АвтоВАЗ: судорожные попытки перейти на европейские рельсы

АвтоВАЗ: судорожные попытки перейти на европейские рельсы
06 июня 21:18 2014

Как выглядит приличная машина, на ВАЗе знали всегда. Часть сотрудников для этого ездила за границу «по обмену опытом», часть видела примеры удачного автомобилестроения на заводском дворе, заставленном купленными для состязания с Западом образцами, часть проникала в заводскую библиотеку и читала о чужих достижениях в переводе и в подлиннике. Но пока начальство каталось по заграницам, а прочие разглядывали образцы, не менялось ничего.

Завод, технологии, подрядчики не шевелились. Меняться ситуация начала только после капитуляции и сдаче завода французам. Те пришли в ужас и позорно сбежали домой, сообщив напоследок, что ошиблись, полагая ВАЗ обычным европейским заводом, в котором достаточно просто начать хорошо работать. Но потом ВАЗ продали Франции еще разок и отвертеться не получилось. И хотя сверху оставался наш Игорь Комаров, завод начал меняться.

А теперь, когда им руководит Бо Андерссон, подгоняемый кризисом перепроизводства и планом по валу, процесс ускорился. Но переход на европейские рельсы станет происходить по ходу движения поезда. Первая причина не ждать – падения продаж. Рынок просел на -5.5%, а АвтоВАЗ на -15% (за прошлый год -17%). Прогноз умного Бо в -20% касается всего рынка, а своему заводу он вычислил более мрачную перспективу.

Главным в работе завода считалось общее количество выпущенных машин. И до сих пор официально никто не признается, что завод работает не на потребителя, а на склад. То есть для галочки. Но, как бы ни прятался АвтоВАЗ за статистику, покупатель от него уходит, и в результате лишь увеличиваются товарные остатки неликвида.

В феврале был предпринята попытка простимулировать дилеров на подвиги. Им пообещали поднять маржу с 7,4% до 10%. Но для этого снизили фиксированную часть до 6%, пообещав доплатить 4% за успехи в работе. Дилеры от изумления так и застыли с нераскупоренной поллитровкой… Со стороны могло показаться, что АвтоВАЗ решил начать относиться к дилерам не как к рабам, отлынивающим от работы, а как к партнерам, от которых зависят продажи. Эксперимент провалился через два месяца. Жигули никому не нужны. Выполнить план не получилось. Фиксированная маржа упала и с каждой проданной машины партнеры получили меньше привычного. Дилеры чуть не померли от такой заботы.

Тогда завод поклялся выпускать машины не ради плана, а под конкретные заказы. Впервые в своей истории. Как это делают иностранцы. Если прийти в приличный салон европейского производителя, то у него всегда можно сформировать комплектацию автомобиля под себя и получить через три-четыре месяца то, что хотелось, а не что осталось. Начало новой эры заявлено на июль, но реально система заработает через год, а то и через три. Для начала все равно придется куда-то рассовать залежалые Жигули, навязанные самим заводом. Потом предстоит аккуратно начать дрессировать клиента, приручая его к основам европейской культуры. А параллельно отвыкать от диктата дилерам, когда АвтоВАЗ сам назначал чего и сколько он выпустит и кому куда подбросит на реализацию.

И тут уже возникает главный вопрос: все 44 года существования ВАЗ хвастался только одним – производственными мощностями и количеством отгруженных на склад автомобилей. Бо Андерссон тоже очарован этими цифрами и в интервью горд, что его фабрика готова сделать 801600 штук (рекорд 2008 года). Которые прежде рассовывали по дилерам в приказном порядке и никого не интересовала ни комплектация, ни пожелания клиентов. А теперь вместо плана по валу – индивидуальный подход и персональная комплектация? А завод этому уже научился?

Но самая главная проблема с товаром. Предзаказ на ведро с мотором ситуацию лишь ухудшит. Размечтавшиеся о нормальном автомобиле разочарованно уйдут. Но если до мая 2014 года основным конкурентом АвтоВАЗа был вторичный рынок, где новенькие Жигули состязались с престарелыми иномарками, то отныне мы ввязались в дружбу с Китаем, устранили Алексея Рахманова с должности министра автомобилестроения, не пускавшего Китай на русскую землю, и подставили под прямой удар Бо и его завод. На днях Жигули начнут сражаться за клиента на чужом плацдарме: среди новых иномарок восьмого, двенадцатого и тридцать пятого сорта. А для этого предстоит всерьез поработать над машиной, чтобы она хоть как-то смогла конкурировать.  Притом, что вся модельная линейка АвтоВАЗа состоит из вариаций на одну тему.

Игорь Комаров под нажимом французов оставил определенный задел. Но готового продукта нет, и Бо придется изображать прогресс, качество, иномарочность и европейский предзаказ с Granta хэтчбек. Она и вправду отличается от всего, что завод творил прежде. Например, впервые в истории завода на скобах крепления раскладных спинок заднего сиденья – защитный пластик. Чтоб не скрипело! А детали интерьера теперь прикручены не первыми попавшимися под руку саморезами, а специальными воронеными, чтоб не так било в глаз слесарное происхождение. Есть увлекательные изменения и в глубине конструкции. Granta седан, будучи самой совершенной и безупречной машиной российского автопрома, разваливалась от натуги – у нее расползались сварные швы. Хэтчбеку добавили пару «косынок», усилителей, кое-что стали варить по-новому. А седану? Пока и так сойдет. Зато на хэтчбеке не будет знаменитого корейского электроусилителя Mando, клинившего в крайних положениях и бросавшего ВАЗы на окрестные столбы. Вместо них поставят калужский. В повороте он ведет себя хуже, зато дешевле. И есть надежда, что его не прикусывает. Принято решение выявить причину завывания коробки передач ВАЗ-2180. Сколько лет ее делают, а так и не понятно, что же там издает противный звук. Возможно, торгуя машинами по предзаказу, клиенту предложат выбор: коробку без постороннего шума или привычную с воем, скинув пару рублей за акустическую атаку на нервы.

Модернизация моделей, завода, собственных мозгов, отношения к клиентам, дилерам, поставщикам и продажа по-европейски даст результат через несколько лет. А девать машины некуда уже сейчас. Так с какой стати народ поверит, что Granta теперь иномарка и, скидывая на ходу телогрейки, спешно повалит в салоны? А по надписи. Раз написано Lada Granta, следовательно, уже иномарка. На заводе очень верят, что 15 миллионов нынешних владельцев Жигулей пересядут только на новые Жигули. Даже умный Бо на это очень надеется. Потому, что больше не на что?

  Article "tagged" as:
  Categories:
Сергей Асланян
Сергей Асланян

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) АСЛАНЯНОМ СЕРГЕЕМ СТЕПАНОВИЧЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ (УЧРЕДИТЕЛЕМ, ЧЛЕНОМ, УЧАСТНИКОМ, РУКОВОДИТЕЛЕМ ИЛИ ЛИЦОМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ОРГАНА ЛИЦ, УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 9 ФЗ «О КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ»), ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ. Сергей Асланян - автоэксперт

Больше статей
Напишите комментарий

2 комментария

  1. Игорь Феоктистов
    06 июня, 22:04 #1 Игорь Феоктистов

    Когда будет цивилизованный рынок в России.

  2. Валерий Резников
    07 июня, 10:26 #2 Валерий Резников

    Рынок это , как организм человека (образно выражаясь) , если “украсть печень ” долго не проживет . Так во всех секторах экономики , если это можно назвать экономикой и секторами .

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.