С.Асланян: «В японском УК есть статья «Неэффективное управление активами акционерами»?» — спрашивает меня Twitter. Нет, в корейском это есть. Вообще уголовное законодательство очень многих стран сильно отличается от нашего, пугая иногда своей прозорливостью и точностью. Например, мне очень нравится, как в малазийском уголовном кодексе статья №1 — это не измена родине, это вывод активов за рубеж. Тот, кто выводит активы за рубеж, получает пожизненное. Представляете, у нас была бы такая, мягко говоря, статья.
«В американском фильме «Маска», Сергей Степаныч, сервис отнюдь тоже не фонтанирует» — из Санкт-Петербурга. Там неавторизованный дилерский центр, там как раз вот тот самый гараж. Гаражи бывают разные.
Peugeot 206
Вы как раз спрашиваете меня: «Какую именно машину в данный момент мою лечит мой хороший мастер?». Он лечит Peugeot 206, ей уже 8 лет, это, наверное, последняя в нашей стране легально проданная 206. Маленькая, на самом плохом в мире автомате, она пробежала уже 60 тысяч и автомат по сию пору, кстати жив, но это такая особенность вождения.
«Слышали, что КАМАЗ мастер на 2 года выходит из соревнований. Это нехватка денег или у спонсоров упали доходы?». Самая большая проблема КАМАЗ мастера в том, что ее покинул отец-основатель, который придумал ее, человек, который создал команду, человек, который создал этот бизнес. Кстати, совершенно автономная фирма, у нее с КАМАЗом общее только название и очертание кабины, во всем остальном это с чистого листа. Блистательный был бизнес проект. Очень патриотичный, прекрасно показывающий, что в стране, в которой умеют летать в космос и вообще не умеют делать автомобили, могут иногда создавать вот такие на хорошем уровне управления менеджерские проекты. Поскольку отец-основатель теперь не принимает участия в руководстве этой команды, проект, естественно, загибается плюс определенные нюансы, связанные с регламентом, с тем, что все-таки нужно тратиться, тратиться, тратиться и, в общем, это уже тупиковая ветвь. Кстати, если посмотреть правде в глаза, то там же все-таки в этом Камазе нашего-то что? Особенно после того, как швейцарские двигатели Liebherr? Не очень много, можем уже позволить себе забыть эту страницу, хотя раньше она нас очень даже радовала.
«Папа денег не дает, Костик деньги сам возьмет» — цитата из фильма «Гений» пишет Евгений из Пензы. Да, так и есть. Когда наш работодатель не доплачивает своему работнику, мы получаем ту самую кузькину мать, которую в данный момент принимаем за бронхиальную астму. Хотя, конечно, подразумевалось нечто более результативное и достойное. Ведь никто нас не неволил, мы могли построить себе с нуля прекрасные сотовые сети, мы могли обзавестись производством компьютеров, мы могли начать производить технику современного уровня, но как-то так получилось, что, например, мы ездим на корейских машинах, у нас корейские компьютеры, корейские смартфоны, корейские стиральные машины. Сколько у корейцев в Корее наших автомобилей, наших стиральных машин, наших сотовых телефонов? Ну, при этом Корея — это не чтоб об нее вытереть ноги, забыть и высморкаться, а мы супердержава. И когда наша супердержава начала обзаводиться автомобильным бизнесом, мы сделали совок, настоящий такой концлагерный совок, где начальник прекрасно понимает, что у него все воры, а все воры прекрасно понимают, кто у них начальник.
И вот я долгие годы работаю в официальном дилерстве, у меня журналистика — это хобби. Я вот здесь подобным образом прекрасно провожу время, а в действительности моя работа в основном сводится к тому, что я директор по рекламе разных автомобильных брендов последние лет 20. И я с утра до ночи сижу на всех этих совещаниях, хожу в ремзоны, я общаюсь со слесарями, я вижу, что там происходит, я могу в любую ремзону зайти и вот прямо сходу показать пальцем в ящик слесаря и сказать набор запчастей левых, которые там лежат для того, чтобы они были установлены на клиентские автомобиль. Я знаю все эти схемы списания, я знаю все эти варианты воровства и они все их знают.
Например, дилерская сеть Subaru построенная Сергеем Вадимовичем Успенским, а Сергей Вадимович — это блистательный спортсмен, это выученик завода, это человек, который прекрасно знает достоинства советской власти, он знает главный признак советской власти и главную бациллу впитал на заводе ЗИЛ товарища Лихачева. Товарищ Лихачев шел по конвейеру с именным пистолетом и грозился расстрелять, поэтому Успенский начинал всегда обычно с совещания с того, что «вы меня разорили». Например, ему сделали в кабинете ремонт — первое, что он говорит: «Так. Ты меня разорил, я тебе ничего не заплачу, пошел нафиг отсюда», и все те, кто вкладывал свои материалы, сердце, душу еще что-то — они идут на фиг. И слесаря у него такие же обобранные хозяином, потому что хозяин стоит на принципе «вы у меня все воры».
В общем, удержалась дилерская сеть Subaru, потому что все-таки пришли другие игроки и она перестала быть монопольной. А во-вторых, машина Subaru оказалась довольно прочной. Если бы это был какой-нибудь любой другой бренд, его бы похоронили бы уже давно. Просто в силу отношения хозяина к этому бизнесу, подобных бизнесов у нас большинство, большинство людей у нас работает по принципу «быстренько здесь, без последствий там, только себе на карман, а вы все вокруг воры». А мы с вами рисуем себе другую картинку — чисто, красиво, хорошая мебель, улыбающиеся девочки: «Здравствуйте, чем вам помочь?», предварительная запись, все очень красиво, но больше ничего нет. Вот эта калька есть, а всего остального нет.
Кстати, официальное дилерство в Европе если кто помнит — помните как продается BMW в Германии? Это евросарай это такая лачуга одноэтажная, где почему-то стоят машины стоимостью в целое состояние, дворца вокруг нет и ремзоны рядом нет и вообще ничего нет, а сбоку, если приглядеться, один подъемник. А всем этим руководит Гершульц, который является генеральным директором, он же является главным инженером, он же является старшим слесарем, а его фрау Шульц — она же бухгалтер, она же повариха, она же уборщица, а слесарь в ремзоне — это их сын, и это семейный бизнес. И все, и никаких вариантов. И они продают 5 машин в месяц, они прекрасно знаю свою прибыль на долгие годы вперед, друг у друга они не воруют, они знают, каким процентом банк их поддержит, они прекрасно понимают свои перспективы на ближайшее тысячелетие и у них там все совершенно по-другому. У нас подобное невозможно.
Мы не допустим, мы не допустим, чтобы это у нас это заработало, мы не допустим, чтобы у нас было по-человечески. И я многократно этот пример уже приводил вам, когда фирма Дженсер стала дилером Nissan №1 в Европе. Представляете, у нас в России фирма Дженсер торговала Nissan лучше, чем это делали по всей Европе вместе взятой. Один из отцов-основателей Дженсер — Игорь Пономарев, царство ему небесное, умер в возрасте 44 лет, математик, человек с очень хорошим опытом в том числе дилерского контакта в пользу клиента. Давайте перестанем его грабить, давайте перестанем грабить его норма-часом, давайте перестанем его грабить пятикратной стоимостью запчастей? На что ему представительство сказало: «Игорек, ты сейчас контрактик-то на стол положишь и на фиг отсюда пойдешь, ты нам тут не мешай».
Вот и все, что вы хотели знать о цивилизованном бизнесе в нашей стране, как модно сейчас говорить. И, конечно же, ничего не получилось, скандал был грандиозный, потому что человек захотел, чтобы эта структура повернулась к нам с вами лицом, просто в силу того, что Игорь такой был. Ему этого никто не дал. И такие попытки регулярно происходят, но на корабле он гасится, потому что неэффективность позволяет так или иначе жить в привычном болоте и нормально воровать. Если все по-честному, то эта честность рано или поздно выйдет в том числе боком, но нужно, чтобы эта честность была не локальной, а она была с основной частью бизнес климата государства. А вот государство то уж тем более этого не допустит. Поэтому да, оазисы у нас случаются.
И я помню ситуацию, когда человек купил Citroen C5 и уехал на Новый год отдыхать на берег Белого моря. У него эта машина сдохла, он позвонил в Москву и сказал: «Ребят, померла». Из Москвы пошла техничка, и техничка туда приехала вопреки воле владельца бизнеса, а в силу просто личного отношения генерального директора, нанятого человека. Этот нанятый человек — Илья Геращенко, очень известный в автомобильных кругах. Он посчитал, что вот то, как человек сейчас, купивший Citroen, мучается на другом конце нашей страны, нельзя оправдать ничем и он должен ему помочь. А техничка туда пришла и выяснилось, что случай абсолютно несъедобный и не вылечишь ты там в деревне под Мурманском. И техничка туда тогда из Москвы пошла второй раз с запчастями. И хозяин машины, понимая насколько это патовая ситуация, сказал: «Ребят, семью хотя бы», и техничка оттуда во второй раз рейс вывезла семью и третьим рейсом туда пришел эвакуатор в Мурманск из Москвы только потому что генеральный директор Илья Геращенко тайком у владельца бизнеса. Владелец бизнеса по сию пору об этом не знает, хотя уже сколько лет прошло. Если бы узнал уже бы тогда пристрелил его на заднем дворе. Вопреки знаниям и воле владельца, бизнеса машина туда пришла, забрала и привезла в Москву и здесь этот случай был признан гарантийным и это были издержки фирмы, и это была репутация фирмы Citroen и того дилерства, в котором эта машина была продана.
Если бы об этом узнал владелец это был бы грандиозный скандал и несмываемое пятно в биографии Ильи Геращенко, который просто честный человек, который посчитал недопустимым бросать вот этого несчастного владельца, вся вина которого в том, что он купил себе французский автомобиль, неприспособленный к езде в -35. У них там был такая стандартная проблема перемерзания одного очень важного патрубка, который так получилось, в Европе всегда снаружи, а в нашей стране он обычно ближе к тепленькому к мотору.
Аркадий: Большое спасибо Вам за эссе, которое вы сейчас рассказали про дилера. Да, был случай сдал дилерскую машину, примерно тоже самое — к машине не допускали, но как мог, проконтролировал, а в этом году нет. Большое спасибо за эссе, которое вы про Пикуленко рассказали недели две назад.
Сергей Асланян: Ой, я Сан Саныча еще не все рассказал. Сан Саныч — он любимый, я про Сан Саныча еще только начал рассказывать. Со временем у нас будет многотомник про Сан Саныча.
Аркадий: Я с ним знаком, у меня его визитка, у него моя визитка.
С. Асланян: Ценно.
Аркадий: Ценна, да. Жизнь моя прожита не зря. Но мой вопрос в другом. Вот вы всегда проповедуете, продвигаете, что вторичные машины всегда со сдвинутым одометром.
С. Асланян: Да, я по крайней мере другого не встречал, хотя книжке какой-то читал, что было.
Аркадий: Я знаю массу людей, которые наезжают в год 5 тысяч, 4 тысячи, 3 тысячи, 2 даже. Продолжать?
С. Асланян: У меня дома такая машина есть, которая в год проходит 8 тысяч.
Аркадий: С одной такой машиной я познакомил Сан Саныча, он сидел за рулем такой машины. Машине 40 лет, она пробежала ну там 100 тысяч. Это было в прошлом году в Йошкар-Оле. Эта машина даже выставлялась на сайте Эхо Москвы. Я не владелец, я приятель владельца.
С. Асланян: Вы хороший посредник, но в остальном случае машина с маленьким пробегом…
Аркадий: У меня есть три машины, семья большая — четыре водителя, но одна машина в заложниках, я имел несчастье сдать ее на реализацию.
С. Асланян: Ооо…Как плохо-то все.
Аркадий: Хорошо машина, дешевая и она уже стоит не один, не два, не пять месяцев.
С. Асланян: Какой кошмар! А забрать ее не пора?
Аркадий: Я призываю всех, кто нас слушает ни в коем случае не отдавать машину на реализацию. Там бандиты еще хуже, чем вот то, что вы сейчас рассказывали.
С. Асланян: Да. Но вторичный рынок — все-таки это поле для мошенничества, а не для продажи автомобилей. Если еще и машину продадут — это опция, это бонус.
Аркадий: Вот моей машине было условно говоря «Я не бабушка по магазинам», на работу пешком.
С. Асланян: А почему же на реализацию то, Аркадий? Почему друзья эту машину не захотели у вас взять?
Аркадий: Есть друг, который хотел, который предлагал свою машину в подарок Сан Санычу Пикуленко, вот Сан Саныч не взял.
С. Асланян: И всю схему поломал
Аркадий: Ну, вот так вот сложилось.
С. Асланян: Редкий случай. Аркадий, все-таки в большинстве случаев, когда машина с маленьким пробегом и неплохая, из проверенных рук, ее отдают тем, кто уже видел эту биографию, уже понимает ее, хочет ее. Когда вы ее отдаете в обезличку, много очень вопросов. А вот когда вы ее продаете, предлагает друзьям, у кого-то дети подросли, кому-то сыну нужна первая и так далее, там все без вопросов нормально, ее берут, ездят и дальше уже накручивают нормально 200 тысяч сверху и этот утиль уже спокойно приходит к перекупам, они скручивают обратно и вот тут мы получаем внятную биографию машины, на которой бабушка ездила в церковь последние 80 лет.
Слушатель: Я являюсь владельцем двух автомобилей Nissan. Nissan Qashqai и Nissan X-Trail. Первый 2010 года X-Trail 2013 года. Qashqai уже проехал 100 тысяч километров и хочется наверное его на что-то поменять и реально не знаю на что.
С. Асланян: Представляете, специально для такого человека, как вы, у которого есть и Qashqai, и X-Trail, фирма Nissan теперь их объединила в одну машину. Нынешний Qashqai, и нынешний X-Trail — это один и тот же автомобиль, разница только в том, что у X-Trail сзади может быть 2 сиденья, он чуть длиннее, а машина абсолютно одна и та же. Видите, а вам пришлось покупать две разные. Сейчас бы вы купили одну и у вас проблем было бы гораздо меньше.
Слушатель: Машины-то все равно нужны две.
С. Асланян: Печаль, да конечно. И поменять на что-то кроссовер, который вас устраивал, который был очень нежным, очень аккуратным, очень легким, он был легким по характеру, он хорошо ехал.
Слушатель: Он был беспроблемным.
С. Асланян: Да, и пока до рубежа 100 тысяч беспроблемным. Вы вышли на рынок и увидели, что там на замену ему ничего нет.
Слушатель: В принципе да.
С. Асланян: И эта ситуация имеет тенденцию к усугублению, потому что модель становится меньше, а Lada Priora все больше. Не пора ли покупать отечественный автопром? Нет, не пора. Поэтому любую машину, которую вы сейчас купите на те деньги, которые у вас есть, она и будет альтернативой. Хотя она скорей всего не будет кроссовером, скорее всего, она не будет иметь дорожный просвет вас устраивающий. Скорее всего она не будет даже Nissan, потому что модельный ряд Nissan тоже сильно сократился. Вы же уже перед тем, как отвернуться от Nissan в другую сторону, поглядели по сторонам что же там такое предлагают конкуренты.
Слушатель: Честно говоря, не нашел чего-то такого альтернативного по цене и по характеристикам. И наверное, в целом хочется взять тот же Qashqai. Я так понимаю, что технически он остался абсолютно той же самой машиной.
С. Асланян: В принципе, да.
Слушатель: И ничем он меня не удивит, кроме некими изменениями во внешнем виде и все.
С. Асланян: Да, так и будет, он станет удобнее. Он имеет, в том числе варианты с дизельным мотором. Ну и как всегда: хотите передний привод, хотите полный. Либо вы уходите к корейцам и начинаете смотреть на Creta, а в результате покупаете себе Tucson, либо соответственно тоже самое, только у Kia сделанное, и оно будет 2х литровое, оно уже будет ближе к X-Trail и будет стоить 1,5 миллиона, но правда, будет классным автомобилем, вот совсем классным.
Слушатель: А скажите, поглядывал в сторону Renault Kaptur и интересует четырехступенчатый автомат, у них это тот пресловутый…
С. Асланян: Да. Да, его было необходимо сохранить, потому что в этой стране после 1812 года не все вопросы решены. Поэтому вот так вот нам самый плохой в мире автомат.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) АСЛАНЯНОМ СЕРГЕЕМ СТЕПАНОВИЧЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ (УЧРЕДИТЕЛЕМ, ЧЛЕНОМ, УЧАСТНИКОМ, РУКОВОДИТЕЛЕМ ИЛИ ЛИЦОМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ОРГАНА ЛИЦ, УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 9 ФЗ «О КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ»), ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ. Сергей Асланян - автоэксперт
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.