Автомобиль считается средством повышенной опасности в первую очередь из-за своей массы, а значит и энергии, которую он способен «сообщить» другому автомобилю или, не дай бог, пешеходу. Современные технологии делают автомобили безопаснее, но, вместе с тем, создают риски, которые раньше могли присниться только в страшном сне.

Актер Антон Ельчин

В июне этого года стало известно о трагическом инциденте, связанным как раз с такими технологиями. Безжизненное тело американского киноактера российского происхождения Антона Ельчина было зажато между автомобилем Grand Cherokee и воротами его собственного дома в Калифорнии.

Американские СМИ считают, что автомобиль Ельчина покатился из-за конструктивного дефекта рычага переключения передач. Текущее поколение Grand Cherokee оснащается джойстиком, который управляет сменой режима автоматической коробки, но не имеет четких «позиций» для фиксации режима. Фактически, рычаг качается вперед и назад, а передачу необходимо «ловить» на индикаторе. В результате водители часто путают режимы «паркинг» и «нейтраль». В режиме «нейтраль» колеса не блокируются и автомобиль может покатиться.

Скорее всего, актер покинул свой Jeep, после чего автомобиль тронулась с места и прижал владельца к воротам дома. Антон не смог выбраться, а смерть наступила в результате удушения. Автомобиль весом более 2 тонн просто не дал возможности дышать.

Так получилось, что буквально месяц назад я ездил на автомобиле Jeep Grand Cherokee как раз с таким «джойстиком» и смею предположить, что причина не в дефекте, а именно в особенности реализации рычага. Дефект – это когда работает не так, как хотел создатель. В данном случае, рычаг работает правильно, но “джойстиком” просто неудобно пользоваться.


Обратите внимание, что ладонь водителя, лежащая на рычаге, полностью перекрывает индикацию выбранной передачи. Кнопка слева только усиливает эффект. Но на панели приборов информация о выбранной передачи дублируется и, казалось бы, какие могут быть проблемы?

Related Post

Проблема в том, что в суматохе никто не смотрит на панель приборов. Особенно, когда речь идет о выборе передачи, потому что взгляд машинально направлен именно в сторону рычага КПП. Именно поэтому, многие производители размещают индикацию слева от рычага, что можно было сделать и на этом автомобиле! Производитель может сказать, что это смерть произошла от неосторожности. Может оно и так, но дружественность интерфейса любого устройства позволяет снижать такую вероятность или, наоборот, ее повышать.

В данном случае произошла трагическая случайность, но первопричиной стала именно корявая реализация индикации. Да и сам джойстик, честно говоря, очень неинформативен.

С этим согласились владельцы данного автомобиля и подали коллективный иск к производителю, обвиняя Fiat Chrysler в том, что автопроизводитель мошеннически скрывал изъян рычага переключения передач более чем в 800 тысячах машин, и это вызвало множество аварий.

В результате был объявлен отзыв по требованию Национального управления безопасностью движения на трассах (NHTSA), которое провело независимые тесты и заключило, что качающийся джойстик, устанавливаемый не только на Grand Cherokee, но и на некоторые другие модели концерна, «не является интуитивно понятным и обеспечивает плохую визуальную и тактильную обратную связь с водителем, увеличивая вероятность непреднамеренного выбора передач». То есть, он требует слишком много внимания от водителя, чтобы убедиться, включен ли режим парковки.

Сегодня стало известно, что родители погибшего актера подали в суд на автомобильный концерн Fiat Chrysler. Сумма иска не уточняется, но не стоит сомневаться, что иск будет удовлетворен, а FCA придется неслабо раскошелиться.

В погоне за новыми технологиями, не стоит забывать, что их цель – спасать жизни, а не отнимать их. Возможно, нам стоит быть аккуратнее с такими “фишками”, как Steering by wire, где отсутствует механическая связь между рулем и колесами. Кто будет отвечать в случае аварии?

Алексей Дмитриев

Редактор AMSRUS.ru

Комментарии

  • А все потому, что водители забывают про стояночный тормоз, который вне зависимости от типа коробки использовать обязательно!

  • Насчет рычага КПП, в 60-е годы тоже стали увлекаться кнопочками, но потом снова вернулись к старому доброму рычагу КПП.

  • Если джойстик автомата виноват, то я даже не знаю, в каких грехах они обвинили бы мкпп. На механике тоже часто машины катятся, если оставить на нейтрали. Ибо, всяко случается. Но говорить, мол, "в суматохе можно забыть" - это подмена понятий. Даже в ПДД (в наших, по крайней мере), сказано о том, что покидая автомобиль, водитель обязан исключить его непроизвольное движение. Человека жаль, бесспорно. Но этот иск сродни тому иску старушки, которая подала в суд на производителя "микроволновки" за то, что попытка высушить в ней своего мокрого кота изжарила последнего. Производитель, видите ли, не предупредил о том, что это делать опасно. То есть, то, что аппарат жарит курицу - это не намекнуло старушке, что котик тоже из мяса и получится в микроволновке сочным, с хрустяще-волосатой корочкой. Ну и теперь вы не найдете ни одну микроволновку, в инструкции которой не упомянули бы об опасности подобного действия. Мир словно бы умышленно прогибают под идиотов, честное слово.

    • В ваших словах есть рациональное зерно, но мы говорим о дружественности интерфейса. Помните старые смартфоны со стилусом. Ну если руки не из штанов, то наверно можно пользоваться. Можно пользоваться всем! Вопрос насколько это удобно и несет ли это риски.Что касается механики, то вроде бы сравнение убойное, но !!! тут важно осознание того, что ты включил верную передачу. На механике понять, что ты включил передачу, несложно! Ты ясно понимаешь, что ты включил передачу! Претензия к джойстику именно в том, что ни черта не понятно.

    • В ваших словах есть рациональное зерно, но мы говорим о дружественности интерфейса. Помните старые смартфоны со стилусом. Ну если руки не из штанов, то наверно можно пользоваться. Можно пользоваться всем! Вопрос насколько это удобно и несет ли это риски.Что касается механики, то вроде бы сравнение убойное, но !!! тут важно осознание того, что ты включил верную передачу. На механике понять, что ты включил передачу, несложно! Ты ясно понимаешь, что ты включил передачу! Претензия к джойстику именно в том, что ни черта не понятно.

    • AMSRUS Согласен, с механикой именно так. В какой-то момент даже у новичка наступает понимание, что можно не глядя включить нужную передачу и также не глядя понять, что ты на нейтрали. С таким джойстиком не сталкивался. А вот на автомате я мало знаю людей, которые не глядя переключают, если только это не крайние положения, где можно не смотреть. Это особенность автомата - желательно посмотреть, что переключаешь. Поэтому не понимаю, почему тогда нельзя уделить секунду, что бы посмотреть и на джойстик. Впрочем, и исключать неудобство тоже не стану. И вообще, есть очень мало машин, которые идеальны во всех отношениях для конкретного человека. Ко многому мы просто привыкаем, мирясь с тем, что сделал производитель. Но перекладывать на автопроизводителя собственную безалаберность - это перебор.

    • Прошу прощения, а на ручник? Сдаю на права в Израиле - в первую очередь - ремень всю поездку и ручник(с нейтральной хотя бы, лучше паркинг) при каждой высадке!

    • Андрій Штроймиш именно! То есть, если вышел из машины и не поставил на ручник - ученик не сдал. И я уверен, что это правило есть в ПДД любой страны. Щекотливый момент в данной ситуации, что произойди это с малоизвестным человеком - мир и не узнал бы о трагедии.

    • Вам наверно это трудно понять в силу орочьего воспитания. Но. Напрягитесь. Вот нужно, скажем сделать лестницу. Можно ее сделать с перекладинами через 40см, а можно через 80. С помощью обеих лестниц можно забраться на крышу не сломав шею. Но вероятность одно свернутой шеи на второй при определенном количестве проданных лестниц приблизится к 100%.

  • Эта рукоятка меня достала, как и вся псевдоэргономика и инженерные изыски у WK2 в целом. Но к этой особенности кое-как приноровился - нужно секунду-полторы подержать рукоятку в направлении стояночной передачи и электроника сообразить, что N мы не хотим и сразу перейдёт на P.

Share

Недавнее:

Hongqi представляет свой специальный проект «Шелковый путь» на выставке «Солнечный сад» в ММОМА

Президент Российской Академии Художеств, основатель и директор ММОМА Зураб Церетели предоставил для проекта специальное исполнение… Read More

1 день назад

Exlantix ES дебютировал на Пекинском автосалоне

Exlantix ES дебютировал на Пекинском международном автосалоне 2024 года как четырехдверное электрическое купе, предназначенное для… Read More

2 дня назад

Exeed представляет новый кроссовер TXL

Exeed объявляет о начале продаж нового среднеразмерного кроссовера TXL Автомобиль доступен в четырех версиях: Business,… Read More

3 дня назад

Робот Mornine: от консультанта до повара

Во время международного автосалона в Пекине Chery планирует представить робота Mornine Read More

4 дня назад

Faw/Bestune предлагает уникальные условия на покупку Bestune B70

Прямая скидка увеличена до 250 000 рублей, а общая выгода может достигать до 470 000… Read More

5 дней назад