (разработчик технологии для беспилотного вождения) Ольга Ускова назвала проект «скандальным». «Он явно готовился в интересах нескольких крупных компаний, включая «Яндекс»,— считает она.— Допуск к эксперименту основан на финансовых, а не технологических возможностях компании.

В России есть несколько десятков небольших стартапов, работающих в области автономных технологий, но уставный капитал в 100 млн руб. доступен мало кому. Если постановление примут в таком виде, российский рынок для этих стартапов будет закрыт, они вынуждены будут уехать за границу, Россия потеряет отличных специалистов». Госпожа Ускова заметила, что каждое транспортное средство, в зависимости от принадлежности к тому или иному типу автономной системы (всего их шесть, согласно классификации Society of Automotive Engineers, SAE), испытывается на полигонах по специальным методикам, прежде чем выйдет на улицы.

«Никто уже не выпускает беспилотники без верификации, но в документе Минпромторга об этом ни слова»,— отметила она. Выбор испытательных зон она назвала «очень странным». «С 2019 года за рубежом начнутся испытания беспилотных технологий, позволяющих водителю не участвовать в управлении машиной на хайвеях,— говорит она.— Где в Москве хайвеи для проведения таких испытаний? И каковы будут критерии их успешности, кто это будет оценивать?»

Эксперимент готовился специально под «Яндекс», подтверждает источник, знакомый с ситуацией: в пилотном проекте можно использовать только присутствующую на рынке модель, оборудованную датчиками и камерами: «Яндекс» с его Prius по данному критерию проходит, «Шатл» НАМИ — уже нет.

В пресс-службе «Автонета» на критику заявили, что проект постановления готовился для «всех разработчиков высокоавтоматизированных транспортных средств».

Беспилотник Яндекс такси побывал в аварии

Интересно, что «Яндекс» уже проводил испытания на дорогах общего пользования: в начале 2018 года машина курсировала по улицам Москвы, причем на выложенном в официальном аккаунте «Яндекса» видео видно, что водитель находится на водительском месте, но к рулю не притрагивается. Позже машина проехала 800 км от Москвы до Казани по трассе М7.

Однако в апреле 2018 года в интервью “Коммерсанту” начальник ГИБДД Михаил Черников заявил, что ведомство не разрешало проводить испытания в Москве. В начале сентября «Яндекс» организовал несколько встреч с руководством ГИБДД России, где показывал работу беспилотной машины. В октябре машина также демонстрировалась начальникам региональных управлений ГИБДД в Сочи. По итогам Михаил Черников заявил: полностью беспилотных автомобилей на дорогах в ближайшее время не появится, нужны отдельные требования к водителям, которые находятся в салоне для страховки.

Адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько считает, что в случае ДТП с беспилотным автомобилем вопрос об ответственности будет решаться «на общих основаниях».

«Сложности могут возникнуть в случаях отказа электроники либо ее некорректной работы в нестандартных условиях,— считает он.— Например, в аварийной ситуации, при возникновении неожиданных препятствий на пути».

Теоретически за ДТП можно привлечь и водителя, считает юрист, эксперт по безопасности дорожного движения Катерина Соловьева, но для этого все обстоятельства аварии должны быть установлены в ходе расследования. В перспективе, считает она, при причинении вреда беспилотным авто ответственность за ДТП наступит только финансовая, причем независимо от тяжести последствий. «Нормы уголовного кодекса в действующей редакции в этом случае не применимы. Разработчика технологии в теории тоже можно наказать, если выяснится, что в софте автоматизированной машины есть системная ошибка, приводящая к некорректному поведению авто на дороге,— говорит она.— Это можно будет расценить как халатность».

AMSRUS
AMSRUS

C 2014 года amsrus.ru

Больше статей
Напишите комментарий

0 Комментариев

Еще нет комментариев

You can be the one to start a conversation.

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.