Некомплектные автомобили ВАЗ выпускал только в кризис перестройки. Смежники либо умирали от новых экономических условий, либо отказывались от обязательств и не отгружали комплектующие на конвейер. ВАЗ ничего не мог с этим поделать и отправлял в торговую сеть машины без деталей, чтоб будущие покупатели добывали запчасти сами и как-нибудь ставили их на «Жигули». Для обывателя это положение выглядело позором, для завода означало кризис.
К выпуску некомплектных автомобилей АвтоВАЗ вернулся 23.10.2014. Пресс-служба разослала стране уведомление, что из-за трех смежников комплектующие на конвейере закончились. Поскольку сотрудники в пресс-службе оказались неумными, в начале переписки со страной они поведали, что конвейер будет остановлен дабы не делать некомплект, а потом признались, что завод запущен, чтобы дособрать тот самый некомплект.
Причины остановки производства никто объяснять не стал. Но и так понятно, что ситуация не сильно отличается от кризиса перестройки – банки разорили смежников. И несколько дней, пока АвтоВАЗ не выпускал Datsun on-DO, Lada Kalina и Lada Granta, Бо Андерссон изо всех сил теребил административный ресурс и вовлек в решение проблемы руководство страны. Поэтому смежникам срочно помогли встать к станкам, а утопившим их банкам объяснили, как вести себя дальше.
Поскольку Бо сходил на самый «верх», для дальнейшего решения вопроса ему в помощь выдали полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича. 30.10.2014 Бабич достиг понимания с поставщиками. Но пресс-релизов АвтоВАЗа он не читал, подсказку про трех смежников не получил, план по героизму перевыполнил и «вылечил» одиннадцать заводов. О банкротстве он тоже был не в курсе и заявил, что «предприятиям требуется налаживать работу с банками», тем самым нечаянно подтвердив первопричину проблемы.
По планам Бабича, АвтоВАЗ будет трясти еще полгода.
«Мы наметили практические пути, каким образом мы, я думаю, примерно в течение полугода, сумеем снять все противоречия и наладить эффективную систему взаимодействия АвтоВАЗа с поставщиками автокомпонентов в РФ».
На этом полномочия и местный ресурс иссякли и полпред дал пас центру: «Будут подготовлены предложения для обсуждения на совещаниях федерального уровня».
В тот же день 30.10.2014 взрывная волна энергичного Бо устроила еще одно совещание, рангом пониже. Поскольку для решения проблем со смежниками АвтоВАЗу потребуются деньги, которые он выбросит на умирающие заводы, надо было придумать причину финансирования из российского госбюджета французского автозавода. Прикрывать амбразуру выпало замминистра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Дмитрию Горбунову. «Прямую поддержку мы оказывать, конечно, не можем, — признался он, — но мы можем создать максимальные условия».
Поэтому на базе сомнительного технопарка «Жигулевская долина» появится Наноцентр с фондом в 1 миллиард рублей. За эти деньги
«одним из направлений будут новые технологии, новые материалы для автомобиля».
Или не будет вообще ничего, а миллиард отдадут банкам на погашение долгов смежников. Нанотехнологии почему-то не ассоциируются с полезными результатами, но как-то связаны с чудовищными затратами. В финале замминистра поставил пару точек над «i»:
«Для автомобильного кластера наша помощь выражается, в первую очередь, в создании соответствующих компетенций, а также внедрением новых форм управления».
И ведь правду сказал.
По прошествии двух тревожных недель все вопросы вроде бы удалось решить и даже определить перспективу, чтоб не вляпаться впредь и больше конвейер не останавливать. Местные власти безмерно помогли, федеральные власти дали денег, банкиров взяли на мушку, смежники робко вернулись к работе.
Но уже на следующий после совещаний день 31.10.2014 остановился конвейер по выпуску «Нивы». Пресс-служба СП «GM-АвтоВАЗ» сообщила, что у них закончились комплектующие. Смежники подвели… Иными словами проблема оказалась не решаемая. Это не отдельные случаи производственных трудностей. Это кризис отрасли. Она умирает.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) АСЛАНЯНОМ СЕРГЕЕМ СТЕПАНОВИЧЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ (УЧРЕДИТЕЛЕМ, ЧЛЕНОМ, УЧАСТНИКОМ, РУКОВОДИТЕЛЕМ ИЛИ ЛИЦОМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ОРГАНА ЛИЦ, УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 9 ФЗ «О КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ»), ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ. Сергей Асланян - автоэксперт
Особенно наглядно кризис заметен по количеству вакансий автозаводов на хэдхантере. За последний месяц появилась куча объявлений. Похоже, что персонал бежит без оглядки. Зарплата — это первое на чём начинает экономить иностранный работодатель при падении прибыли.
Да что отрасль… Тут вся страна в прединфарктном состоянии.
Когда Сергей пишет подобные почты, то сперва кажется, что он сгущает краски, но это не так. Правду ведь пишет! Экономика на краю пропасти, а автопром первым реагирует, т.к. именно от покупки автомобиля люди отказываются в период смуты.
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.