Александр Пикуленко: Доброе утро! Случилась тут очень интересная вещь. Я увидел тут в Москве на улице тёмно-синие автобусы с волной по верхней юбке. Причём автобусы хорошие, Mercedes. И мне это как-то сразу напомнило, что Москва – порт пяти морей. Я начал разбираться с информацией. Оказывается, москвичей опросили, они как всегда единогласно проголосовали за синий цвет московского транспорта. Мне этот цвет даже как-то понравился. И я вспомнил, что у нас городской транспорт испокон веку был в определённых расцветках. Дольше всех продержался трамвай. Он, надо сказать, и самый старый московский городской транспорт. До трамвая была конка. Потом появился первый трамвай с нижней частью тёмно-бордовой, а вверху – желтовато-кремовой. Как правило, верхний деревянный набор покрывался лаком. А них обшивался железом и был тёмно-бордовый. Причём это ведь сейчас мы поднимаем голову а там написано, что маршрут идёт туда-то, а номер такой-то.
А ведь раньше в стране было очень много неграмотных людей, которые не знали, что это – Аннушка, Букашка, Верочка. Поэтому для них были фонарики: красный, синий, зелёный и белый.
Маршрутов было мало, поэтому сочетание фонарей определяло маршрут для человека, который не мог читать. Синий с белым – Букашка.
Алексей Соломин: Если бы я попал в то время, мне было бы очень сложно понять, где какой маршрут по сочетанию этих цветов.
А. Пикуленко: А тогда люди знали. Потом при Советской власти трамваи долго были бордово-жёлтые. Потом в 1935 году решили уйти от старого мира и часть трамваев покрасили зелёно-белым. Перед войной появилось даже несколько серо-бело-синих трамваев. Так называемый «Голубой вагон». После войны трамваи долго оставались в той раскраске, к которой мы привыкли. Даже чешские трамваи. Уже Tatra появилась. Потом началась вакханалия – их красили и так и сяк. Сейчас, например, я вижу трамваи, покрашенные в цвета Российского флага. По-моему, Бауманское депо покрасило этих уродов Усть-Катавского завода с гофрированными боками типа бронепоезда. Сейчас, я так понимаю, опять всё придёт к единому знаменателю. Тем более, что у нас появляются новые, скоростные трамваи. Они тоже должны быть синие. Жалко, конечно. Я бы трамваи оставил с красным низом и кремовым верхом.
А. Соломин: Это дело привычки. Вот вы привыкли к чему-то.
А. Пикуленко: Традиции – это не так плохо. Традиции украшают город. Лондонские красные даблдекеры, лондонские чёрные кэбы – это украшает.
А. Соломин: Вы просто боитесь перемен.
А. Пикуленко: Нет, я не боюсь перемен. Но давайте про автобусы. Автобусы у нас появились, как вы знаете, в 1924 году, когда комиссия Моссовета поехала в Лондон – это к вопросу об импортозамещении – и заказа там партию автобусов Leyland. Их как раз заказали сразу в таком же цвете, в каком были трамваи – то есть бордовый низ, кремовый верх. Это тоже продержалось довольно долго – до войны, после войны. До автобусов ЗИС-158/ЛиАЗ-158. Они стали полосатые . Там были белые с красной полосой, синий низ – белый верх. То есть они были уже разные. Кстати, чтобы было понятно, о чём я говорю, ЗИС-158 снимался в «Операции Ы» в сцене, когда под дождём герой пытается залезть в автобус. А также когда с Верзилой они выясняют отношения, где он ездит на двух колёсах.
А. Соломин: А автобус из фильма «Джентльмены удачи» у нас иногда называют труповозкой.
А. Пикуленко: Это уже другое.
Он прошёл путь именно такой – ЗИЛ-158/ЛиАЗ-158. В середине шестидесятых был заменён новым автобусом – ЛиАЗ-677. Это как раз тот, который потом получил неприятное название «Скотовоз». В «Джентльменах удачи» как раз Скотовоз.
Первые были очень красивые, салатового цвета с белым. Была такая расцветка. Они были просторные, светлые, с автоматической коробкой передач, с большими площадками-накопителями, с пятикопеечными ручными кассами. Они ездили до середины девяностых. И я думаю, что где-нибудь в провинции до сих пор ползают. Это неубиваемые машины. В момент появления новых ЛиАЗов и когда ещё ходили 158-ые, нам добавили 180-ые Ikarus. Ikarus пришёл уже целиком белый с красной полосой по боку и по передку.
А. Соломин: А я видел как раз красный.
А. Пикуленко: Красный Ikarus – это междугородний. А я говорю про Ikarus 180. Потом, когда пошёл Ikarus двухсотой серии, они все пришли к нам цвета золотистой охры. Таким же цветом стали красить и Ликинские автобусы. И у нас парк автобусов в Москве стал золотисто-охровый, то есть жёлтый. Потом, когда уже пришёл ЛиАЗ-5256, он опять вернулся бело-зелёный. А сейчас автобусы перешли в синий. Есть ещё троллейбус. Долгие годы у нас троллейбус был сине-жёлтый – синий низ, жёлтый верх. Сначала это был ЛК-1 (Лазарь Каганович), потом был ТБ-3. Их делал Ярославский завод. После войны был троллейбус, унифицированный с трамваем – это МТБ-82. То есть Московский Троллейбус Большой, а 82 – это Тушинский машиностроительный завод, почтовый ящик 82.
Кстати, главный конструктор этого троллейбуса и трамвая был секретный, потому что он потом ракетами занимался. Троллейбус был сине-жёлтый. Потом, когда появились СВАРЗовские троллейбусы – сначала их сделали для ВДНХ – они стали бело-красные. И кстати, ЗИЛы, которые пошли, первое время тоже делали бело-красные. Потом троллейбусы стали совсем разноцветные, но сейчас, как я понимаю, им вернут свой естественный синий цвет. Вот такие проходили метаморфозы. В основном, конечно, пыталась московская власть разнообразить поток какими-то цветами или наоборот, весь его сделать одинаковым.
Я предпочитаю, чтобы общественный транспорт был одинаковым, чтобы издалека было видно, что синий с жёлтым – троллейбус, красный с жёлтым – трамвай, а, допустим, зелёный с белым – это автобус.
Алексей Нарышкин: Я сейчас понял, почему мне ваш рассказ о цветах кажется каким-то отстранённым от жизни. По крайней мере здесь, в центре, я давно не видел цвета общественного транспорта. Я всегда вижу его с большими рекламными наклейками.
А. Пикуленко: Да, это большая беда города.
А. Нарышкин: Почему беда? Это деньги.
А. Соломин: Оля пишет нам, что в Бишкеке у каждого маршрута автобуса свой цвет, что очень удобно для очкариков. Автобусы китайские, цвета могут повторяться, если маршруты не пересекаются.
А. Пикуленко: Это очень хорошо. Издалека можно сразу знать, какой твой.
А. Соломин: Елена пишет: «Мне 60. Я помню эти разноцветные огоньки на трамваях, когда меня мама забирала из детсада». Ксюша из Петербурга пишет, что там и сейчас есть эти фонарики на каждом трамвае. Ну и обещанные цвета общественного транспорта. Казань – красные автобусы. Оренбург – муниципальные оранжевые морковки, пишет Руслан. Раньше ЛиАЗы и Ikarus был и жёлтые, теперь все разноцветные в рекламе, пишут из Ярославля. Оранжевый Волжанин, пишет Фархат из Оренбурга. Саратов, Коля: «У нас весь транспорт цвета несвежей рекламы». В Челябинске ещё остался жёлтый Ikarus. Митя из Петербурга пишет: «У нас все трамваи красные, под цвет герба города». Пенза, Елена: «Автобусы зелёно-белые, троллейбусы всех цветов». И, конечно, пишут, что невероятное количество рекламы стало на общественном транспорте.
На Пекинском международном автосалоне Jaecoo представила две новейшие гибридные модели, открывая новую эпоху в своем… Read More
OMODA представляет «GREEN OJ»: новую экологическую платформу, нацеленную на устойчивое развитие и охрану окружающей среды… Read More
Президент Российской Академии Художеств, основатель и директор ММОМА Зураб Церетели предоставил для проекта специальное исполнение… Read More
Exlantix ES дебютировал на Пекинском международном автосалоне 2024 года как четырехдверное электрическое купе, предназначенное для… Read More
Дизельная версия рамного внедорожника Read More
Exeed объявляет о начале продаж нового среднеразмерного кроссовера TXL Автомобиль доступен в четырех версиях: Business,… Read More
Комментарии
ну слава тебе яйца, а то бы сука года три муссировали бы каким цветом и каким сука оттенком , освоили-бы хрен миллионный бюджет
Как поучаствовать в выполнении заказа? !)))
Не верзила, а бывалый.
Ну что вы возмущаетесь! Не понравится синий, перекрасят в зелёный через годик...