С официальными дилерами и представительствами ФАС начала бороться еще при Медведеве. Долго не замечая проблемы монополизации автомобильного рынка, ФАС все же рассмотрела неприглядную ситуацию издержек, покрываемых за счет конечного потребителя и призадумалась над схемой, в результате которой любая запчасть обходится клиенту «в три конца». Углубившись в проблему, ФАС обнаружила несколько нюансов.
Во-первых, представительства брендов сражаются против своих собственных дилеров и вынуждают их отказываться от исполнения законов РФ, избегая гарантийных обязательств, уклоняясь от выполнения закона «О защите прав потребителей» и оказывая давление на клиентов. Во-вторых, представительства лишили дилеров права самостоятельно приобретать и реализовывать товар, вынуждая пользоваться посредническими услугами по невероятным расценкам. В-третьих, представительства объявили войну любым альтернативным поставкам и начали инициировать в судах процессы, запрещающие частным предпринимателям и физическим лицам бесплатно брать в руки запчасть с логотипом правообладателя. Подобная архитектура бизнеса направлена на ценовой диктат, исключающий попытки людей самостоятельно обслуживать свои автомобили, лишая возможности получения запчастей и услуг вне дилерских центров. В-четвертых, ФАС обнаружил инструменты шантажа представительств в отношении официальных дилеров, когда покорным дилерам контракты подписывались на срок до пяти лет, а непокорным — на полгода.
Выживая между молотом и наковальней, между представительствами и клиентами, дилеры ловчили, изворачивались, теряя репутацию, качество и клиентов. Пока рынок рос, издержки покрывались за счет увеличения спроса.
Но в первый кризис 2008 года система дала сбой, и дилеры, сохраняя прибыльность бизнеса, пошли на снижение качества обслуживания, снижение зарплат и сокращения персонала. В итоге от дилеров в гаражи и неавторизованные сервисы ушли самые опытные и самые высокооплачиваемые кадры. Люди с высочайшей квалификацией не посчитали нужным оставаться у дилера и получать «кризисную» зарплату. В результате качество обслуживания в официальных центрах резко упало, а в альтернативной системе резко возросло.
В нынешний кризис, когда дилерам стали не по карману даже низкоквалифицированные кадры, качество снизилось до уровня ПТУ, расценки, нормо/часы и запчасти выросли на порядок, клиенты потянулись в гаражи и частные СТОА, где к их услугам лучшие мастера с огромным опытом, личной ответственностью и гарантийными обязательствами.
Массовое перераспределение потребительского потока оказало давление на сопутствующий рынок запчастей.
Несколько частных поставщиков, умело отразивших атаки официальных правообладателей, нарастили поставки и тем самым сильно осложнили финансовые показатели брендов и дилеров, имеющих право пользоваться только официальными запчастями с централизованного склада представительств.
В этой ситуации ФАС, ничего не добившаяся всеми предыдущими потугами и потратившая пять лет впустую, инициировала в голове Дмитрия Медведева мысль о легализации параллельного импорта. Идея состоит в том, чтобы разрешить всем желающим привозить в страну любые автокомпоненты в неограниченном количестве. Тем самым монополизация и ценовой диктат, жестоко выстроенный представительствами за двадцать лет, может рухнуть, освободив рынок новым игрокам. Для потребителей это означает снижение цен на запчасти, для дилеров это подарок судьбы и шанс на выживание, а для бессовестных представительств это публичное доказательство их подлой политики, недобросовестной конкуренции, нечестного предпринимательства, и сокращение доходов.
Предвидя решение Медведева, заинтересованные структуры предприняли информационную контратаку, выступили в СМИ и выпустили пресс-релизы. Самооборона была построена не на аргументах, а на угрозах, стонах и введении аудитории в заблуждение.
Иными словами, когда ФАС и Медведев занялись вопросом всерьез, аргументов в свою пользу у представительств не нашлось.
В среду 22.04.2015 Дмитрий Медведев устроил специальное совещание, посвященное вопросу легализации параллельного импорта. Он рассказал сам себе о положительных последствиях (снижение цен, появление конкуренции), напугал отрицательными (не успеем всех отыскать, проконтролировать, проверить) и не принял никакого решения.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) АСЛАНЯНОМ СЕРГЕЕМ СТЕПАНОВИЧЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ (УЧРЕДИТЕЛЕМ, ЧЛЕНОМ, УЧАСТНИКОМ, РУКОВОДИТЕЛЕМ ИЛИ ЛИЦОМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ОРГАНА ЛИЦ, УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 9 ФЗ «О КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ»), ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ. Сергей Асланян - автоэксперт
Эти твари живучи-дадут откат чиновникам и вывернутся. Хотят сделать продажу б\у только через дилеров.
Не совсем понятно отчего в заметке речь идет об официальных дилерах АВТОМОБИЛЕЙ? Сегмент независимых сто и OEM запчасти пересекаются редко. Нужда в оригинале на таких сто крайне редка. При чём тут представительства автомобильных брендов? Атака авто представительств на поставки брендов афтермаркет была отбита еще лет пять назад. Речь то о том что от параллельного импорта пострадают представительства поставщиков афтермаркет. А мы получим поддельные амортизаторы каяба и левые колодки трв.
Не сгущай. Неоригинальный оригинал всегда присутствовал, и всегда в небольших количествах. А вот спрос на неавторизованный оригинал весьма большой. Да и цены у ряда марок на уровне той же каябы, если официал атм не переплачивать
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.