19 марта одна из опор строящегося Керченского моста, который должен обеспечить эффективное сообщение между континентальной Россией и полуостровом Крым, была снесена турецким сухогрузом «Лира».
По словам очевидца столкновения, в момент аварии опоры не были подсвечены. В компании «Стройгазмонтаж» (СГМ), осуществляющей строительство, заявили, что по правилам опоры и не должны нести на себе элементы освещения, а рабочий мост был обозначен сигнальными огнями на ограждениях-буях.
СГМ принадлежит бизнесмену Аркадию Ротенбергу:
подряд на одну из важнейших строек в России компания получила, не имея до этого никакого опыта в строительстве мостов и без конкурса.
Насколько надежно вообще строят мосты в России и достаточно ли их для нашей огромной страны, выясняла РБК.
В соответствии с отчетом Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, дорожная сеть сравнивавшихся стран (Канада, Германия, США, Китай) – это аккуратно и эффективно спроектированные транспортные сети между всеми регионами государств. В России, как пошутил директор института Михаил Блинкин,
современная дорожная сеть практически совпадает с сетью гужевых дорог в Российской империи.
Современная структура российских дорог – радиальная, все трассы стремятся в Москву, на въезде в которую образуются страшные пробки.
Но еще большую беду представляют российские мосты. На конец 2014 года в стране насчитывалось 42 тысячи автомобильных мостов и 30,5 тысяч железнодорожных. На территории России – 2,8 миллиона рек. В США протекает 250 тысяч рек, а мостов – 600 тысяч (автомобильных и железнодорожных).
О нехватке мостов можно судить в частности по показателю транспортного перепробега. Так, в Москве перепробег составляет 70-80%, в то время как в крупных западных городах – 20-25%. Еще один пример:
чтобы попасть из Архангельска на Соловецкие острова, расстояние между которыми по прямой составляет 240 км, придется проехать 1 200 км в объезд.
Или история, рассказанная главой управления Минпромторга России по Республике Башкортостан: в 2014 году государство закупило для одной из клиник японский томограф. Прибор везли шесть месяцев, за которые в агрегате высохла охлаждающая жидкость.
В соответствии с данными Росавтодора, нормативам соответствует всего 60% дорог федерального значения (показатель включает мосты). В международном рейтинге Global Competitiveness Report Всемирного экономического форума
по качеству дорог Россия занимает 123-е место из 140 и находится между Сьерра-Леоне и Бенином.
В начале нулевых по данным Минтранса состояние 20% российских мостов оценивалось как «хорошее», 18% – как «неудовлетворительное», а 1% находился в аварийном состоянии (примерно 400 мостов). Написанная ведомством «Концепция улучшения состояния мостовых сооружений» предусматривала, что к 2005 году «неудовлетворительных» мостов в стране не останется. Однако на сегодня Росстат сообщает о более чем 500 мостах, проезд по которым небезопасен.
Несмотря на то, что мостостроительных компаний в России более чем хватает, в том числе крупных строительных организаций, способных браться за большие стройки, строительство мостов сегодня просто невыгодно.
Во-первых, это дорого: километр дороги в среднем обходится в 101,7 млн рублей, моста – 579 млн рублей. Более того, по словам строителей, те сметы, которые предлагает государство, просто недостаточны. Так,
при расчетах используется нормативная база 2001 года, а для пересчета в текущие цены используется система индексов, не предназначенных для собственно дорожного строительства.
«Проекты ушли в отрицательную зону, – говорит, например, замдиректора «Сибмоста» Соколов. – Суммы контрактов не соответствуют реальности».
Для того, чтобы строить мосты, нужны стройматериалы и техника, которые к местам стройки надо как-то подвозить – по тем самым дорогам, которых в ряде регионов просто не существует. И это тоже отражается на сметах.
Наконец, в сфере мостостроительства Россия по-прежнему сильно зависит от импорта – импортозамещение здесь практически невозможно. Например, ванты для моста на остров Русский в Приморье, основу всей конструкции, разработала и установила французская компания Freyssinet. В России ванты не делают вообще.
Ситуация со строительством мостов в России оптимизма не вызывает.
Например, в 2008 году Россия подписала соглашение с Китаем о совместном строительстве моста через Амур длиной 2,2 км.
Российская часть составила всего 300 м – строят ее до сих пор.
Китайская часть уже практически готова.
Камбарский район Удмуртии 100 дней в году просто отрезан от территории республики, – власти региона пять лет пытались доказать правительству страны, что мосты через Каму и Буй действительно необходимы.
Те мосты, которые строят и строят быстро, по словам Михаила Блинкина, «ивентоориентированные»: 46 мостов было возведено к Олимпиаде в Сочи,
мост за 63,5 млрд рублей, который построили во Владивостоке к саммиту АТЭС, наконец, Керченский мост. Общая сумма этих строек – 576 млрд рублей. Это больше, чем весь бюджет Росавтодора в 2015 году и совсем чуть-чуть меньше, чем плановая стоимость строительства 1,5 тыс. км трассы Европа – Западный Китай через всю Россию (около 783 млрд рублей).
Среди тех немногих статей расходов Росавтодора, которые не стали сокращать, – развитие системы «Платон», принадлежащей Игорю Ротенбергу, и строительство Керченского моста, подрядчиком по которому выступает компания его отца, Аркадия Ротенберга.
На Пекинском международном автосалоне Jaecoo представила две новейшие гибридные модели, открывая новую эпоху в своем… Read More
OMODA представляет «GREEN OJ»: новую экологическую платформу, нацеленную на устойчивое развитие и охрану окружающей среды… Read More
Президент Российской Академии Художеств, основатель и директор ММОМА Зураб Церетели предоставил для проекта специальное исполнение… Read More
Exlantix ES дебютировал на Пекинском международном автосалоне 2024 года как четырехдверное электрическое купе, предназначенное для… Read More
Дизельная версия рамного внедорожника Read More
Exeed объявляет о начале продаж нового среднеразмерного кроссовера TXL Автомобиль доступен в четырех версиях: Business,… Read More
Комментарии
Паром надежнее
вастамнет надежнее
Вор вору помогает.
Потому что и дорог толком нет ;) Враг не пройдет!