Серийный полугусеничный грузовик-вездеход, построенный Горьковским автомобильным заводом на базе “Полуторки”, грузовика ГАЗ-АА, в 1938 году. Первый опытный образец, который именовался как НАТИ-3, появился еще в 1933 году, автомобиль прошел испытания в пустыне Каракумы, на Таймыре и на Чукотке и с каждым годом совершенствовался.
Прототипы, несмотря на поломки, продемонстрировали великолепную проходимость и превосходную, в сравнении с тракторами, динамичность.
В 1936 году появились образцы снегохода НАТИ-ВЗ, созданного, как и его предшественники, на базе ГАЗ-АА. НАТИ-В3, как и его предшественники подвергся ряду доработок, а после, на основании приказа №12 от Наркоммаша от 15 января 1938 года вездеход был принят к серийному производству. Серийным производством грузовика-вездехода занялся Горьковский автомобильный завод, где автомобиль получил название ГАЗ-60.
Грузовик на гусеничном ходу ГАЗ-60 получил тот же двигатель, как и базовая “полуторка”, на основе которой он был построен, однако система охлаждения была доработана, был установлен новый вентилятор и усиленный шестирядный радиатор. Гусеничный ход состоял из рамы, ведущей оси с двумя двускатными колесами, входившими во фрикционное зацепление с гусеницей. Привод от заднего моста к ведущей оси осуществлялся цепной передачей. Движитель имел поддерживающие и опорные ролики, а также ленивец с натяжным приспособлением. Под переднюю рессору был установлен специальный кронштейн, благодаря чему осуществлялась качение подвески.
С ноября 1938 года по февраль 1939 были разработаны серийные чертежи. Опытные образцы были изготовлены в октябре 1938 года, они постоянно проходили заводские испытания, по результатам которых и дорабатывалась техдокументация. Всего до конца 38-го года изготовили пару сотен автомобилей, а в 1939 году было изготовлено почти 700 вездеходов. Машины стали поступать заказчикам.
Вездеход ГАЗ-60 заслужил одобрение публики, и до конца 39-го года потребителям было передано 691 грузовик-вездеход. С началом Финской кампании появилась возможность опробовать вездеходы в деле. Однако вездеход в деле не показал ожидаемого результата, от военных стали поступать многочисленные рекламации.
Особенно много замечаний относилось к гусеницам, которые быстро изнашивались, кроме того они не допускали перекосов, при перекосе гусеницы сваливались с катков.
Чтобы избежать сваливания гусеницы с катков грузовик получил механизм принудительного зацепления гусеницы. Так в 1940 году в свет вышел модернизированный грузовик под индексом ГАЗ-60П.
Перед Великой Отечественной Войной была предпринята попытка установки газогенератора (топливом являются дрова, уголь и т.п.) на ГАЗ-60 с целью приспособить автомобиль к работе в удаленных лесных и таежный районах страны. Однако, ввиду слишком большой потери мощности газогенераторным автомобилем по сравнению с бензиновым вариантом, данный проект развития не получил.
Во время ВОВ, ГАЗ-60 не пользовался популярностью и особого распространения не получил, зачастую на них устанавливали зенитные пулеметы.
В 1943 году выпуск вездеходов ГАЗ-60 прекратили, с оставшихся грузовиков сняли гусеницы и “переобули” в обычные колеса, таким образом, получив стандартную “полуторку”.
До конца войны не дожил ни один вездеход ГАЗ-60. За время производства с 1938 по 1943 год было изготовлено немногим более тысячи ГАЗ-60 разных серий.
На Пекинском международном автосалоне Jaecoo представила две новейшие гибридные модели, открывая новую эпоху в своем… Read More
OMODA представляет «GREEN OJ»: новую экологическую платформу, нацеленную на устойчивое развитие и охрану окружающей среды… Read More
Президент Российской Академии Художеств, основатель и директор ММОМА Зураб Церетели предоставил для проекта специальное исполнение… Read More
Exlantix ES дебютировал на Пекинском международном автосалоне 2024 года как четырехдверное электрическое купе, предназначенное для… Read More
Дизельная версия рамного внедорожника Read More
Exeed объявляет о начале продаж нового среднеразмерного кроссовера TXL Автомобиль доступен в четырех версиях: Business,… Read More
Комментарии
Полугусеничный.
Полуколесный.
Термина "полуколесный" не встречал. Но автомобили с передними колесами (или лыжами) и гусеницами сзади традиционно называют "полугусеничными".