Александр Плющев: Сан Саныч, я так много думал весь вчерашний день о том, что ты нам рассказывал, так меня впечатлили твои рассказы, живо они стояли передо мной, перед моими глазами, что я даже не мог сегодня не сочинить тебе куплет. Точнее, не мог не переделать куплетик из Бориса Борисовича Гребенщикова. Примешь?
Александр Пикуленко: Доброе утро! Да, конечно.
Татьяна Фельгенгауэр: Доброе утро, Сан Саныч.
А. Плющев: Ты знаешь, на самом деле я фактически в этом куплете переделал всего одно слово: Невы на Тывы. Все автомобильные ассоциации написаны Борисом Борисовичем задолго до того, как я придумал это переделать. Послушайте, как это звучит. Извините, у меня со слухом так себе, потому я петь буду очень аккуратно. Это поется так:
Мои жилы, как тросы, моя память как лед. Мое сердце как дизель, кровь словно мед. Но мне выпало жить здесь, среди серой травы. В обмороченной тьме, на просторах Тывы.
Как тебе?
Т. Фельгенгауэр: Сан Саныч, мы больше не будем.
А. Пикуленко: Я потрясен!
А. Плющев: Сан Саныч в шоке!
А. Пикуленко: Да, во-первых, все началось с того, что я все-таки побывал в центре Азии. Наша страна, в большей своей части, как я понял по проекту «Открывая Россию», находится все-таки на азиатском континенте. Центр Азии стоит как раз посредине города Кызыла. Там две достопримечательности: набережная Кужугета Шойгу и центр Азии.
Мы посетили, отправились дальше и заехали… Знаете, бывает так, едешь и попадаешь в туристический аттракцион. Мы заехали к настоящему местному чубану. Я его так назову, потому что на самом деле по-тувински он называется так, что если я это произнесу, то это будет как-то даже неприлично. До сих пор к моему большому удивлению… Знаете, я всегда считал, что где-то там на дальнем севере есть традиционный уклад жизни. А тут мы ехали по пескам, по степям. Красивые, потрясающие, ковыльные степи. Приехали – стоит юрта.
Представляете, стоит юрта, там живет семья: мама, папа, дети, бабушка, у них там лошадки. Живут с натуральным хозяйством.
Кочуют, четыре раза в год. Четыре раза в год они разбирают и собирают юрту, кочуют. Гостеприимные люди. Я был потрясен.
А дальше мы поехали по маршруту, который добыли в несекретной карте Генштаба. Она даже там была обозначена пунктирной линии. Я уже только потом узнал, что это такое. Это караванная тропа чайного пути. По этому чайному пути из Китая через Монголию шли в коробах плитки с чаем. Кстати, местное тувинское население пьет чай по-английски. Варят плиточный чай и пьют.
Т. Фельгенгауэр: С молоком.
А. Пикуленко: Да, добавляют коровье, козье молоко. Тут уж, у кого что есть. Своеобразная вещь. Так вот вчера мы шли по караванной тропе со скоростью караванов. Потому, что караван шел где-то 4-5 км/ч. Но вы представьте себе потрясение: ты идешь караваном, у тебя играет музыка, работает кондиционер, ты находишься на кожаном сидении, вальяжно пристегнутым, и ты движешься. Правда, с приключениями: у нас тут камни резали колеса. Мы вчера 5 колес передали. У нас машина утонула в реке, потому что часть этой тропы проходила по руслу реки.
А. Плющев: Обыденно так.
Т. Фельгенгауэр: В смысле? Совсем утонула?
А. Пикуленко: Вот как раз, когда его вытянули из реки, открыли дверь, из него выливалась вода. Без рыбок, правда. Но, а дальше он завелся и поехал сам. Но сам факт, что современный внедорожник, вышедший на караванную тропу, эту тропу проторил за 8 часов.
Т. Фельгенгауэр: Вы прям действительно со скоростью 4-5 км/ч передвигались?
А. Пикуленко: Да, действительно.
Т. Фельгенгауэр: А почему так?
А. Пикуленко: Быстрей там просто нельзя. Это не дорога, а тропа.
Т. Фельгенгауэр: Так можно было пешком пройти.
А. Пикуленко: Ты знаешь, одна из особенностей прохождения такого маршрута, что
часть людей, конечно, сидит в кожаном кресле с кондиционером, а вторая часть бежит перед машиной и показывает дорогу.
Потому, что там камень, здесь брод, здесь ямка, здесь болотце.
Т. Фельгенгауэр: Видимо, кто-то пренебрегал этими обязанности, потому что и камни резали колеса, и в броде могли утопить автомобиль. Проводники-то у вас там так себе.
А. Пикуленко: Давайте исходить из того, что машина гениальная…
Т. Фельгенгауэр: … А карта Генштаба – так себе. Журналисты, что с них взять.
А. Пикуленко: Рассекреченная карта Генштаба оказалась правильной. По ней был положен трек. Но самое главное, что невзирая на все трудности, этот маршрут мы прошли. Причем там еще на перевале пообедали космической пищей.
Т. Фельгенгауэр: В смысле космической? Из тюбиков? Из пакетиков?
А. Пикуленко: Нет, не из тюбиков. Из пакетиков. Заливаешь пакетик воды, трясешь. А дальше получаешь то, что надо в зависимости от количества воды. Хочешь каши – воды меньше, хочешь – воды больше. Хочешь – жуешь кашу, потом добавляешь воду внутрь себя, оно там раздувается и долго переваривается, а ты сытый.
Т. Фельгенгауэр: А бегаешь ты – 4 км/ч по камням и бродам.
А. Пикуленко: На этом старом чайном пути, к сожалению, пока не поставили никаких кафе. Вот мы выехали, и сегодня у нас очень интересный день. Сейчас я стою как раз на берегу Енисея, экологически чистого. Тут даже роднички есть. Мы приехали к староверам. Нашим соотечественникам, которые когда-то ушли при царе Алексее Михайловиче… Ну, вы знаете мое отношение к таким вопросам.
Т. Фельгенгауэр: К царям?
А. Плющев: К религии.
А. Пикуленко: Мы приехали к ним в поселок, познакомиться с бытом староверов. Получается такая, хорошая этнографическая экспедиция. Но самое главное, что здесь меня поражает, это красивейшие места. Места здесь очень красивые. Но дороги здесь…
Т. Фельгенгауэр: Жить невозможно!
А. Пикуленко: Жить можно. Вот река – это самая лучшая дорога.
Самые лучшие дороги в Туве – это река Енисей и его протоки.
А. Плющев: Я что-то жалею, что не попросил наших слушателей задать тебе вопросы. Время еще есть, а вопросов пока нет. То есть, мы так далеко ушли от автомобилей.
Т. Фельгенгауэр: Вообще мы довольно подробно обсудили плавающих Discovery. Ты просто пропустил это.
А. Пикуленко: Понимаешь, по поводу автомобилей я объясню: это переход в другое качество автомобиля, когда люди с любой профессиональной подготовкой могут сесть и поехать туда, где тропа мало проходима.
Т. Фельгенгауэр: Потому что колеса все равно полетят. С любым уровнем подготовки.
А. Пикуленко: Давай все-таки разделим претензии.
Колеса – это Goodyear, а проходимость – это Land Rover.
Т. Фельгенгауэр: Нет, вообще замечательно. Водоплавающий Discovery – это замечательно.
А. Пикуленко: Нет, водоплавающий Land Rover был красив. Во-первых, это все-таки экспедиция. А в экспедиции должны быть приключения. Приключения тогда, когда что-то происходит. Если просто проехали и ничего не произошло, то что ж это за экспедиция такая. Это неправильная экспедиция. А правильная, когда утонул Discovery, его начали тянуть, зацепились за подводный камень, оторвали у него там все, что спереди. Вот это я понимаю!
Т. Фельгенгауэр: Бедная машинка.
А. Пикуленко: А он теперь едет, как будто его пираньи немного обглодали в этой горной реке. Причем в горах, где мы вчера были, еще лежал плотный снег на этом перевале. И надо видеть, как на некоторых участках машина штурмовала ходом, когда он там подпрыгивает.
И спасибо пластику бампера, который может гнуться, то есть, он отгибается, трещит, но потом встает на место. И машина выезжает, как будто ничего не было.
Я редко загоняю машину в такие экстремальные условия, но мне понравилось, что автомобиль сломать сложно.
А. Пикуленко: Kia Mohave. Именно потому, что он более городской, дешевле в содержании. Так как автомобиль все-таки большой, тут надо внимательно считать. Собственно, и гарантия. На Kia Mohave гарантия 5 лет.
А. Пикуленко: Стоит. На будущий год он выйдет. T6 презентовали, Caravelle, как модификация, будет в следующем году. Стоит ждать, потому что надо его брать с дизельным двигателем, полным приводом. Нам такое обещают. В наших условиях вообще прекрасный автомобиль. На все случаи жизни.
А. Пикуленко: Видел. Мне он не понравился. Он бедно выглядит.
А. Плющев: Отличный ответ на краткий вопрос. Спасибо, дорогой Сан Саныч. Когда ты вообще к нам? Ты теперь вечно скитаешься по просторам Тывы?
А. Пикуленко: Мы еще завтра едем в Хакасию и оттуда вылетаем. Из Тывы не летают.
А. Плющев: И не ходят поезда.
А. Пикуленко: Да, железной дороги здесь нет. Поэтому поедем в еще одну замечательную республику Хакасию, потому, когда уже приеду – вам обязательно про это расскажу.
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.